Ситуация без прикрас

О состоянии охраны труда в образовательных учреждениях республики в своем докладе рассказала заместитель министра образования Марий Эл Надежда ЕФРЕМОВА.

Как отметила Надежда Вениаминовна, вопросы охраны труда ежегодно рассматриваются на совместных коллегиях министерства и президиума республиканского комитета профсоюза. Отделам образования и подведомственным учреждениям оказывается методическая и практическая помощь. Сотрудники министерства в составе межведомственных комиссий регулярно выезжают в учебные заведения с целью контроля за обеспечением лицензионных требований.

Учитывая, что более 100 образовательных учреждений республики «не видели» полного капитального ремонта от 30 до 40 лет, проводится работа по обеспечению нормативных требований по безопасной эксплуатации объектов образования. Она представляет собой совокупность организационно-технических мероприятий по надзору и контролю за состоянием материально-технической базы, а также проведению капитального и текущего ремонта зданий и сооружений.

Проводятся плановые и внеплановые осмотры зданий, по результатам которых составляются графики ремонтных работ, при необходимости принимаются меры по закрытию аварийных объектов.

Вместе с тем, несмотря на проведение определенной профилактической работы, в минувшем году был отмечен рост производственного травматизма. В образовательных учреждениях зарегистрировано 39 несчастных случаев (в 2007 году - 34; в 2006-м - 21), в том числе в муниципальных - 35 (в 2007 году - 26; в 2006-м - 17), в республиканских - 4 (в 2007 году - 8; в 2006-м - 4). Средний показатель травматизма составил 1,49 из расчета на 1 тысячу человек (в 2007 году - 1,32; в 2006-м - 0,79).

Отрицательная динамика связана непосредственно с ростом травматизма в муниципальных учреждениях образования. Наибольшая частота несчастных случаев зафиксирована в Звениговском, Куженерском и Медведевском районах. Причинами несчастных случаев, в частности, становятся нарушение технологического процесса на пищеблоках и мастерских (5), нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств (4), неприменение средств индивидуальной защиты (3).

Затраты на обеспечение охраны труда в образовательных учреждениях в 2008 году составили 10,3 миллиона рублей, в том числе на аттестацию рабочих мест - 1,6 миллиона. На 1 марта 2009 года было аттестовано 362 учреждения образования, что составляет 60 процентов, в 77 из них срок очередной аттестации истекает в текущем году.

По-прежнему не завершена работа по аттестации рабочих мест в учреждениях образования Килемарского, Куженерского, Сернурского районов, что вызвано дефицитом средств на проведение всего комплекса мероприятий по улучшению условий труда.

В 2008 году аттестация рабочих мест была проведена в 74 муниципальных и 15 государственных образовательных учреждениях.

В период с 2005 по 2008 год около 6,5 тысячи рабочих мест аттестовано с оптимальными и допустимыми условиями труда (80% мест, прошедших аттестацию), 1,5 тысячи (18%) - с вредными условиями труда. Доля рабочих мест с вредными условиями труда не одинакова для разных типов образовательных учреждений. Так, в дошкольных учреждениях она составляет всего 9 процентов, тогда как в учреждениях дополнительного образования (спортивные школы, центры технического творчества) достигает 27 процентов.

Одним из приоритетных направлений является работа по передаче школьных котельных на баланс специализированных организаций. С 2006 по 2009 год передано 48 котельных, что позволило снизить общее количество рабочих мест с опасными условиями труда и уровень травматизма. Так, если в 2007 году произошло 4 несчастных случая с работниками котельных, два из которых привели к гибели людей, то в 2008 году не зафиксировано ни одного происшествия в котельных.

Рабочих мест с вредными условиями труда 3-й и 4-й степени, а также с опасными (экстремальными) условиями труда в учреждениях образования не обнаружено.

По результатам аттестации в учреждениях составлены планы мероприятий по улучшению условий труда, в числе которых приобретение рабочих кресел ПЭВМ, установка дополнительных светильников, защитного заземления, дополнительных приборов отопления, установка и ремонт систем вентиляции, приобретение кондиционеров, оборудования и инструментов, средств индивидуальной защиты и гигиены.

По-прежнему остаются не решенными многозатратные проблемы: обучение электробезопасности руководителей образовательных учреждений, ответственных лиц и электротехнического персонала - учителей трудового обучения, лаборантов и учителей, ответственных за кабинеты повышенной опасности.

В министерстве ведется работа по созданию банка данных существующих условий труда в учреждениях образования Республики Марий Эл.

В заключение Надежда Вениаминовна рекомендовала руководителям муниципальных органов управления образованием завершить работу по аттестации рабочих мест к началу нового учебного года. А руководителям учреждений - усилить контроль за соблюдением требований охраны труда; обеспечить своевременное обучение и проверку знаний ответственных лиц и электротехнического персонала; при подготовке к учебному году и отопительному сезону обратить особое внимание на состояние рабочих мест с вредными и опасными условиями труда; обеспечить выплаты страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, принять меры по использованию части страхового взноса на проведение мероприятий по охране труда; обеспечить эксплуатацию зданий в соответствии с действующими ведомственными нормами и требованиями пожарной безопасности.

Эффективный общественный

контроль - залог безопасности

Выступление председателя республиканской организации профсоюза Людмилы ПУРТОВОЙ отличалось эмоциональностью. Она обратила внимание на актуальность рассматриваемых проблем, проанализировала работу профсоюзных комитетов и отметила основные направления общественного контроля. Это:

- выполнение требований законодательства, нормативных документов по охране труда;

- обеспечение гарантий;

- сохранение жизни и здоровья работников образования, студентов в период их трудовой деятельности и учебы.

По словам Людмилы Васильевны, анализ работы за 2008 год свидетельствует об активной позиции профсоюзных комитетов всех уровней. Рейды-проверки позволяют оперативно анализировать ситуацию и устранять недостатки.

Эффективной формой взаимодействия стало проведение комплексных и целевых обследований образовательных учреждений с участием специалистов Гострудинспекции и органов прокуратуры.

По инициативе профсоюзной стороны проблемы финансирования мероприятий по охране труда в организациях бюджетной сферы обсуждались на заседаниях республиканской трехсторонней комиссии в правительстве Марий Эл и совместно с Министерством образования.

Хорошо зарекомендовала себя и практика проведения совместных заседаний коллегиальных органов. Так, в феврале 2008 года рассматривался вопрос «О состоянии производственного травматизма в учреждениях образования отрасли по итогам 2007 года». 10 июня 2008 года - «О работе Горномарийского отдела образования и районного комитета профсоюза по контролю за соблюдением здоровых и безопасных условий труда и учебы, аттестации рабочих мест в учреждениях образования». Члены коллегии Министерства образования и президиума рескома профсоюза с выездом в учреждения ознакомились с положением дел.

Обследование состояния охраны труда на рабочих местах было продолжено в ходе комплексных, тематических и целевых проверок учебных заведений. За отчетный период проведено 64 обследования образовательных учреждений, в том числе 24 проверки - совместно с Гострудинспекцией, 5 - с органами прокуратуры, 6 - с Министерством образования. Всего с участием специалистов органов государственного надзора и управления образованием проведено 35 проверок. Должностным лицам выданы представления на устранение 1037 нарушений. По результатам совместных проверок 5 руководителей оштрафованы, в том числе в отношении троих руководителей за грубейшие нарушения требований безопасности возбуждено административное производство.

Работают внештатные технические инспекторы труда профсоюза. В текущем году они провели квартальные рейды-проверки по темам:

- организация хранения химических реактивов в лаборатории кабинетов химии;

- состояние оборудования в учебных мастерских;

- прохождение работниками образования медицинских обследований в ходе реализации национального проекта «Здоровье»;

- соблюдение температурного режима в дошкольных учреждениях и школах.

За год внештатные инспекторы самостоятельно провели 227 обследований по охране труда (в 2007 году - 73). Выявлено 1135 нарушений, на которые выданы представления руководителям учреждений.

По инициативе профсоюзов республики подведены итоги деятельности технической инспекции, проведена большая работа по расчету потребности финансирования на улучшение условий труда, учебы и аттестации рабочих мест. Во всех муниципалитетах совместно с руководителями и председателями профорганизаций был составлен расчет необходимых средств на год.

Важное направление работы рескома профсоюза - обучение уполномоченных по охране труда. В 2008 году в специализированных центрах охраны труда (в республике их 5) за счет средств Фонда социального страхования прошли обучение и получили сертификаты 306 уполномоченных профкомов (в 2007 году - 224). Ими проведено 1399 проверок по соблюдению требований охраны труда непосредственно на рабочих местах в каждой профсоюзной организации, выявлено 4197 нарушений, выданы представления на их устранение. Активизации этой работы способствовал очередной смотр-конкурс на звание «Лучший уполномоченный по охране труда профкома» в 2008 году. Его победителем стал Арнольд Моисеевич Веселов - учитель Михайловской школы Советского района.

Однако, подчеркнула Людмила Васильевна, не все так безоблачно в профсоюзных комитетах. Остается проблемой проведение аттестации рабочих мест во всех учреждениях. На сегодня аттестовано 7618 рабочих мест из 10876. Не исключены факты производственного травматизма. Анализ причин, приведших к несчастным случаям, показывает, что системная профилактическая работа не всегда дает ожидаемые результаты. В коллективах не исключены факты небрежного отношения работодателей и работников к выполнению требований законодательства по охране труда. За 2008 год произошло 39 несчастных случаев (в 2007-м - 37), один из них - групповой (4 пострадавших, в том числе один человек погиб).

Аппарат рескома многое делает для того, чтобы предотвратить несчастные случаи. Профсоюзным организациям оказывается методическая помощь:

- обобщена и рекомендована к распространению практика совместной работы управления образования Йошкар-Олы и городского комитета профсоюза по созданию в учреждениях здоровых и безопасных условий труда и учебы;

- подготовлен сборник «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и участие профкома в этом вопросе»;

- разработан «Образец соглашения между администрацией муниципального района (города), отделом образования муниципального района (города), районной (городской) организацией Общероссийского профсоюза образования по усилению социально-экономической защиты работников образования»;

- направлены методические рекомендации по проведению проверок учреждений образования.

В рамках национального проекта «Здоровье» была проведена дополнительная диспансеризация педагогов. Продолжена оздоровительная работа. В санаториях и профилакториях отдохнули 384 работника образования, 2550 детей, в спортивно-оздоровительных лагерях вузов - 386 работников, 792 студента.

В Год семьи президиум рескома профсоюза организовал на базе детского оздоровительно-образовательного центра «Таир» две смены для работников отрасли и членов их семей. Более 200 человек практически за 50% реальной стоимости путевок отдохнули в июле и августе вместе со своими родными.

Вместе с тем, во время проверок учреждений образования по-прежнему встречается много нарушений. Вот некоторые из них:

отсутствует комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации;

не разработаны обязанности по охране труда должностных лиц;

не разработано Положение об организации работы по охране труда в школе;

не проведен инструктаж по присвоению I группы по электробезопасности с работниками;

не разработаны программы первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте для определенных профессий и видов работ, инструктажи проводятся по типовым программам;

не разработан перечень работ и профессий, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда;

не составлены программы обучения работников по охране труда по профессиям, обучение проводится на основании типовых программ;

нет расчета потребности в спецодежде, спецобуви и других средствах индивидуальной защиты, их выдача производится с нарушением сроков и не в полном объеме;

для учета выдачи средств индивидуальной защиты не используется личная карточка установленного образца;

не завершено проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

фрамуги (форточки) в кабинетах информатики, физики и других помещениях не оборудованы механическими приводами, расположенными на высоте, удобной для управления с пола;

зачастую на комбинированный деревообрабатывающий станок, установленный в столярной мастерской, не установлено защитное ограждение зоны обработки;

многие заточные станки, установленные в мастерской, не оборудованы защитным кожухом абразивного круга, защитным экраном зоны обработки и подручником.

Итоги диспансеризации, уровень травматизма и профессиональных заболеваний анализируются не во всех коллективах. Не всегда эти вопросы предметно рассматриваются и на заседаниях коллегиальных органов управлений образования и профсоюзных организаций, не определяются меры профилактики.

Работа по снижению производственного травматизма в учреждениях республики остается актуальной и в этом году. В итоге реском рекомендовал работодателям и профкомам в рамках Всемирного дня охраны труда в течение недели провести во всех коллективах открытое собрание с единой повесткой дня «Безопасный труд и здоровье - ПРАВО каждого человека».

Управление профессиональными рисками - основа профилактики травматизма

Заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл Николай МАХОВ подчеркнул, что сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - задача номер один. Решить данную проблему необходимо «за счет перехода к системе управления профессиональными рисками, включая создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков, а также за счет экономической мотивации работодателей на улучшение условий труда».

Результаты проверок свидетельствуют, что на многих рабочих местах состояние условий труда нельзя считать удовлетворительным, они не отвечают санитарно-гигиеническим требованиям. Много нерешенных проблем по обеспечению безопасности накопилось в сфере малого бизнеса. Сложившееся положение требует организации работы по охране труда на принципиально новых началах.

Как отметил Николай Михайлович, сегодня многие работодатели уделяют основное внимание не профилактике и устранению опасных факторов, а компенсационным выплатам при наступлении несчастных случаев. Анализ влияния опасных и вредных производственных факторов на здоровье работников не проводится.

Игнорирование работодателями требований охраны труда, по его мнению, во многом связано с тем, что фактически исчерпан административный ресурс надзора за исполнением требований трудового законодательства. Органы Гострудинспекции могут провести плановое мероприятие в каждой организации не чаще чем раз в 30 лет.

Вся нормативно-правовая база основана на стандартах безопасности, принятых почти 20 лет назад, и совершенно не адаптирована для малых предприятий и организаций сферы услуг.

Николай Махов считает «необходимым модернизировать организацию управления охраной труда, сделать ее простой и понятной для применения всеми без исключения работодателями, привести нормы и стандарты в области безопасности труда в соответствие с международными требованиями». Охрана труда требует не только совершенствования нормативной правовой базы, но и принципиально новых подходов к ее оценке со стороны руководителя организации. Профессиональные риски, возникающие в процессе трудовой деятельности, непосредственно связаны с ответственностью работодателя и работников: работодатели персонально отвечают за обеспечение безопасности, а работники, в свою очередь, несут личную ответственность за соблюдение техники безопасности.

Одной из главных задач по снижению травматизма является разработка экономических основ охраны труда с учетом их эффективности: обоснование достаточности и целесообразности расходов на эти цели, с одной стороны, и причиненного ущерба - с другой.

Самой насущной потребностью является профилактическая работа в виде формирования культуры охраны труда как составной части программы достижения целей, поставленных организациями.

Уровень смертности населения трудоспособного возраста от неестественных причин (несчастных случаев, отравлений и травм) в России в 2,5 раза выше, чем в развитых странах. Падение престижа ряда профессий и специальностей из-за вредных и опасных условий труда ведет к росту дефицита рабочих кадров. Рабочие места с вредными и опасными условиями труда отрицательно влияют на состояние рынка труда, здоровье работающих. Поэтому, как никогда остро, встает вопрос о принятии целенаправленных мер, которые позволят остановить этот процесс. Сегодня поставлена задача усилить влияние аттестации рабочих мест по условиям труда на ускорение темпов их улучшения. По завершении аттестации должно увеличиться число рабочих мест, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда.

Важным рычагом управления профессиональными рисками становится обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Ежегодно ФСС РФ расходует на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний свыше 3 миллиардов рублей.

Не менее важно, считает Николай Михайлович, внедрить систему непрерывного образования в сфере охраны труда. При этом необходимо коренным образом пересмотреть программы обучения руководителей, должностных лиц и работников. Руководители организаций обязаны получать знания с учетом экономических и социальных аспектов значения условий и безопасности труда в их управленческой деятельности.

Систему управления профессиональными рисками нужно выстраивать как на уровне отдельной организации, так и на различных уровнях государственного управления охраной труда. Основная задача, которую необходимо решать при этом, заключается в правильном определении рисков, воздействующих на здоровье и жизнь работника. Основанием для такого определения будут служить результаты аттестации рабочих мест по всему комплексу производственных факторов.

Еще одним важным шагом Николай Махов назвал совершенствование схемы предоставления компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда. Различные компенсации и льготы в настоящее время получают более 40 процентов работников. Это во многом сдерживает проведение профилактических мероприятий и приводит к сохранению остаточного принципа финансирования.

Обмен мнениями

«О состоянии производственного травматизма в отрасли образования в 2008 году и мерах по обеспечению безопасности жизни и здоровья застрахованных работников» участников «круглого стола» проинформировала главный специалист регионального Фонда социального страхования Галина КУКЛИНА. Она отметила снижение производственного травматизма в Республике Марий Эл с 2004 года и обратила внимание на предупредительные меры. Очень важно, подчеркнула Галина Ивановна, регулярно проводить обучение по охране труда, так как грамотный работник поможет избежать случайных происшествий в процессе работы и обратит внимание администрации на внедрение современных средств техники безопасности.

Галина Ивановна отметила, что Фонд социального страхования ежегодно бесплатно обучает специалистов, членов комиссий и уполномоченных по охране труда, проводит углубленные осмотры работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами. Только во взаимодействии в этой работе можно достичь положительных результатов.

На «круглом столе» также выступили специалист Министерства здравоохранения Ираида ХОДЫРЕВА, представитель МЧС Владимир ПОЗДЕЕВ, председатель профсоюзной организации Марийского государственного технического университета Юрий МАЛЬКОВ, начальник отдела охраны труда Министерства социальной защиты населения и труда Владимир БОРИСОВ. Владимир Иванович отметил, что министерство проводит целенаправленную политику по предупреждению производственного травматизма, улучшению условий труда на предприятиях и в организациях республики, и проанализировал несчастные случаи, происшедшие в 2008 году в отрасли образования.

О факторах внутришкольной среды, влияющих на состояние здоровья, сообщила Людмила ПОПЕНОВА, начальник отдела по надзору за условиями воспитания и обучения Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Председатель профобъединения Республики Марий Эл, депутат Государственного Собрания Ольга ЦВЕТКОВА подвела итоги мероприятия и поблагодарила реском Общероссийского профсоюза образования за инициативу. Ольга Николаевна отметила, что для мотивации профсоюзного членства необходимо использовать передовой опыт, профилактическую работу, смотры-конкурсы и регулярное обучение в Центре по охране труда.

Рекомендации

Участники «круглого стола» пришли к выводу, что сохранение жизни и здоровья работников, улучшение условий труда и учебы должны и впредь оставаться первоочередной задачей государственных структур и гражданских институтов. Свои рекомендации они отразили в итоговой резолюции.

Министерству образования Республики Марий Эл, Государственному комитету Республики Марий Эл по профессиональному образованию, ректоратам вузов:

- принять необходимые меры и усилить контроль за исполнением республиканского, районных и городских, отраслевых соглашений, коллективных договоров, в том числе, в части выделения средств на охрану труда из всех источников финансирования в размере не менее 2,0% от фонда оплаты труда в подведомственных учреждениях;

- проработать вопрос о возможности выделения дополнительных средств из бюджета Республики Марий Эл, муниципальных бюджетов на аттестацию рабочих мест, оздоровление работников отрасли, добиваться выделения средств на эти цели в федеральном бюджете;

- не допускать снижения и отмены компенсационных выплат за работу во вредных и опасных условиях труда при наличии законных оснований для выплаты компенсаций;

- продолжить практику рассмотрения вопросов охраны труда, производственного травматизма и профзаболеваний на совместных заседаниях коллегиальных органов;

- осуществлять контроль за деятельностью органов управления образования, муниципалитетов, руководителей подведомственных образовательных учреждений по обеспечению комплексной безопасности учреждений образования, обучению работников требованиям охраны труда, аттестации рабочих мест и выполнению требований законодательства;

- принять дополнительные меры по реализации ст. 217 ТК по созданию служб охраны труда во всех отделах образования.

Руководителям органов местного самоуправления Республики Марий Эл, осуществляющих управление в сфере образования:

- принять необходимые меры по обеспечению комплексной безопасности муниципальных учреждений образования;

- обеспечить во всех учреждениях образования выполнение ст. 217 ТК о введении в штат учреждения должности специалиста по охране труда;

- завершить аттестацию рабочих мест по условиям труда в муниципальных учреждениях образования к новому 2009-2010 учебному году;

- организовать плановое обучение руководителей муниципальных учреждений образования по вопросам охраны труда и трудового законодательства;

- обеспечить исполнение районных отраслевых соглашений, в том числе, в части выделения средств на охрану труда из всех источников финансирования в размере не менее 2,0% от фонда оплаты труда в муниципальных учреждениях образования;

- продолжить работу по передаче школьных котельных на баланс специализированных организаций с целью сокращения рабочих мест с вредными и опасными условиями труда.

Республиканскому комитету профсоюза:

- продолжить взаимодействие с органами надзора и контроля, профобъединением, осуществлять независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников в учреждениях;

- в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью работников оперативно обращаться в соответствующие органы с предложением о приостановке работы учреждения;

- координировать деятельность внештатных технических инспекторов по охране труда, уполномоченных профкомов, оказывать методическую помощь в осуществлении ими защитных функций по созданию здоровых и безопасных условий труда;

- принимать участие в расследовании несчастных случаев, а также проводить самостоятельное расследование несчастных случаев;

- обеспечивать районные (городские) организации нормативно-правовой документацией, вести учет результатов их деятельности по обследованию состояния охраны труда в образовательных учреждениях.

Руководителям органов управления образованием совместно с профсоюзными комитетами:

- обеспечить комплексную приемку образовательных учреждений к началу учебного года с участием профсоюза;

- обеспечить выполнение отраслевых соглашений;

- обеспечить финансирование мероприятий по охране труда;

- продолжить практику обучения по охране труда отдельных застрахованных категорий работников;

- содействовать работодателям, их представителям в организации и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;

- осуществлять правовую и методическую помощь в работе руководителей, уполномоченных по охране труда;

- добиваться обеспечения требований трудового законодательства во всех учреждениях образования.

Руководителям учреждений образования и профсоюзным комитетам:

- эффективнее использовать возможности коллективно-трудового регулирования (коллективных договоров, соглашений по охране труда), как инструмента социального партнерства, для обеспечения гарантий сохранения жизни и здоровья работникам;

- обеспечить проведение не реже 1 раза в пять лет аттестации рабочих мест, мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями;

- использовать возможность возврата 20% сумм страховых взносов из Фонда социального страхования для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

- ежегодно анализировать состояние травматизма и здоровья работников в коллективах;

- организовать дополнительное страхование работников от несчастных случаев на производстве;

- добиться активной работы в каждой первичной профсоюзной организации уполномоченного по охране труда, групп здоровья.