Попытки организовать подобный клуб учителей и школьников, увлекающихся театральным искусством, предпринимались давно. Взять хотя бы знаменитое объединение «Школьный театр», которым сегодня руководит В.Голкин. Есть еще некоммерческая организация «Планета Первоцветов» (Л. Тихомирова), созданная по инициативе зеленоградского Центра творчества «Ведогонь»; театр-студия ДАЛИ (руководитель А.Луценко); центр творчества «На Набережной» (руководитель Ф.Сухов); Детский музыкальный театр юного актера (руководитель А.Федоров); Театр юных москвичей на Ленинских горах (руководитель С.Розов), «Класс-Центр» школы №686 (руководитель С.З. Казарновский), где время от времени собираются для обмена опытом детские театральные педагоги.

Но вопрос о создании открытого клуба для широкого общения любителей театра стоял давно, но только в 2008 году Управление воспитания и дополнительного образования Департамента образования Москвы дало добро на открытие московского городского клуба «Дети - театр - образование».

Инициаторами создания клуба стали «Учительская газета - Москва» и лаборатория интерактивных театральных проектов кафедры эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования во главе с заведующей М.Фоминовой. И, конечно же, главным вдохновителем клуба стала доцент кафедры эстетического образования и культурологи МИОО Александра Никитина.

Существование подобного клуба - большое достижение, ведь проблем у театральных педагогов много. Главная из них состоит в том, что театр в школе в любом его проявлении стоит на стыке основного и профессионального образования, а потому подчас очень сложно решить какие-то организационные вопросы, поскольку до сих пор управленцы от образования никак не определятся, как же классифицировать школьную театральную педагогику. Об этом и многом другом говорилось на первом заседании клуба.

Ценность работы клуба в том, что его участники не просто обсуждают какие-то театральные вопросы, они учатся друг у друга. Ведь освоение театральных технологий важно для любого педагога: как педагога дополнительного образования, так и педагога-предметника. При этом совершенно не важно, что он преподает: физику и математику, литературу или МХК. Педагог должен прежде всего уметь общаться, находить общий язык с учениками. Овладеть навыками общения им помогут в клубе, куда будут приглашать профессионалов - театральных мастеров. Первая подобная встреча и прошла именно 11 сентября.

Клуб дает возможность не только учителям, но и детям расти, развиваться в профессиональном плане. Театр - одно из мощнейших средств воздействия на социализацию, самоопределение ребенка. В последнее время очень остро стоит проблема нравственного воспитания школьника, театральная деятельность этому очень помогает.

Задача клуба - создать единое московское пространство совместного детского и взрослого творчества, для организаторов принципиально важно именно совместить обучение детей и взрослых, ведь благодаря такому живому общению друг с другом учитель и ученик приходят к так нужному им взаимопониманию. В клубе педагоги смогут овладеть театральными технологиями, он поможет им освоить современное театральное пространство.

На базе клуба планируется проводить тренинги, мини-семинары, мастер-классы для педагогов-преподавателей школьных театральных кружков.

Конечно, необходимо решать вопрос репертуара, например, какие пьесы подходят для постановки на детской сцене, что интересно самим ребятам.

Благодаря клубу учителя смогут обмениваться опытом. Для этого руководитель центра творчества «На Набережной» Ф.В.Сухов предложил использовать современные информационные технологии, создавать форумы по темам, интересующим самих учителей.

О проблемах и перспективах взаимодействия школы и театра рассказала зав. кафедры эстетического образования и культурологии МИОО М.Фоминова. По словам Марии Анатольевны, для ее кафедры «театральная деятельность - не только собственно театр, но и сама театральная педагогика, возможность использования театральных приемов, методик на уроках. Попытка сломать классно-урочную систему, сделать урок свободным не только по форме, но и по содержанию». В этом, по мнению Фоминовой, заключается «наша самая большая проблема. Мы стоим ровно на стыке основного и дополнительного образования и стремимся к интеграции этих направлений. Для этого мы разработали целый пакет программ профильного обучения театральным технологиям. Есть специализированные школы с театральным уклоном - 123-я школа и колледж музыкально-театрального искусства №61. Есть еще школа №875 школа в Западном округе с театральным объединением, где с 1-го по 10-й класс используются социоигровые методики, которые распространяла А.П.Ершова. Она сделала очень много для возможности интерпретации сущностных театральных идей в системе образования. Ведь учитель должен быть и режиссером, и актером, организовать мизансцену урока, уметь общаться. Этому же не учат учителя в принципе. Максимум, что есть в педвузах, - выразительное чтение. Авторитарная система преподавания не работает сейчас и не будет работать». Мария Анатольевна рассказала, что сегодня многие педагоги, увлекающиеся театром, хотят сотрудничать, но зачастую просто не находят на это времени, поскольку не могут договориться со своими руководителями. В школе ведь всегда проводится много различных мероприятий, и такие педагоги, как правило, их главные организаторы и вдохновители. Поэтому уже даже собрать педагогов-театралов всех вместе оказывается чрезвычайно сложно. Но необходимо решать эти проблемы вместе, так как на одном энтузиазме эту работу не построишь.

Открыла заседание зам. директора центра фестивальных, культурно-зрелищных и культурно-досуговых программ для детей Департамента образования Москвы Н. Бортник. «Я рада видеть, что театр жив, что здесь собралось так много любителей театра. Театр живет внутри нас, формирует нас, помогает вырасти. Мир не был бы таким без театра. Надеюсь, наш клуб будет множиться и расти. Я желаю удачи в этом благороднейшем деле и как можно больше творческих успехов», - сказала Надежда Васильевна.

Конечно же, не обошлось без приветственных слов директора Центра образования №1409, заслуженного учителя России, председателя Совета директоров школ САО Ирины Ильичевой. Создатели клуба выразили ей огромную благодарность за неоценимую помощь и поддержку, за то, что она гостеприимно открыла двери своей школы для работы клуба.

Ирина Викторовна рассказала о том, что создатели клуба и ее школа вместе готовились к этому дню целый год: «Мы надеемся, что нас ждут уроки мастерства, духовности, нравственности. Мы все сейчас работаем над построением нашей новой школы. Мы все в этом огромном проекте, и каждый из нас понимает, что новая школа - это новые технологии, но прежде всего это классическое универсальное образование. Школа должна существовать на тех ценностях, которыми жила и будет жить наша земля. Я думаю, наш проект дает для этого возможность. Я желаю вам всем построения школы будущего на традициях русского театра».

Конечно, театральные коллективы и театральная деятельность в школе - это одно, а театр как таковой - совсем другая история. Но это единое пространство, и необходимо искать точки соприкосновения. Современным театральным педагогам не хватает общения с профессионалами, они часто варятся в собственном соку, а ведь важно, чтобы они имели возможность встречаться с профессиональными театральными деятелями. Одна из задач клуба - помочь им в этом. Именно поэтому на заседание и пригласили театральных режиссеров. В перспективе работа клуба - пространство творческого общения.

А.Шапиро и Д.Изместьев рассказали о том, каким они видят театр сегодня, поделились секретами творческого ремесла. Оба режиссера посетовали на то, что сегодня телевизор начинает подавлять театр, что театру становится все труднее с ним соперничать. Поэтому так важна та работа, которую ведут собравшиеся в зале педагоги-энтузиасты. Развитие детской театральной педагогики, привлечение к ней общественного внимания - залог того, что театр никогда не потеряет своего зрителя, которого воспитывает школа с детства. По их мнению, театр не может изменить человека, но оказывает на него неизгладимое впечатление. Шапиро назвал сегодняшний театр элитарным массовым искусством, по его мнению, в театр нынче идет часть просвещенного зрителя. Необходимо как можно больше расширять эту часть, тогда она будет проводником культурного начала среди общей массы населения. В этом и есть, по мнению режиссера, задача современной театральной педагогики. Необходимо так обучать ученика или студента, чтобы развивалось мастерство и уровень личности, чтобы параллельно развивалось игровое начало. По мнению Шапиро, еще одна из задач клуба - обобщение современного театрального опыта.

Конечно, у клуба большие планы. Уже составлена программа на целый учебный год. Здесь и мастер-классы, и «круглые столы», и знаменитые «Тигры» (театральные игры) Ф.Сухова, и читки пьес, и литературная гостиная, и, собственно, сами спектакли детских театральных коллективов. Ну а в мае 2010 года, когда состоится закрытие первого сезона работы театрального клуба «Дети - театр - образование», пройдет «круглый стол» по итогам работы. Очень хочется, чтобы это был разговор в основном об успехах и о том, что клубу удалось сделать из намеченного. А в то, что успехи будут у этих замечательных людей - больших энтузиастов своего дела, верится твердо. Ведь только те, кто по-настоящему любит театр, живет им, могут делать такую нелегкую работу - развивать детскую театральную педагогику. Остается сказать спасибо Московскому институту открытого образования и его ректору Алексею Семенову за создание такой замечательной кафедры, которая к своей работе по повышению квалификации и переподготовке учителей относится так творчески, заинтересованно.