Столичное образование вносит свою лепту в создание модели новой школы. Для Москвы новая современная школа - это не особое, элитное учреждение, это массовая общеобразовательная школа, но в основе ее деятельности лежит деятельностно-компетентностный подход.

Наша задача - уже сегодня построить модель новой школы таким образом, чтобы через 11 лет из школы вышли люди, способные к сложным видам деятельности, владеющие набором ключевых компетенций в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах, умеющие работать в коллективе, находить нестандартные решения. Городской экспертный проект «Строим школу будущего» позволил системе образования города и, естественно, округа приблизиться к решению проблемы создания модели новой школы.

Совершенно очевидно, что необходимо и дальше развивать такие направления, как вариативность содержания образования, использование индивидуальных учебных планов с целью выстраивания индивидуальной траектории развития для каждого ученика. Китайская мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я научусь».

Очень важно развивать практико-ориентированную деятельность учащихся - проектную и исследовательскую, научно-техническое творчество, совместные исследования студентов и старшеклассников. Как пример можно рассмотреть интересный опыт школы №1350 совместно с МГТУ им. Баумана, школы №1907 и Всероссийского детского и молодежного центра аэрокосмического образования имени С.П. Королева.

Одно из направлений, важное для отработки модели современной школы, - использование информационно-коммуникативных технологий, создание информационной образовательной среды. Интересный опыт работы с информационными технологиями накоплен в школах №№846, 1967, 1143, 1209, центрах образования №№2010, 1458, 1439, 1420, лицее №1547 и других.

Участие педагогических коллективов в конкурсах приоритетного национального проекта «Образование» способствовало привлечению широкой общественности к оценке деятельности школ и учителей, что позволило сделать систему более открытой.

Распространению инновационного опыта способствовало создание сетевых площадок как на уровне города, так и на уровне округа.

Таких площадок в округе было 12, задействовано в них 66 образовательных учреждений, на их базе планируется создать 9 центров: Центр мониторинга здоровья учащихся и здоровьесберегающей деятельности учреждений образования, Центр инструкционного дизайна, Центр профориентации, Центр инклюзивного образования для различных категорий детей, Центр реализации новых подходов к управлению школой, Центр организации образовательного процесса, Центр психолого-педагогических технологий развития личности, Центр в области воспитательного процесса, Центр в области расширения партнерских взаимоотношений школы.

В 2008-2009 учебном году около 70% школ работали по программам физико-математического, химико-биологического, информационно-технологического, социально-гуманитарного, оборонно-спортивного и других профилей. 26 школ предоставили учащимся возможность работать по индивидуальным учебным планам.

В прошедшем учебном году 68 учителей из 41 образовательного учреждения округа стали победителями в конкурсе «Лучший учитель России». Надо отметить, что в 10 образовательных учреждениях победителями стали по два учителя - №№1420, 1359, 1147, 1439, 1408, 1965, 1083, 462, 1423, 1458; в 4 школах - №№1562, 1967, 1148, 1804 - по 3 учителя; в школе №1319 - четыре педагога; по одному - в ОУ №№15, 328, 329, 333, 336, 436, 500, 506, 687, 775, 1049, 1143, 1145, 1208, 1344, 1350, 1367, 1469, 1477, 1547, 1893, 1907, 1910, 1935, 1937, 2012.

В рамках проекта «Строим школу будущего» прошли два городских конкурса: «Конкурс педагогического дизайна в области работы с новым содержанием» и «Учитель года Москвы-2009» в номинациях моделей проекта. Среди педагогов-инноваторов округа шесть стали победителями этих конкурсов. Впервые в округе прошел конкурс на грант префектуры «Лучшее образовательное учреждение». Победителями стали:

среди дошкольных образовательных учреждений - центры развития ребенка №№183, 2317, 2333;

среди общеобразовательных учреждений - лицей №1547, Центр образования «Школа здоровья» №1858, школа с углубленным изучением английского языка №1359.

Нам удалось привлечь представителей большой науки к работе с учащимися, для которых в течение всего учебного года проводился цикл лекций по нанотехнологиям совместно с обществом «Знание». Всего для 6,5 тысячи старшеклассников прочитано 56 лекций. Работа завершилась практическим знакомством с нанотраком, с учебным классом по атомной энергии на базе лицея №1547. В этом классе прошли финальные игры Всероссийского чемпионата по дебатам «Зона риска», в котором участвовали школьники из Нальчика, Соснового Бора, Сарова, Курчатова. Нельзя не отметить торжественное открытие Дюссельдорфского парка в Марьине с участием мэра Москвы Юрия Лужкова и бербургомистра Дюссельдорфа, открытие музея Генриха Гейне в ЦО №1423.

В какую школу желают отдать своих детей родители? В ту, что находится рядом с домом, или в ту, где учат так, что ребята могут получить аттестат и поступить в вуз, а может быть, в ту, где созданы условия для безопасной организации учебно-воспитательного процесса, где ребенок чувствует себя комфортно, где нет правонарушений, наркомании и старшие учащиеся проявляют заботу о маленьких? Или нужна школа, где педколлектив думает о развитии ребенка? Все это те вопросы, на которые должен дать себе ответ руководитель каждого образовательного учреждения. Сегодня общество, да и сама жизнь предъявляют высокие требования к руководителю учреждения образования: правовая и финансово-экономическая компетентность, владение современным менеджментом, адекватное и своевременное реагирование на изменения внешней среды, владение новыми педагогическими, в том числе и информационными технологиями.

Для совершенствования управленческого уровня директорского корпуса управление образования изменило подход к проведению совещаний. Они стали практическими семинарами, где, с одной стороны, каждый руководитель может ознакомиться с наработанным опытом своих коллег, а с другой - получить необходимые разъяснения по наиболее сложным вопросам, нормативным документам. Мы практиковали приглашение на эти семинары-совещания специалистов Департамента образования, Московского центра качества, руководителей окружных управлений здравоохранения, внутренних дел, ГО ЧС, Госпожнадзора, Роспотребнадзора. Особую заботу управление проявляло о начинающих руководителях, для которых в течение года работал постоянно действующий семинар. Все занятия проводились на базе ведущих образовательных учреждений округа. Однако и сегодня мы пока вынуждены говорить о низком управленческом уровне некоторых руководителей школ, что не позволяет в полной мере осуществлять развитие системы образования округа на основе внедрения эффективных форм и технологий организации и управления. Анализ причин нарушения директорами школ трудового законодательства, Закона РФ «Об образовании» говорит о слабом уровне их правовой культуры. В основе нарушений, как правило, или незнание закона, или неуважение к нему, или неумение правильно применять его положения на практике. Основные типичные правовые ошибки руководители школ допускают при изменении условий трудового договора, ведении трудовых книжек работников, при распределении учебной нагрузки учителей, применении дисциплинарных взысканий. Именно на это было обращено внимание руководителей в ходе комплексной проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждений округа. Есть руководители, которые уже перестали быть таковыми, за них руководство учреждением осуществляют либо председатель совета учреждения, либо заместители директора, именно из таких коллективов наибольшее количество жалоб и обращений в различные инстанции. Так, только за 7 месяцев этого года с 1 января по 1 августа 2009 года из ЦО №1804 направлено 33 жалобы, обращения. Возникает вопрос: есть ли в этом учреждении руководитель, директор?

Сегодня, заботясь о развитии ребенка, нельзя не думать о развитии своего учреждения. Ко всем школам мы предъявляем общие требования, но при этом прекрасно понимаем, что каждое учреждение индивидуально. Важно сделать так, чтобы в каждой школе атмосфера, весь уклад школьной жизни способствовали развитию личности каждого ребенка с учетом его особенностей и возможностей здоровья.

В современной школе ключевыми документами должны быть образовательная программа и программа развития учреждения, причем разработанные с учетом мнения всех участников образовательного процесса. Их разработка должна идти на основе выявления реальных фактов и проблем, а не основываться на субъективных мнениях, предшествующем опыте руководителя. В программах с учетом сегодняшних требований должны быть определены измеряемые показатели и индикаторы определения результативности проводимой работы.

В 70% школ были разработаны программы, но лишь в половине из них они действительно нацеливали на достижение конкретных результатов. К таким программам можно отнести программы развития учреждений №№641, 687, 1148, 1208, 1209, 1228, 1256, 1359, 1420, 1421, 1423, 1469, 1547, 1562, 1858, 2010, где практически каждый год есть движение вперед.

Сегодня нельзя считать вполне удовлетворительной работу образовательных учреждений района, если в течение трех лет ни одна школа не оказалась в числе победителей конкурса национального проекта по направлению «Стимулирование образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы».

Нельзя считать удовлетворительной работу руководителя школы, если за четыре года здесь не было ни одного победителя конкурса национального проекта по направлению «Денежное поощрение учителей за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование». Руководитель не может не понимать, что это авторитет школы, ее имидж в глазах педагогического сообщества, учащихся и их родителей. Сегодня многие семьи заходят на сайты образовательных учреждений, ищут информацию. Сайт сегодня - лицо школы. Современная школа должна идти по пути создания сайтов учителей. Ведь это и связь с родителями, это и планирование работы и задания учащимся, своя ресурсная база, которая очень важна для молодых учителей. Крупицы такого опыта в округе есть в школах №№1367, 1967, 328, 1738, 1083, центрах образования №№1439, 1858, 2010, 1423, 1477. Важно, чтобы эта работа велась в каждом коллективе.

Какие еще существенные изменения должны произойти в новой школе?

Прежде всего это изменения в содержании образования, перенос акцента с установки формирования знаний - умений - навыков в сторону вовлечения каждого ученика в активную познавательную деятельность. Практика показывает, что надо не столько учить ребенка русскому языку, литературе, химии, мировой художественной культуре, сколько прежде всего его надо учить учиться. Проектная и исследовательская деятельность, участие в научно-техническом творчестве, информационные технологии будут способствовать формированию средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном процессе.

Мы прекрасно понимаем, что на самом деле за термином «компетентностный подход» стоит практическое применение знаний в конкретной деятельности. Возможно ли это в школе? Несомненно. Это очень ярко проявляется в реальной проектной деятельности, в которой только в прошедшем году участвовали свыше 20 тысяч учащихся. Более широкому приобщению детей к науке и технике способствовали такие выставки, как «Зазеркалье», нанотрак, учебный класс атомной энергии. В развитие этой деятельности предусмотрено ежегодное проведение месячника научно-технического творчества детей и молодежи.

Учебный предмет, устроенный, как трамвайный маршрут, с заранее известными остановками, рассчитанным временем и направлением движения, устарел. Должен быть другой маршрут - маршрут открытий. Чем слаба сегодняшняя школа?