Непередаваемое ощущение восторга и удивления не покидает меня целый день! С тех пор всегда, стоит лишь, сосредоточившись, чуть прикрыть глаза, как я снова переживаю ощущения своего восхитительного сна! Он приснился мне весной 2004 года, когда практически все ученики моего класса сдавали в реферативной форме выпускной экзамен по астрономии. Я консультировала ребят, проверяла, корректировала и дополняла работы, писала аннотации, читала отзывы... Возможно, подсознание соединило обильный поток информации о космических объектах с моей давней мечтой о полете в Космос.

Я преподаю астрономию с самого первого года работы в школе, хотя общий стаж учителя астрономии у меня несколько меньше, чем стаж учителя химии. Интересно, мой волшебный сон - это аллегория или потенциальная реальность?

Если это аллегория, то галактикой можно, например, представить каждый отдельный класс (тогда школа - Вселенная!), а ученики его - звезды, каждая в своей неповторимой индивидуальности! И у каждого учителя есть возможность войти во взаимодействие с ними - либо обособленно - дистанцированно, либо полностью растворившись, либо вливаясь в общение с осознанием высокого назначения поддержки и развития каждой звезды - личности этой галактики.

Удивительно, но именно в 2004 году мне пришла идея рождения звезды как общего сюжета праздника Последнего звонка и «космического» оформления актового зала к его постановке. Тогда я написала:

Настоящий учитель -

Это тот, кто несет тебе знанья,

Тот, кто может всегда

Поддержать, дать совет, научить.

Он - науки водитель

В бесконечном процессе познанья!

Он - большая Звезда,

Что стремится весь мир озарить!

К сожалению, нет расчетных формул, с помощью которых можно было бы вычислить суммарный энергетический поток, получаемый от всех учителей за годы обучения в школе одним только учеником! И ежегодно восходят новые светила над непредсказуемым горизонтом будущего!

...10 лет пролетело с миллениума - того самого 2000 года, который принес мне победу в конкурсе «Учитель года Москвы» и Премию Президента за звание «Лауреат конкурса «Учитель года России».

Я по-прежнему работаю учителем химии в школе №1927, получившей 2 года назад статус Центра образования. В 2006 году стала почетным работником образования. В 2007-м защитила диссертацию на тему «Экономизация курса химии в средней школе» и стала кандидатом педагогических наук. В том же году вошла в число победителей конкурса лучших учителей приоритетного национального проекта «Образование». Однако медные трубы - явление преходящее, а вот огонь и вода - неотъемлемые спутники деятельного, неравнодушного и творческого человека, каковым (без ложной скромности) считаю себя.

Я классный руководитель трех выпусков - то есть в этом году с одним из классов мы отмечаем 5-летие, а с другим - 10-летие окончания школы. Юбилей же моего первого выпуска выпадает на 2010 год - Год учителя. Надеюсь, все праздники по традиции пройдут в нашем доме!

И дома выросли замечательные дети! Мы с мужем гордимся ими: сын - кандидат педагогических наук, заместитель директора крупного коррекционного центра, дочка - студентка-выпускница Московского городского психолого-педагогического университета, лауреат межвузовского конкурса «Педагогический дебют-2009». Оба увлеченно работают с детьми, не боясь быть «в ответе за тех, кого приручили». А в семье сына (его жена и теща - тоже педагоги) растет наш любимый внук! Так что проблемы образования переживаем всей семьей.

Сегодня в дискуссиях о новой школе и предположениях о потенциальном социальном заказе на образование во главу угла ставится компетентностный подход. Разные авторы выделяют много различных компетенций-компетентностей, но об очень важной - формировании родительской компетентности речи нигде нет. А разве не она - один из важнейших факторов, определяющих формирование личности, ее развитие и становление?

В статье у Ирины Зимней я нашла весьма рациональную, с моей точки зрения, критериальную базу для оценки сформированности той или иной «компетенции как актуальной компетентности». Она включает 5 аспектов: мотивационный (готовность к проявлению компетентности); когнитивный (владение знанием содержания компетентности); поведенческий (опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях); ценностно-смысловой (отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения); а также эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности (я бы назвала ее самооценочным аспектом). Думаю, правда, что такая характеристика, как «готовность к проявлению компетентности», должна быть смещена на предпоследнее место в этом ранжировании, а «отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения» - на второе. Так вот, мой опыт работы с родителями учеников и собственный жизненный опыт показывает, что из всех этих аспектов самыми «западающими» являются когнитивный, естественно, поведенческий (так как опыт обретается в процессе воспитания ребенка) и самооценочный. То есть практически мы становимся родителями, имея лишь биологическую и в лучшем случае - ценностно-смысловую готовность. Получается, что о сформированной готовности к проявлению родительской компетентности говорить не приходится. Не знаю, существовала ли когда-либо в обществе забота о подготовке к «родительству» на государственном уровне. Учитывая влияние

20-летних кризисных процессов в социально-экономической жизни нашей страны, мне думается, что эта проблема на сегодняшний день в образовательной политике - одна из наиболее актуальных. Потому что без усилий семьи протозвезду или звезду во всем ее великолепии ослепительно-радужного созидательного сияния взрастить очень сложно!..