С одной стороны, гимназическое образование имеет глубокие исторические корни и продолжает лучшие традиции мировой и отечественной школы, а с другой стороны, современная гимназия, безусловно, инновационное образовательное учреждение, в основе деятельности которого идея опережающего развития. Иными словами, опираясь на лучшие образцы педагогической культуры, гимназия всегда должна на несколько шагов опережать современную ей образовательную ситуацию.

Современный человек - это личность, которая хочет и умеет жить в гармонии с окружающими людьми и природой, понимает ценность человеческой жизни, уважает людей, их права и свободы, ценность здоровья, знает и соблюдает правила здорового образа жизни. Он хочет и готов приносить пользу обществу, в котором живет, иными словами - служить людям, умеет использовать имеющиеся знания в решении типовых прикладных задач; готов к творческой деятельности.

Совершенно очевидно, что вырастить такую личность способен лишь человек, который сам обладает вышеперечисленными качествами и умениями.

Определяющее значение в успешной деятельности образовательного учреждения имеют уровень профессионализма педагогов и образовательная среда, в которой находятся участники образовательного процесса, и педагоги в том числе. Система «педагог - образовательная среда» динамичная, оба элемента оказывают друг на друга влияние и постоянно изменяются. Педагог может обогащать среду новыми педагогическими открытиями, находками практики или в лучшем случае не оказывать на нее никакого воздействия. Среда может способствовать развитию педагога, если она инновационна, технологична, или тормозить этот процесс, например, при отсутствии системы поощрения и поддержки творческих педагогов.

В связи с этим перед образовательным учреждением встает задача, связанная с созданием условий, которые, с одной стороны, предоставляют педагогу возможность развивать в себе необходимые личностные и профессиональные качества, а с другой стороны, не позволяют ему останавливаться на достигнутых, иногда даже весьма высоких, результатах. Таким образом, среда ОУ должна выступать одновременно и условием, и механизмом профессионального роста педагога.

Главными идеями, лежащими в основе такой среды, должны быть:

возможность самостоятельного выбора способов решения педагогических задач;

возможность творческой самореализации в различных направлениях профессиональной и социальной сфер;

возможность непрерывного повышения квалификации по различным аспектам педагогического процесса, а также получения необходимого образования в соответствии с развитием научно-технического и социального прогресса;

необходимость подтверждать не только свою высокую профессиональную квалификацию, но и право заниматься педагогической деятельностью.

В гимназии учитель выбирает оптимальные пути своего педагогического взаимодействия с каждым гимназистом. Необходимо отметить, что здесь очень важное значение имеет способность учителя составлять и сочетать программы инвариантой части учебного плана, дополнительного образования и проектно-исследовательскую деятельность детей. Таким образом, создается своеобразный кластер, где ученик и разные учителя вместе выступают одновременно и в роли конструкторов, и в роли строителей уникальной образовательной практики. Это высокотехнологичный процесс, требующий колоссальной профессиональной подготовки учителя и очень серьезного материально-технического оснащения образовательного учреждения.

Самореализация достижима в том случае, когда учитель имеет реальную возможность не только самостоятельно решать задачи, но и ставить их и перед собой, и перед коллективом гимназии. Мы решаем эту проблему, неформально включая педагогов в процесс управления гимназией. Это осуществляется через педагогический и научно-методический советы, кафедры, тематические творческие группы, профсоюзную организацию и так далее. Очень важно за множеством организационных форм управления видеть каждого педагога, оказывать ему помощь, публично отмечать его успехи, неформально использовать его достижения. В гимназии создана творческая группа педагогов, которые профессионально занимаются проведением педагогических исследований и пишут диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. В составе группы 10 диссертантов, научный руководитель (директор гимназии, доктор педагогических наук), научный консультант (заместитель директора по науке, кандидат педагогических наук). Привлекаются к этой работе внешние научные консультанты и педагоги гимназии, имеющие ученую степень (их в гимназии 6 человек). Также считаю важным элементом профессионального самоутверждения участие в профессиональных конкурсах.