- Видимо, прошло время, когда учителями были почтенные дамы и старцы, что смотрели на воспитанников сквозь пенсне. Тогда учитель был не просто педагогическим работником. Это был наставник, существо почти божественное, которому нельзя возразить, которого невозможно ослушаться. Со временем дистанция сокращалась. Так кто он, современный учитель, - вчерашний ученик?

В образовательных учреждениях все чаще преподают тинейджеры «немного за 20». Возникает вопрос: трех-четырех лет вуза мало или достаточно, чтобы стать педагогом? Казалось бы, ответ очевиден, но не все так печально, как кажется. Нужно учитывать, что учителями не всегда рождаются, иногда ими становятся. Перед тем как начать учить, они некоторое время сами учатся. Молодой специалист анализирует не одну книгу, чтобы написать образовательную программу, изучает психологию и ораторское искусство, устраняет пробелы вузовского и школьного образования. Самолюбие не позволяет новичку плохо готовиться к уроку и оказаться в глупом положении. Однажды потерянный авторитет вернуть нелегко.

Уверенность в своих знаниях лишь половина успеха. Приобретая новый статус, приходится осваивать совершенно новую модель поведения. К примеру, студент не сразу привыкает к тому, что его называют по имени-отчеству или на «вы». Однако это необходимо. К сожалению, переход на «ты» со школьниками может привести к печальным последствиям даже в творческом коллективе, где важна командность. Не ровен час дети начнут стрелять у вас сигареты или подарят на Новый год бутылку коньяка. Поэтому если учитель-тинейджер не ругает за яркий маникюр, количество дырок в ухе или разорванные джинсы, это еще не значит, что он ученику ровня.

Современный педагог объясняет, убеждает, дискутирует, но не занимается нравоучениями. Он делится опытом, а не пропагандирует собственное мнение. В этом основная причина доверия детей. Школьник приходит высказаться, поделиться проблемами, быть услышанным. Кроме того, проще подружиться с человеком своего поколения. Студент совсем недавно сталкивался с проблемами, которые только предстоит решать ученику.

Призвание современного учителя заключается в том, чтобы помочь каждому ученику найти свой единственно верный путь, направлять, но не загонять в рамки неоспоримых авторитетов.

Главное не допустить предательства ученика по отношению к самому себе. Школьники по-прежнему доверяют учителям, которые принимают опыт прошлого, не боятся настоящего и помнят то время, когда они сами были учениками.