Послушайте!

А что такое Школы будущего?

Они уже есть?

Ну хотя бы одна?

А если нет, то когда появится первая?

А первая появится в одиночестве?

Появится благодаря или вопреки?

Сначала в Москве или где-то?

Ее или их первых кто-то поддержит?

Образовательная вертикаль?

Или, может быть, родители?

А у нее будут враги?

Ну хотя бы один?

А кто победит?

А вдруг победит Детство?

Послушайте, ведь если Школы будущего открывают, значит...

это кому-нибудь нужно!

У Школы будущего уже существуют целевые и содержательные очертания. Это хорошо известно не только авторам этой идеи, но и педагогическим коллективам, родителям и даже любознательным ученикам. Но все-таки нынешние представления о Школе будущего будут несовершенны из-за игнорирования мнения о ней главных действующих лиц в школьной жизни - детей.

Мы в Восточном округе столицы спросили детей о Школе будущего, и сделали мы это в рамках конкурса, который уже трижды был организован и проведен в нашем округе. Называется он «Лучший ученик», и участвуют в нем яркие представители выпускных классов практически всех школ округа.

Проект Школы будущего в конкурсе был домашним заданием участников.

В дальнейшем свою статью я хотел бы посвятить раскрытию наиболее интересных идей, прозвучавших на этом конкурсе, и пригласить вас оценить их недетский уровень.

А еще я хочу попытаться объяснить, почему у детей рождаются эти идеи.

Послушайте!

Дети - они маленькие или большие?

А когда маленькие становятся большими?

А бывают «удобные» дети?

А «удобный» учитель или директор?

Зачем нынешним детям Школа будущего, если они в ней учиться не будут?

Кто придумал игры в демократию?

А самоуправление - это игра?

Вы хотели бы ребенком учиться в сегодняшней школе?

А в завтрашней?

А в Школе будущего?

Послушайте, ведь если школы открывают, значит, они и есть для будущего!

Детские идеи Школы будущего я разбил на 3 группы. Первая из них - познавательные идеи.

Юный автор предлагает открыть школу-корабль. Дети и педагоги 1 сентября дружно усаживаются на белоснежный теплоход и радостно отплывают в настоящие моря и моря знаний. Самые счастливые здесь учителя - это географы, биологи и, пожалуй, историки. Изучать науки не только по учебнику, но и живым соприкосновением с удивительным и прекрасным - вот главная идея проекта. Мне понравилась реплика из зала во время представления проекта о еще одном достоинстве этой идеи - рядом нет родителей. Зал засмеялся, а ведь это грустная реплика. Автор тогда хорошо отшутился - он предложил отправить в плавание второй теплоход с желающими родителями, чтобы можно было встречаться, но только на стоянках. А у этой идеи есть недостаток. Однажды знакомый капитан поведал мне, что пассажиры в теплоходных круизах выдерживают не больше двух недель, а потом начинают бросаться друг на друга. Надеюсь, что педагоги за счет своего опыта сумеют раздвинуть эти сроки до месяца, а потом нужно возвращаться. До 31 мая и даже до ближайших каникул можно не дотянуть.

Вторая познавательная идея - выездные лесные школы. Это идея сегодняшняя, и если размещать ее в будущем, то нужно хорошо поработать во время подготовки с учебным планом, программами по предметам и, что немаловажно, с межпредметными связями и материально-техническим оснащением идеи. Главными ее достоинствами авторы считают близость к природе, зеленые кабинеты вместо традиционных учебных, новые возможности общения с педагогами и ребятами и... отсутствие родителей. Смотрите, вновь мы спотыкаемся об эту проблему. По аналогии с предыдущим проектом может быть открыть в соседнем пансионате родительскую лесную школу?

Еще одна познавательная идея - океанариум в подвале школы или дендрарий на крыше. У детей все просто - они не думают о финансах и прочих технических мелочах. Но они и не должны думать, поэтому простим им эту раскованность, тем более что фантазировали они еще до кризиса. Кроме близости к природе у последней идеи еще и желание сотворить фантастическое своими руками, а потом об этом серьезно заботиться.

А как вам идея разновозрастного образования? Взрослые, конечно же, давно додумались до этого, но отважился в сегодняшнее время только Щетинин, спрятавшись в поселке Текос где-то под Геленджиком. Конечно же, речь о соседних возрастных параллелях, но все равно это другое образование, со своими достоинствами и недостатками. Автор предъявил немало подробностей проекта, скорее наивных, чем серьезных, но одна мне понравилась особенно: дети хотят не только брать знания, но уже и передавать их младшим. В разновозрастном образовании это неминуемо.

И последняя познавательная идея, о которой хотелось бы поведать, - это не один, а несколько учителей на уроке, причем по различным предметам. Другими словами, автор идеи говорит об интеграции знаний, или целостности познания. Зачем вы, взрослые, раздробили школьную программу на такое множество отдельных предметов? Кто соберет наши знания в единое целое? Начните с двух учителей на уроке и потихоньку прогрессируйте в этом направлении. А что, разве тут не над чем подумать? Только думать надо и не отдельно взятой школе, а министерству, академии и всему педагогическому сообществу.

Интересно, какой импульс посылают нам авторы только что прозвучавших идей Школы будущего? Они хотят, чтобы процесс познания был намного интереснее и привлекательнее как для педагога, так и для учащихся. Они рвутся применить свои знания на практике, в том числе создавая что-то новое и доселе не изведанное. Они хотят целостной картины мира, потому что предчувствуют - благодаря этому могут расти профессионально и личностно.

Вторая группа детских идей Школы будущего связана с дифференциацией образования. Это конкретный практический взгляд современных учеников (в первую очередь старшеклассников) на то, что им пригодится и не пригодится в будущей взрослой жизни и профессии. Что же предлагают авторы проекта? Какие профили?

Во-первых, военизированный. Но здесь движение имеется - это кадетское образование, суворовские училища, школы патриотического воспитания.

Далее школы телевидения. Подготовка профессионалов телевидения. Мы слышим объявления, что такие школы есть, но это скорее творческие объединения и мастерские без базового предметного образования.

Забавна идея школы под названием «Дом-2». Учителя и дети под пристальным оком кинокамер живут, учатся, общаются, ссорятся, влюбляются на радость телезрителям и, наверное, родителям. Обращаю внимание - вновь, в третий раз, родители не допускаются в Школу будущего. Вам нравится эта идея? Жюри тоже не понравилась. Главный аргумент: центральная скандальная составляющая проекта «Дом-2» входит в противоречие с педагогической миссией школы.

Следующая идея дифференциации Школы будущего - Школа будущих президентов. Уточняем - президентов страны. На худой конец - председателей правительства и губернаторов. Но ведь правильная идея - все глобальное и серьезное надо долго и бережно взращивать. Но ведь и здесь есть трудно совместимая со школой составляющая, на этот раз политическая.

Школа-театр. Шикарная идея. Ну, конечно же, не новая. Театр по значительности равновелик образованию, но и почему двум равновеликим не встретиться и не обогатить друг друга, а значит, и человека, который окунется в это чудо. Классы режиссеров, актеров, музыкантов, художников и т. д. Учебные планы и программы для каждого профиля. Мастерские во второй части дня. Грандиозные театральные фестивали. И целостность познания, воспитания и развития в своем педагогическом величии.

И последняя здесь идея Школы будущего - школа в школе, или, точнее, школы в школе. В одной гениальной школе много других профильных школ. Вот даже из представленных сегодня: школа-театр, школа президентов, кадетская школа, школа природосообразности и т. д. Самое сильное достоинство идеи - это взаимообогащение, которое, возможно, приведет нас к пониманию образа будущей нашей страны.

Авторы идеи дифференциации образования в Школе будущего подсказывают нам, что профилизацией мы занимаемся робко, недостаточно, не соответствуя требованиям сегодняшнего и завтрашнего дней. Продвинутые старшеклассники хотят большего и сейчас. А разве кто-то хочет другого?

А последнюю группу идей для Школы будущего я оставил без названия, так как они там все разнохарактерные.

Вот первая. Родительская школа. Это, наверное, ответ тем трем проектам, которые родителей исключили. В школу ежедневно (в крайнем случае 2-3 раза в неделю) должны ходить и родители. Видимо, по вечерам после рабочего дня. (Какие добрые у нас дети!) У родителей те же учебные предметы и те же учителя. (Спасибо и за эту доброту, но уже от педагогов!) Взрослые должны проникнуться радостями и трудностями познания детей, в семье возникнет много новых тем для общения, взрослые успешнее смогут помогать детям (хотя не исключено, что и наоборот), а еще оценки, которые взрослые будут получать наравне с детьми.

Следующая идея. Школа без учителей. Надо понимать - поголовная компьютеризация. Современные коммуникационные и технические средства заменят живого учителя. Дистанционное образование. Уже сегодняшняя идея, живущая несмотря ни на что. Тут, видимо, есть преимущества: оперативность, гибкость образования, интенсивность с учетом личных особенностей, наглядность и многое другое. И все же, как же можно без учителя и живого слова?!

А как вам миграционная школа? В течение года ученик один, с группой или всем классом может мигрировать из одной школы в другую. Проект открывал вполне логичные смыслы для миграции: новые учителя, новые сверстники, новые подходы к познанию, новые открытия. То, что организационно и юридически это трудно представляемо, автора не волнует. Это не его забота, но, согласитесь, интересно!

Другая идея. Школа взаимных оценок. В ней не только учителя ставят оценки детям, но и дети учителям. Эта идея из области демократизации образования. Вообще-то она взята из жизни. И если она выживает в отдельно взятой школе, это скорее исключение из правил, подтверждающее правило: на этом этапе демократического развития страны и образования это невозможно. Но смысл в ней высокий, не только демократический, но также и педагогический, и, может быть, даже философский.

И последняя из сегодняшних идей - Экономическая школа. Сейчас такие модели существуют, но опять же в очень осторожных вариантах. Автор предложил все ухватить в экономические тиски. Труд педагогов и учащихся, результаты их деятельности, уровень знаний и успехи учителей и ребят, организацию всех аспектов жизнедеятельности школы: порядок, чистоту, внешний вид и т. д. Все имеет свою стоимость и в конечном итоге определяет экономическое состояние и благополучие всех субъектов школы. Счета в виртуальном банке постоянно обновляются и выставляются на обозрение всем ученикам, педагогам и родителям. По-современному жестковато, не правда ли? А что, где-то попробовали и убедились в несостоятельности этой идеи? Я не слышал.

О чем говорят, а может быть, недоговаривают нам авторы последней группы идеи? Школа не должна отставать от жизни, а сегодня жизнь немного впереди. Компьютерные возможности используются очень скромно. Демократизация обходит образование стороной. Это, правда, касается всех сфер деятельности человека. Экономические идеи управления пока в школах не приживаются.

Давайте вычленим главное: что предлагают продвинутые дети - авторы только что прозвучавших идей в Школе будущего:

- Процесс познания в школе должен стать интереснее для педагогов и учащихся, иметь практическое применение знаний и живое соприкосновение с наукой, культурой и природой.

- Познание обязано стремиться к своей целостности, сделав смелые шаги за пределы имеющейся интеграции знаний.

- Нынешнее профильное образование не отвечает максимализму старшеклассников. За новым этапом профилизации в школе - изменение содержания образования, технологий обучения и воспитания, изменение устройства и уклада школьной жизни.

- Родители подавляющей части учеников не помощники и не союзники детям, педагогам и школе. А это несоизмеримый педагогический и образовательный резерв.

- Школа недемократична, а посему тормозит свой прогресс и прогресс страны.

- Цивилизованные экономические условия могут, а со временем и должны управлять школой (для этого у руководителя должны быть соответствующие права и возможности). В сегодняшней школе, несмотря на оспариваемую прогрессивность идеи ЕГЭ, у учителя немного мотивации работать профессиональнее и результативнее.

Я понимаю, что о сделанных сейчас мною выводах можно и нужно спорить, но давайте скажем спасибо юным фантазерам Восточного округа столицы за то, что они в очередной раз колыхнули одно из лучших в мире образований.

Осмелюсь сделать несколько предложений, отталкиваясь от своего педагогического коллектива. У нас есть свой набор идей, который позволяет школе заглядывать в будущее, идя своим непроторенным путем. Вот некоторые из них:

- У школы есть стержневая, выверенная годами идея (не та, которую нужно придумать для программы развития). Здесь может быть важнее содержание идеи, ее наличие. Она выстрадана, присвоена всем коллективом сотрудников, включая нянечек, поваров и охранников. Именно она управляет главными ценностями школы, содержанием образования, технологиями обучения и воспитания и критериями результативности работы. Идея нашей школы: целостность познания, воспитания и развития Человека в школе.

- Наряду со сферами обучения и воспитания в школе утверждена третья сфера - сотрудничества обучения и воспитания, имеющая самостоятельное содержание и формы организации по семи различным направлениям.

- Более десяти лет в школе существует аналитическая служба, которая собирает, анализирует и обобщает информацию, имеющую отношение к результативности работы школы по всем ее направлениям, позволяя выработать взвешенные направления на перспективу.

- Школа является автором и организатором трех окружных мероприятий, имеющих прямое отношение к целостности познания, - ежегодного семинара «Целостность познания, воспитания и развития в современной школе», научно-практической конференции учащихся «Целостный мир», конкурса «Лучший ученик Восточного округа».

- В школе высокий уровень человеческих отношений, что является главным фундаментом педагогического строительства.

- В школе смело развиваются демократические идеи и инициативы (чего только стоит ежегодная оценка детьми деятельности всех учителей).

- В школе достаточно много авторского творческого содержания в различных сферах ее деятельности, научного творчества, успехов в различных конкурсах, огромное количество публикаций в педагогической прессе.

Каждые из этих составляющих в отдельности и все они вместе позволяют эффективно влиять на профессиональное развитие педагогического коллектива как на нынешнем этапе своего развития, так и в то время, когда мы вплотную подойдем к реализации идей Школы будущего.

Послушайте!

Школы будущего будут благодарны сегодняшней школе?

Они им скажут «спасибо»?

А они ответят им «пожалуйста»?

А кто должен быть на полкорпуса впереди: страна или образование?

А какие Школы будущего нужны таким, как Пушкин, Циолковский, Чайковский?

А должна быть форма или сменная обувь в Школе будущего?

А апрельские субботники?

В ней все дети будут знать наизусть Гимн России?

И не забудут поздравить с днем рождения первую учительницу?

А что такое Школы настоящего?

А что такое настоящий человек?

Послушайте, ведь если школы будущего открывают, значит, должны быть и Школы настоящего?

Вячеслав КОНДРАШОВ, директор Центра образования №1927, кандидат педагогических наук