Многие годы конкурс принимали лучшие школы столицы, и региональные участники могли ознакомиться с реальными достижениями системы образования Москвы, а Москва с интересом воспринимала опыт педагогов из регионов России. Ведь особенность конкурса состоит прежде всего в выявлении тех инновационных элементов содержания образования, его методов и форм, которые разработали и применяют лучшие учителя.

С 1991 года ежегодно проводится конкурс «Учитель года Москвы». Для привлечения на работу в школу выпускников педагогических вузов в 1997 году стартовал самостоятельный конкурс среди студентов старших курсов педагогических вузов и педагогов, проработавших в школе не более года, - «Педагогический дебют». Позже во всех профессиональных конкурсах Москвы появилась важная номинация для учителей с опытом работы от одного года до трех лет - номинация «Молодой педагог».

В организацию и проведение конкурса постоянно вносятся новшества. Значимым событием в конкурсе было участие в 2002-2003 годах в качестве председателей предметных жюри и членов Большого жюри ректоров крупнейших столичных вузов, институтов РАН и РАО, директоров научных центров. Их участие в конкурсе резко повысило научную планку и сделало конкурс более содержательным и привлекательным.

С 2000 года решением оргкомитета была введена номинация «За честь и достоинство», которая вручается ветеранам педагогического труда, продолжающим трудиться в образовательных учреждениях города. В 2002 году Департамент образования Москвы принял решение о поощрении грантами Москвы победителей конкурса в округах, вышедших на городской этап.

Итоги конкурса «Учитель года Москвы» в разные годы подводились в лучших залах столицы, но всегда эта торжественная церемония подведения итогов и награждения победителей превращалась в грандиозный городской праздник профессионального мастерства с участием мэра, членов Правительства Москвы, многочисленных делегаций из тех регионов России, с которыми сложились творческие, дружеские и профессиональные связи у города и его десяти округов.

Любовь САВИНКОВА, руководитель Центра педагогических конкурсов и управления проектами Московского института открытого образования