С другой стороны, говоря об учительском потенциале, мы должны рассматривать два взаимосвязанных условия: такой потенциал у учителя должен быть сформирован и мы должны иметь технологии его развития.

Педагогический потенциал начинает формироваться еще в школьные годы, когда ребенок должен увидеть свою будущую профессию, но не с позиции ученика, а с позиции своих учителей. Такую возможность дают разнообразные формы профориентационной работы, к которым должны привлекаться не только опытные педагоги, но и молодые специалисты, своим примером показывающие красоту профессии учителя.

В вузе идет активное развитие педагогического потенциала студентов, накапливание ими предметных знаний. Очень важно, чтобы студенты педагогических вузов не выпадали из системы образования на 5 лет, а оставались активными участниками педагогической деятельности. Мы предлагаем включить в городской и окружные советы молодых педагогов представителей городских педагогических вузов и колледжей, предусмотреть разработку отдельных планов по работе со студентами, вовлечению их в социально значимую деятельность на уровне округов и города в целом.

По окончании обучения в вузе необходимо искать иные формы работы с молодым педагогом. Особое значение здесь приобретает «обучение действием», проводимое ведущими образовательными учреждениями и педагогами, реализующими инновационные образовательные программы и имеющими положительные результаты своей деятельности.

Подчеркну, речь идет не о лекциях, а о совместной работе с педагогами и педагогическими коллективами.

У нас уже сформирована основа для подобной работы. Акция «Учителя года - молодым педагогам» регулярно проходит во всех округах, и каждый молодой специалист может увидеть вершины педагогического мастерства и имеет возможность внедрения этого опыта в свою профессиональную практику. В прошлом году впервые в городском конкурсе «Учитель года» была создана номинация «Молодой педагог», которая показала профессионализм молодых специалистов и их желание учиться и совершенствоваться в своей профессиональной деятельности дальше.

Мастерами не рождаются, ими становятся. Поэтому только с опытом наши знания, полученные в педагогических образовательных учреждениях, перерастут в профессионализм. Хорошо, когда у молодого специалиста есть методическая копилка, которая поможет ему в первые годы работы. В связи с этим мы обратились к городским педагогическим вузам с просьбой разработать с привлечением опытных учителей-практиков серию методических пособий для начинающего специалиста под общим названием «Библиотека молодого педагога».

В этом году кадровые службы округов впервые столкнулись с серьезной проблемой отсутствия вакансий для трудоустройства молодых педагогов. Очевидно, что в начале следующего учебного года эта проблема только усилится. Решать ее можно несколькими путями. Во-первых, это уменьшение нагрузки педагогов и администрации в образовательном учреждении. Во-вторых, это развитие института наставничества.

Сегодня в образовательных учреждениях города работают почти 20% педагогов пенсионного возраста. На наш взгляд, ветераны педагогического труда могли бы стать освобожденными наставниками молодых специалистов. Это позволило бы получить дополнительные места для молодых педагогов, организовать эффективное взаимодействие наставника и молодого специалиста. Мы обратились к Департаменту образования с просьбой продолжить работу по разработке проекта постановления Правительства Москвы о введении института наставничества.

С каждым годом все больше молодых педагогов принимает участие в программе «Школа информатизации». Мы предложили Департаменту образования организовать мониторинг рабочих мест молодых педагогов. Принципиально важно, чтобы рабочее место стало привлекательным, располагало к инновационной деятельности, а приоритет оснащения современной компьютерной техникой отдавался молодым специалистам.

Говоря о современных информационных технологиях, мы считаем, что Департамент образования мог бы рассмотреть вопрос о проведении городской видеоконференции по проблемам профессионального становления молодых педагогов.

Все эти вопросы нужно решать в комплексе, делая акцент на профессиональном становлении молодых педагогов как новой общественной и профессиональной элиты. Поэтому сегодня становится необходимостью создание на базе окружных методических центров лабораторий молодых педагогов (они есть пока только в 2 округах) и развитие окружных школ молодого педагога.