Но, конечно, больше всего мы будем болеть за учителя истории и обществознания гимназии №1542 Владимира Кружалова, ведь в 2009 году он стал победителем конкурса «Учитель года Москвы-2009».

И до 2009 года я знал имена победителей конкурса «Учитель года Москвы» и относился к ним, как относились древние греки к богам-олимпийцам: почитал, но до конца не был уверен в их реальном существовании. Я не планировал в этом году участвовать в конкурсе, но перед увещеваниями мудрого директора моей гимназии устоять оказалось трудно. Особых ожиданий, тем более победы в конкурсе, не было. Единственное, чего изначально хотелось и, несмотря на мой скепсис, что сбылось на 100%, - это встретиться с интересными и неравнодушными людьми, научиться у них новому, зарядиться творческой энергией, приобрести если не друзей, то хотя бы товарищей и единомышленников, для которых работа в школе не превратилась в рутинное ремесло, вместе с кем было бы интересно обсудить и придумать что-нибудь новое.

Искренно благодарен тем, кто оказывал моральную поддержку. Главная тяжесть помощи моему участию в конкурсе легла на плечи моих учеников и администрации гимназии, а также моих домашних. Первым пришлось терпеть многочисленные отмены уроков, вторым то, что на некоторое время у меня появилась новая семья со своими делами и заботами. Благодарен даже тем, кто мешал моей подготовке своими действиями и советами, потому что некоторым из них я так и не успел сказать и сделать всего того, что хотел, а значит, стал терпимее и мягче.

С победой в конкурсе в моей жизни изменилось пока что немного. Про друзей и коллег окончательно стало понятно, кто настоящий, а кто как у Высоцкого: «... тут про таких не поют». Стало ясно, что в связи с подготовкой к российскому конкурсу не будет отпуска. Стало ясно, что у меня, несмотря на победу, среди участников и финалистов конкурса по всей Москве теперь множество товарищей и друзей.

Недавно один из журналистов спросил, настроен ли я на победу в российском конкурсе «Учитель года-2009». Мой ответ озадачил его. Я сказал, что есть вещи, которые выше победы. Что же это? Это достойное участие. Как историк, я знаю множество примеров недостойных побед и достойных поражений, которые на самом деле ценнее первых.

По итогам конкурса хотелось бы еще большему научиться у удивительно талантливой команды, сплотившейся вокруг Большого жюри московского конкурса. Хотелось бы сохранить отношения с дружной тридцаткой финалистов 2009 года. Хотелось бы улучшить благодаря полученным знаниям свою систему преподавания в школе. Наконец, хотелось бы сбросить за лето лишние 9 килограммов, набранных мной от волнений за период конкурса. Хотелось, чтобы читающий это эссе понял, что в конкурсе, как в жизни, много всего: и светлого, и не очень, - важно, пожалуй, чтобы была вера, что в нашей жизни и в нашем конкурсе есть смысл и этот смысл высок и прекрасен.