- Вряд ли можно назвать педагогику производственной областью, как вид искусства педагогику в официальных кругах не рассматривают, а уж слово «мастак» и подавно не употребляется в отношении учителей. И все-таки каждый из нас сохраняет в душе добрую память о тех учителях, для которых звание мастера очень точно. Одним из таких учителей в моей жизни стала Марина Яковлевна Добкина - директор школы №1164, учитель химии и просто удивительный человек. Именно она в самом начале моей педагогической деятельности своим отношением к делу, тем, как требовательно относилась к себе, заложила фундамент всей моей дальнейшей работы в школе. Прошло почти 15 лет с момента моего участия в конкурсе, но я отчетливо помню вопросы, которые она ставила передо мной при подготовке рассказа об очень небольшом на тот момент (2,5 года), но все же опыте моей работы: «Чему я хочу научить детей? Что должно быть результатом изучения курса химии? Как это сделать интересным для учащихся? В чем специфика моего преподавания как учителя и как личности?» И я пытался найти ответы на эти вопросы, тем самым определяя для себя основные подходы к преподаванию.

Как и в любом событии, наверное, в моем участии во Всероссийском конкурсе «Учитель года-1995» есть доля случайности. Например, в том, что и жюри, и руководители методического центра Северного округа решились доверить защищать честь округа на московском, и как позднее выяснилось, всероссийском, уровне начинающему учителю. Об определенном авансе в оценке моих достижений в решении предметного жюри «Химия, биология, география» свидетельствует номинация, в которой я был назван победителем - «Надежда России-1995». Не знаю, насколько мне удалось оправдать надежду людей, принимавших данное решение, но то, что многим из того, что произошло за следующие 14 лет, я обязан именно конкурсу, несомненно! За что и конкурсу, и всем людям, с которыми довелось на нем общаться, я безмерно благодарен.

Возможно, слово «благодарен» в данном случае и не очень уместно. Мы ведь не благодарим воду и воздух за то, что они есть. Это просто часть нашей жизни, окружающего мира. Вот и люди, с которыми меня познакомил конкурс, - это мой мир, мои друзья и мои учителя. Но один человек стал для меня самым близким - моя муза, моя любимая - моя жена Ирина. Познакомились мы на конкурсе «Учитель года России-2002», в котором она участвовала и тоже стала финалисткой. А спустя полгода после конкурса, в апреле 2003 года, Ира организовала фестиваль, в котором приняли участие бывшие участники конкурса и я в том числе. А в июле мы поженились. Как тут не поверить в легенду про две половинки? Сейчас уже трудно представить, что могло бы быть по-другому. Да, наверное, и не могло, ведь браки вершатся на небесах.

Вот уже шесть лет как мы вместе. Конечно, это немного. Но за это время мы точно поняли, что друг без друга нам очень плохо. Общие интересы, друзья, переживания, взаимопомощь - как же это здорово знать, что тебя любят и ждут. А общие подходы к решению проблем, в том числе и воспитания, помогают успешно растить двух очаровательных дочек: старшую Катюшу и младшую Машеньку. Когда видишь, как они вместе играют, испытываешь такой прилив сил, что хочется свернуть горы, лишь бы у них все было хорошо. Как и большинству мужчин, к сожалению, мне не всегда удается уделять моим трем «дамам сердца» столько внимания, сколько хотелось бы. Но все проблемы преодолимы, когда знаешь, ради кого ты это делаешь. А еще очень важно, что тебя понимают и во всем помогают. Я часто шучу, что ужасно хочется выйти на «незаслуженную» пенсию: любимая и любящая жена, дочки, друзья, дача... и все-таки понимаю, что без интересной, творческой работы пока еще трудно представить свою жизнь. Так что с пенсией пока повременим! А вот работы меньше не становится.

Вспоминаются слова Л.Н.Толстого: «Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся». Ключевым для меня в этом высказывании стало слово «движемся». Уверен, что это действительно очень важно: пока есть движение, развитие, мы интересны нашим детям, а значит, есть смысл работать дальше.

Инновации, новые проекты, изменение стандартов - все это необходимо для дальнейшего развития образования. И все-таки тем, что российское классическое образование до сих пор остается одним из лучших в мире, мы обязаны именно хранителям славных традиций - нашим учителям. Учителям, у которых, несмотря на все проблемы, хватает времени и сил ежедневно готовиться к урокам, готовить учащихся к ЕГЭ и ГИА, радоваться успехам детей и при этом еще и участвовать в конкурсе «Учитель года Москвы» - в общем, ежедневно подтверждать свое мастерство.