- Учась в институте, я никогда не сомневалась в правильности выбранной профессии. Единственное, что смущало, так это странные перспективы роста у учителя, то есть возможность карьеры. Чем отличается учитель молодой от проработавшего много лет? Только отсутствием опыта (а это ни в каких единицах не измерить). Их социальное положение одинаково, отличия в профессиональном статусе не принципиальны (подумаешь, у кого-то 12-й разряд, а у кого-то 14-й, разница не столь велика). Завуч или директор - эти должности не воспринимаются как логическое продолжение профессионального роста учителя. В общем, как ни размышляй, а учитель всегда останется только учителем. Это обстоятельство многих моих однокурсников отпугнуло от работы по специальности. В школе сейчас только четверо из 26. Меня с существующим положением дел мирило то, что чувствовала себя на своем месте, могла сказать, что это я могу делать хорошо. Не ждала ничьих похвал, никакого признания, почета.

Но учебный год 2004-2005 многое изменил. Конкурс «Учитель года Москвы», как и многое в своей жизни, не планировала, сначала даже воспринимала это как лишние хлопоты, зачем-то взятые на себя. Раздирали противоречия: с одной стороны, мне никому ничего не хотелось доказывать, я сама лучше всех знаю свои сильные и слабые стороны, с другой - вдруг это тот самый случай, когда возможно по-иному повернуть жизнь, идущую до сих пор ровно, однообразно. И я отдалась воле этого случая.

Мой директор, Павел Панкин, когда обсуждал со мною участие в конкурсе, выдвинул как главный аргумент: «Вам будет приятно об этом вспоминать». И он, как всегда, был прав. Сначала округ, потом город. Незабываемая неделя в Поведниках (или Паведниках, эту языковую загадку так никто и не разгадал), где не только 24 участника, но и члены Большого жюри попались дважды на остроумную первоапрельскую шутку некоторых членов Большого жюри и команды КЭСовцев.

Потом была поездка в Калининград: там проходил конкурс «Учитель года России». И снова череда конкурсных заданий. Калининград мне представлялся почти до последнего дня городом, состоящим из трех достопримечательностей: завода, тюрьмы и гимназии №1. Только это успевали мы увидеть по пути в гимназию, где все и происходило. Именно в Калининграде я поняла простую, но для меня очень важную мысль: я живу в огромной, интересной и творческой стране, в которой при всех наших исторических катаклизмах есть общественный институт, сохраняющий самые лучшие традиции и при этом открытый разумным (подчеркиваю) изменениям, - ШКОЛА. «Как ты проходишь Бунина (словесники иногда позволяют себе такие вольности по поводу русских классиков)?» - спрашивали друг друга учителя с Камчатки, Самары, Мурманска, Москвы, Норильска. Нас много, а классика у нас одна, профессиональные проблемы общие.

Когда-то целым миром мне представлялась школа №1741, где я работала. Что изменилось после конкурса? Я по-прежнему работаю в той же школе, по-прежнему учителем русского языка и литературы, и мне хватает проблем этого мира, чтобы заполнить ими целый день, неделю. Но теперь в моей жизни есть дела, где я выступаю в роли представителя Западного округа: окружные конкурсы, олимпиады, марафоны, конференции (взрыв адреналина во время конкурса до сих пор приносит свои творческие плоды). Как преподаватель Москвы, я вошла в состав КЭС - это коллектив учителей, чей искрометный юмор, острый ум, организаторские способности, деловые качества позволяют московскому конкурсу «Учитель года» всегда быть интересным, содержательным и незабываемым.

Зимой 2006 года мне посчастливилось съездить в Хельсинки, где есть школа, дети которой учат русский язык и учатся на нем. «Учительскую газету» с этой школой и ее директором связывает давняя дружба. А в мае я попала на конференцию по изучению русского языка как иностранного в Варшаву. И теперь могу смело, почти с позиции человека государственного мышления, сказать, что экспортный продукт, несомненно, высочайшего класса в нашей стране - прежде всего РУССКИЙ ЯЗЫК.

Я вовсе не считаю, что просто школьный учитель - фигура маленькая. Но чтобы делать свое большое «маленькое» дело, учителю стоит помнить о возможностях, которые дает наша профессия (не всегда нам хватает смелости и силы воли ими пользоваться).

Это и есть мой карьерный рост, который всегда будет явлением совершающимся, а не совершенным. Остается только надеяться, что мое представление о том, как должна жить и развиваться современная школа, не окажется противоречащим тому, что проводится в качестве реформ в образовании сейчас и что называется модным, нерусского происхождения словом «модернизация». Но (не могу удержаться от желания сослаться на классика - Ф.М.Достоевского) это уже совсем другая история.