Осенью 2007 года мой директор Лидия Османовна Тлисова предложила мне участвовать в конкурсе, о котором много слышал и читал, о котором знал, что в нем принимают участие только лучшие учителя Москвы. Но думы о том, чтобы принять участие в этом престижном конкурсе, никогда не было. Между тем, пройдя этап за этапом, я попал сначала на окружной тур, а потом и на городской. Окружной методический центр, Центр дополнительного профессионального образования «Поведники», показательные уроки, мастер-классы, импровизации.., но самое главное - новые знакомые и друзья. И вот финал «Учителя года Москвы-2008». Теперь зовусь финалистом городского профессионального конкурса «Учитель года Москвы-2008» и еще более незнакомо и официально - победителем конкурса лучших учителей России в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2008 году. И все благодаря своей любимой школе №892 - «Школе здоровья», доброму и дружественному отношению руководства и коллег и, конечно, своих любимых учеников.

Участие в конкурсе мне дало возможность увидеть педагогический опыт и мастерство самых лучших учителей Москвы, их достижения в методических и психолого-педагогических изысканиях. Дело в том, что обычное, ничем не примечательное преподавание своего предмета, например, русского языка или математики, любого другого урока, из года в год протекающее по привычной схеме, обыкновенно таит в себе опасность превратиться в банальное занятие, которое, скорее всего, будет напоминать именно работу. Она со временем может наскучить, и тогда неизбежно разочарование в педагогической профессии. Между тем, попав на конкурс и увидев интересные уроки и мастер-классы своих коллег, уже по-иному смотришь на себя и на всю свою работу. Все, что происходит на конкурсе, обогащает новым опытом, и тогда понимаешь, что учитель - это тот человек, который, пожалуй, никогда не должен останавливаться в своем профессиональном и личном совершенствовании.

Участие в конкурсе не может пройти бесследно. Например, меня участие в «Учителе года» обогатило не только методическими находками, но позволило как-то по-новому ощутить себя в общении с моими учениками и школьными коллегами. Ребятам нравится, что их учитель лучший. Вот и приходится быть на высоте, поскольку теперь воспитываешь не только каждым своим жестом, интонацией, выражением лица, улыбкой, направленностью интересов, отношением к делу, всем своим телесным и духовным обликом, но и своим новым статусом - конкурсант «Учителя года Москвы».

На мой взгляд, конкурс «Учитель года Москвы» - это своеобразный компас, показывающий, к чему нужно стремиться в своей педагогической жизни, это ориентир, который направляет только к совершенствованию своего педагогического мастерства и личных качеств. Понимаешь, что успехи, которые когда-то радовали, на конкурсе могут показаться обычным делом, грамотно отработанным методом, ничего собой не представляющим в плане педагогических инноваций. Одним словом, появляется возможность «сразиться» в силе с такими же «умниками», как и ты. В этом смысле конкурс напоминает игру, самую настоящую игру с жеребьевкой, соперниками, зрителями и, конечно же, жюри. Но есть одна лишь разница, которая конкурс «Учитель года» не может отождествить с игрой: соперники становятся друзьями и единомышленниками, а члены жюри - наставниками и учителями учителей. Поэтому на конкурсе «Учитель года» не бывает побежденных.

После того как конкурс завершится, жизнь в конкурсе будет продолжаться. Таковы его последствия. Мастер-классы, деловое общение в кругу новых друзей, встречи с новыми конкурсантами обеспечат неспокойное, но приятное восхождение на педагогический Парнас.

Без случившегося участия в конкурсе уже не могу представить свою жизнь, а о людях-непедагогах думаю, как им, наверное, скучно в своих офисах и кабинетах. Конкурс «Учитель года» сознательно или бессознательно дает возможность понять, что самая благородная, бескорыстная и всегда нужная детям и всем остальным людям профессия - это профессия Учителя.