- Как быстро летит время! Еще живы в памяти волнения и тревоги московского и российского конкурсов «Учитель года», еще невольно возвращаешься к своим конкурсным урокам и мастер-классам в поисках новых поворотов темы, еще анализируешь ошибки и заново радуешься удачам и находкам, еще стоят перед глазами яркие уроки коллег. А на календаре уже 2009 год, прошло целых 6 лет, которые позволили убедиться в истинности утверждения: «Конкурс - это праздник, который всегда с тобой!».

Для меня конкурс не был реализацией собственных амбиций, я шла защищать честь моего педагогического коллектива, потом - Юго-Западного округа, потом - Москвы. Главное требование к себе - выглядеть достойно, так как по тебе судят о педагогическом сообществе, которое ты представляешь. Признаюсь, я очень старалась. Мне кажется, получилось неплохо.

После конкурса возникает огромное желание поделиться всем, что ты видел и слышал, всем, чему научился. Я разработала и внедрила новую систему научно-методической работы в школе, опираясь на прочный уже существующий фундамент, выпустила книгу по материалам успешно защищенной диссертации, стала вести модульные курсы для педагогов округа, делилась опытом на семинарах, мастер-классах в Москве, Ленинградской области, Ханты-Мансийском автономном округе, Латвии, выступала по актуальным вопросам развития образования на заседаниях Правительства Москвы, в средствах массовой информации. Благодаря участию в конкурсе возобновилось сотрудничество с альма-матер - Московским педагогическим государственным университетом, кафедрой методики преподавания литературы. Участие в работе диссертационного и ученого советов заставляют постоянно следить за развитием педагогической мысли, буквально на днях прошло заседание инициативной группы выпускников МПГУ - победителей и лауреатов конкурса «Учитель года».

Убеждена, что учить других можно, только постоянно обучаясь самому. Два года, проведенные за партой в МПГУ, позволили не только получить новую специальность, но и сделать свою работу более эффективной, открыть новые грани в столь сложном и новом для меня деле - управлении образовательным учреждением. Я и не предполагала, сколь скоро эти знания понадобятся на практике, но в 2007-2008 учебном году я возглавила свою школу, которая к тому времени стала Центром образования «Школа здоровья» №1071. Мой замечательный директор Ирина Щербо находилась в годичном отпуске, и мне из «лириков» пришлось переквалифицироваться в «управдомы». Результат, честно скажу, порадовал: мы заняли первое место в рейтинге школ Юго-Запада, были награждены Грантом Москвы.

Но опыт управления отчетливо показал недостаток знаний, я опять отправилась за парту, на этот раз - в РЭА им. Плеханова, получать образование в рамках президентской программы подготовки управленческих кадров. Еще один диплом с отличием, впереди, возможно, докторантура...

А как же дети, преподавание? Для меня учительство и мой предмет всегда остаются на первом месте. За эти шесть лет - два выпуска, реализация проекта «Читающая школа» и клуб «Грамотей», более 20 исследовательских работ, созданных моими детьми и успешно представленных на конкурсах, новые элективные курсы, система дистанционной подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе, создание консультационного пункта по подготовке к ЕГЭ в рамках окружной инициативы, классное руководство, клуб семейного чтения. Но самое главное - уроки, уроки каждый день, уроки, которые веду я, уроки, которые дают мне мои ученики, уроки, которые преподносит жизнь.