О ситуации с оплатой труда работников образовательных учреждений, финансируемых из бюджетов всех уровней

На основе сравнительного анализа динамики роста средней зарплаты работников образовательных учреждений, потребительских цен и прожиточного минимума трудоспособного населения, проведенного специалистами Центрального комитета, можно объективно сделать вывод о том, что Общероссийский профсоюз образования во взаимодействии с коллегами по Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ и при поддержке ФНПР добился значимых результатов в обеспечении законных прав работников отрасли на повышение заработной платы, в том числе в процессе введения новых систем оплаты труда. Во многом - благодаря принципиальной позиции, последовательной ежедневной профессиональной работе с социальными партнерами.

За четыре года, с апреля 2005-го по март 2009-го включительно, то есть период, по которому есть официальные отчетные данные по основным показателям социально-экономического развития России в целом и по конкретным регионам, среднемесячная начисленная (номинальная) зарплата в сфере образования увеличилась:

в целом - в 2,5 раза (с 5 до 12,4 тысячи рублей);

в дошкольном образовании - в 2,5 раза (с 3,6 до 9,2 тысячи рублей);

в начальном общем и начальном профессиональном образовании - в 2,3 раза (соответственно с 4,2 до 9,6 тысячи и с 4,9 до 11,3 тысячи рублей);

в среднем и высшем профессиональном образовании - в 2,4 раза (с 6 до 14,1 тысячи и с 7,6 до 18,1 тысячи рублей соответственно);

в среднем полном (общем) образовании - почти в 2,6 раза (с 4,6 до 12 тысяч рублей).

Вместе с тем, за этот период средняя зарплата по экономике страны в целом выросла примерно в 2,3 раза, или с 8,2 до 18,8 тысячи рублей.

В целом приведенные данные свидетельствуют о том, что власти всех уровней постарались обеспечить опережающий рост зарплаты в сфере образования по сравнению с другими видами деятельности в экономике, что позволило сократить разрыв в оплате труда с 40 до 30%. Кроме того, можно говорить о более эффективных действиях по повышению зарплаты в сфере среднего полного (общего) образования, связанных с введением новых систем оплаты труда, в том числе в рамках КПМО, и обеспечением более четкой связи размеров оплаты труда с эффективностью работы учителей, оцениваемой по более прозрачным показателям (ЕГЭ, другие формы итоговой аттестации обучающихся и т. д.).

За рассматриваемый период рост потребительских цен составил 154,4%, рост прожиточного минимума трудоспособного населения, оцениваемый по показателям, официально утверждаемым Правительством РФ, соответственно 168,3%.

Таким образом, реальное повышение средней зарплаты с учетом роста потребительских цен в целом по отрасли, а также в дошкольном образовании составило примерно 1,6 раза. В начальной школе и профессиональном образовании - примерно 1,5 раза, а в среднем полном (общем) образовании - почти 1,7 раза. При этом реальная средняя заработная плата по экономике в целом возросла в 1,5 раза.

Важно отметить, что за рассматриваемый период величина МРОТ, утверждаемого федеральным законом, возросла почти в 6 раз, с 720 до 4330 рублей, а соотношение МРОТ к прожиточному минимуму трудоспособного населения соответственно изменилось с 23 до 79%.

В то же время численность безработных с учетом экономического кризиса увеличилась почти на 15% и в I квартале 2009 года достигла 7,1 миллиона человек, или 9,5% экономически активного населения. Для сравнения: в I квартале 2005 года их число составляло 6,2 миллиона человек, или 8,5% экономически активного населения.

При этом численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, возросла за этот период на 29%, то есть с 1,7 миллиона до 2,2 миллиона человек, или с 2,5 до 2,9% к экономически активному населению.

В образовании продолжается процесс сокращения кадров в результате принимаемых мер по оптимизации сети учреждений и повышению эффективности расходов. Однако проводимый мониторинг ситуации на рынке труда в отрасли пока не позволяет точно определить число работников, высвобожденных из сферы образования и испытывающих реальные трудности с трудоустройством. Понятно, что профсоюзу, его территориальным организациям предстоит находить и предлагать власти более эффективные пути решения вопросов переподготовки и трудоустройства высвобождаемых работников в целях сохранения и приумножения профсоюзных рядов.

Сегодня в связи с сокращением доходов региональных и муниципальных бюджетов наметилась тенденция снижения зарплаты работников бюджетной сферы. В первую очередь, сокращают переменную часть заработной платы - уменьшают или отменяют стимулирующие и даже компенсационные выплаты.

Следует отметить, что решение проблем, связанных с обеспечением своевременной выплаты зарплаты работникам бюджетных учреждений, в настоящее время отнесено к числу наиболее приоритетных в деятельности Правительства РФ и других уровней власти. В немалой степени их успешному решению способствует проведение мониторинга ситуации на рынке труда, организованного Правительством РФ, региональными органами власти и общероссийскими профсоюзами. В соответствии с оперативной информацией, поступающей из регионов, предпринимаются меры по оказанию финансовой поддержки бюджетам соответствующих уровней.

В настоящее время в ЦК профсоюза нет информации из территориальных организаций о наличии задолженности по зарплате в образовательных учреждениях, в том числе за период отпуска.

Обращение участников V пленума ЦК профсоюза к премьер-министру Владимиру Путину, принятое 22 апреля нынешнего года, находится на рассмотрении в аппарате Правительства РФ. Одновременно проводятся консультации по поставленным профсоюзом вопросам с федеральными органами власти, в том числе в рамках РТК. Письменного ответа о принятых федеральной властью решениях по Обращению пока не получено.

В рамках рабочей группы РТК продолжается работа по согласованию текста изменений в пункт 16 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года №922. Данные изменения предусматривают корректировку в расчетном периоде среднего заработка для исчисления отпускных не только в случае повышения в этот период ставок (окладов) работников, но и при повышении зарплаты иными методами (применение повышающих коэффициентов, установление стимулирующих выплат и др.). Принятие такого порядка корректировки среднего заработка принципиально важно для работников бюджетных учреждений, поскольку при введении новых систем оплаты труда в регионах используются разнообразные методики их формирования, а также разные методы повышения зарплаты.

В настоящее время специалисты Минздравсоцразвития России и Совет ассоциации ведут острые дискуссии с представителями профсоюзов ведущих отраслей внебюджетного сектора экономики (нефтегазовый комплекс, электроэнергетика, угольная, металлургическая промышленность), которые выступают против принятия такой поправки. Они считают действующий порядок более выгодным для базового сектора экономики, поскольку в соответствии с их отраслевыми соглашениями на предприятиях предусмотрено регулярное единовременное повышение тарифных ставок и окладов в связи с ростом потребительских цен.

Квалификационные характеристики должностей работников образования (в учреждениях довузовского образования) в первом полугодии были существенно доработаны при активном участии специалистов ЦК профсоюза и утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 14 августа 2009 года №593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

О подготовке проекта Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2010 год

ЦК профсоюза совместно со специалистами общероссийских профсоюзов здравоохранения и культуры подготовил и направил в Минздравсоцразвития России для последующего обсуждения в рабочей группе РТК проект Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2010 год.

В ходе консультаций с министерством достигнута договоренность в основу проекта заложить текст Единых рекомендаций на 2009 год и в работе над новым документом сосредоточить внимание на подготовке рекомендаций субъектам РФ, позволяющих предотвратить либо исправить уже допущенные ошибки при выборе методики формирования новых систем оплаты труда, которые могут привести к негативным социально-экономическим последствиям и нарушению федерального законодательства.

При этом Совет ассоциации предложил Минздравсоцразвития России более четко прописать в документе на 2010 год принципы и подходы к организации зарплаты работников бюджетных учреждений, внесенные в нормативные правовые акты на федеральном уровне, которые предлагается рекомендовать к применению субъектам РФ при формировании НСОТ в региональных и муниципальных бюджетных учреждениях.

О плане первоочередных мероприятий Российской трехсторонней комиссии на II полугодие 2009 года

В настоящее время Минздравсоцразвития России продолжает анализировать результаты мониторинга эффективности введения новых систем оплаты труда, проводимого в федеральных, региональных и муниципальных бюджетных учреждениях. Одновременно в связи с отсутствием полной и достоверной информации по всем субъектам РФ специалисты министерства совершили выезды в некоторые регионы (Саратовскую, Омскую, Вологодскую, Владимирскую, Тверскую области), чтобы непосредственно ознакомиться с практикой введения НСОТ в учреждениях, финансируемых из бюджетов всех уровней. Подобную практику предполагается продолжить.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ настояло на переносе сроков рассмотрения на заседании РТК вопроса о результатах введения НСОТ в бюджетных учреждениях с I полугодия на октябрь 2009 года.

В связи с тем, что постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 года №870 Минздравсоцразвития России поручено установить для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения РТК, во II полугодии в рамках Российской трехсторонней комиссии будут продолжены переговоры и консультации по этим вопросам.

При этом, учитывая остроту проблемы аттестации рабочих мест, особенно в учреждениях бюджетной сферы, в течение предстоящего полугодия предусмотрено подготовить предложения по изысканию средств на ее проведение, а также определить пути формирования системы обязательной аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, в том числе аттестации рабочих мест.

Кроме того, в декабре 2009 года на заседании РТК будет рассмотрен вопрос о мерах по организации и проведению общероссийского мониторинга условий и охраны труда.

Во втором полугодии РТК продолжит всестороннее обсуждение вопросов, связанных с реализацией антикризисных мер в разных секторах экономики. В частности, будут рассмотрены проблемы обеспечения занятости и совершенствования механизмов защиты от безработицы на основе внедрения принципов обязательного страхования на случай потери работы, а также принятия мер по предотвращению роста скрытой безработицы и снижению реальной зарплаты в условиях кризиса, повышению уровня территориальной мобильности трудовых ресурсов (внутренней трудовой миграции), снижению напряженности на рынке труда. В рамках этой проблемы будут обсуждаться пути совершенствования политики занятости молодежи в условиях кризиса, включая вопросы трудоустройства выпускников школ и профессиональных учебных заведений, разработку программ временной занятости.

Об основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов

Сценарные условия функционирования экономики страны и основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов рассматривались на заседании Правительства РФ 13 июля, а затем на заседании РТК 29 июля.

При обсуждении этого документа на заседании Правительства РФ принято решение взять за основу умеренно-оптимистичный сценарий, предполагающий вероятность оживления в экономике вследствие продолжения инвестиционных программ естественных монополий и поддержки государством внутреннего спроса. Рост ВВП при этом варианте может составить 101% в 2010 году, 102,6% и 103,8% соответственно в 2011 и 2012 годах. Этот вариант разработан с учетом умеренно низкой динамики цен на нефть Urals на уровне 55 долларов США за баррель в 2010 году, 56 долларов в 2011 году и 57 долларов в 2012 году.

Одновременно Правительство РФ решило прорабатывать и другой - нефтяной сценарий развития экономики, основанный на прогнозе мировых банков и профессиональных агентств, который предусматривает стоимость нефти Urals 60 долларов США за баррель в 2010 году, 70 - в 2011 году и 77 долларов - в 2012 году.

По информации Минэкономразвития России, некоторое оживление началось в нефтегазовом комплексе, в металлургической и угольной промышленности, в железнодорожных перевозках. Более заметное оживление во внебюджетном секторе экономики ожидается в IV квартале текущего года. Поэтому, несмотря на падение ВВП в I полугодии на 10,1%, во II полугодии ожидается некоторый его рост. В результате в конце года падение ВВП может сократиться до 8,5%.

Инвестиционный спад прекратится в 2010 году. Однако, учитывая, что рост ВВП в 2010 году по сравнению с 2008 годом может составить 0,4-1,0% (с учетом его падения на 22% в 2009 году), реально ситуацию в экономике можно будет оценивать лишь как состояние стагнации.

Государственный заказ в целом не увеличится, поэтому внебюджетному сектору придется рассчитывать лишь на частные инвестиции. Денежная масса в 2009 году меньше, чем в 2008-м. Предполагается, что в 2010 году она может вырасти на 12-16%. Одна из главных проблем подъема российской экономики - отсутствие реальных условий для увеличения инвестиций. Ставка делается на расширение банковского кредита, без которого не будет и роста экономики. Возможность увеличения инвестиций в экономику сдерживается крайне высокой процентной ставкой кредита для промышленности - 22-25%. Одновременно предполагается, что банковский кредит будет сжиматься до середины 2010 года. В целом в 2010 году его рост составит 11-12% с возможным увеличением еще на 1-2%.

Представитель Минэкономразвития России проинформировал членов РТК о том, что повышение тарифов естественных монополий, заложенное в сценарий функционирования экономики страны, принятый за основу Правительством РФ, является результатом компромиссной политики. Регулируемые тарифы возрастут в 2010 году на 6,2%, на газ - на 15%, на грузоперевозки - на 9,4%.

В качестве важной причины, обуславливающей необходимость увеличения тарифов даже во время кризиса, когда происходит падение платежеспособного спроса со стороны производителей и населения, была названа задача поддержания инвестиционных программ Газпрома, РЖД и других естественных монополий. Только в уставной капитал РЖД потребуется вложить 50 миллиардов рублей. Увеличение тарифов вызвано также сложившейся в стране межтопливной разбалансировкой (газ, мазут и др.).

Принимаются меры по снижению динамики роста тарифов на газ. Заявлено, что ранее предполагалось увеличить тарифы на газ в 2009 году на 27%. Теперь предусмотрен рост уже на 25%, а на 2010 год - на 15%. Таким образом, ранее поставленная задача выравнивания внутренних цен с мировыми отодвинута на более поздние сроки.

Вместе с тем многое уже не зависит от решений, принимаемых на федеральном уровне. С 1 июля 2009 года нерегулируемые тарифы устанавливаются уже на 70% продукции естественных монополий. На федеральном уровне регулируются теперь только цены на тепловую энергию, на другие виды энергии - в регионах. Однако и здесь имеются проблемы. Так, при принятом на федеральном уровне решении об увеличении тарифов на тепловую энергию на 18% фактически в регионах эти тарифы увеличены уже на 22%.

Рост регулируемых тарифов на электроэнергию на 2010 год предполагается на уровне 10% для населения и в последующие два года в таком же размере. Среднегодовой рост тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании в регулируемом секторе не превысит в среднем 10%. Тарифы на услуги телеграфной связи в среднем будут возрастать до 25% ежегодно, на другие услуги связи - от 7 до 12%.

Использовать для оживления экономики фактор увеличения объемов строительства автомобильных дорог, к сожалению, не удастся. Так, в 2009 году предполагается рост расходов на строительство автомобильных дорог на федеральном уровне, однако одновременно резко сократились затраты регионов на эти цели. В 2010 году не предполагается резкого сокращения расходов на строительство автодорог, вместе с тем двукратный рост расходов на транспортную инфраструктуру, как предполагалось ранее, в 2010 году обеспечен не будет.

Представитель Минэкономразвития России проинформировал также членов РТК о том, что осенью-зимой предполагается вторая волна безработицы, для преодоления последствий которой нужны другие параметры роста экономики.

Предполагается, что в стране будет осуществляться умеренно-консервативная бюджетная политика. Как было предусмотрено Правительством РФ 13 июля, зарплата работников федеральных бюджетных учреждений в 2010-2012 годах будет индексироваться на уровне инфляции. Дефицит бюджета с учетом необходимости выполнения принятых социальных обязательств в 2009 году увеличится с 6,5% до 7,5% ВВП и составит более 3 триллионов рублей. Не исключено, что в 2010 году он достигнет 8-8,8% ВВП при условии реализации намеченных мер по увеличению пенсий. В 2011-2012 годах дефицит бюджета может сократиться и составить 3-4% ВВП.

Инфляция в 2009 году оценивается на уровне 12,4%, в 2010 году предполагается ее снижение до 10,7%, в 2011-м - до 8,7%, а в 2012-м - до 7,5% (или до 5-7%).

По итогам развития экономики страны за I полугодие текущего года Минэкономразвития России уточнит прогноз социально-экономического развития к 26 августа, а уже на его основе будет уточнен и проект бюджета на 2010 год. При этом по регистрируемой безработице ситуация остается непредсказуемой. Это тем более важно, что субсидии промышленности выделяются с учетом состояния безработицы. Предстоит корректировка поддержки отдельных видов деятельности и регионов из федерального бюджета. Однако пока решено, что в первую очередь будет разработана программа поддержки моногородов, поэтому в Минфине России уже зарезервированы на эти цели бюджетные средства в размере 10 миллиардов рублей. С учетом сложной ситуации с доработкой прогноза экономического развития страны срок представления проекта бюджета на 2010 год в Госдуму перенесен на 1 октября. Консолидированный бюджет будет формироваться в сентябре.

Завершая свое выступление, представитель Минэкономразвития России сделал вывод о том, что для решения главных задач на современном этапе - увеличения инвестиций в экономику, поддержания платежеспособного спроса населения и предотвращения роста безработицы - нужен новый, дополнительный пакет антикризисных мер.

Надо отметить, что представители общероссийских объединений работодателей приняли активное участие в обсуждении предложенных Правительством РФ сценарных условий функционирования экономики. По их мнению, главными проблемами в сегодняшних условиях являются:

- корректировка действий с учетом резких различий целей и направлений развития, заложенных в Программу-2020, со сценарными условиями функционирования экономики на 2010-й и последующие два года;

- отсутствие внутреннего рынка сбыта;

- цена денег (высокие процентные ставки по банковским кредитам);

- обеспечение конкурентоспособности российской экономики;

- эффективность социальных расходов.

При этом сторона работодателей обратила внимание на негативные последствия непродуманных, по ее мнению, решений в социально-экономической сфере. Так, за 4 года заработная плата возросла в 3,1 раза, а рост производительности труда составил лишь 5%; цены на тепловую энергию нужно реально увеличивать на 18-20%, а предполагается их увеличение в 2010 году лишь на 10% и др.

Представители бизнеса также привели примеры неэффективных, с их точки зрения, социальных расходов. Например, заработная плата в бюджетном секторе увеличивается на 23-30%, в результате в учреждениях социального обеспечения она составляет 13,5 тысячи рублей, в здравоохранении - 17-18 тысяч, а в отраслях промышленности - 10 тысяч, при этом в образовании численность обучающихся сократилась еще на 10%, а зарплата растет большими темпами, чем в производственной сфере.

Рабочая группа РТК при рассмотрении сценарных условий функционирования экономики предложила стороне Правительства РФ еще раз проанализировать факторы, влияющие на рост безработицы, а также движение рабочей силы по секторам экономики. При рассмотрении этого вопроса на заседании РТК профсоюзная сторона предложила в ходе доработки прогноза социально-экономического развития страны дополнительно рассмотреть вопросы о целесообразности повышения тарифов, в том числе на жилищно-коммунальные услуги, а также о принятии мер по сохранению реального содержания зарплаты работников бюджетной сферы.

К сожалению, приходится констатировать, что принципиальная позиция о необходимости повышения реального содержания зарплаты бюджетников с учетом роста потребительских цен как в 2009-м, так и в 2010 году, демонстрируемая на заседаниях РТК общероссийскими профсоюзами образования, здравоохранения, культуры и поддерживаемая ФНПР, пока не только не находит поддержки в Правительстве РФ, но и не встречает понимания среди общероссийских объединений работодателей и части объединений профсоюзов. Оппоненты считают необходимым повышать эффективность социальных расходов в условиях кризиса и сокращения объема предоставляемых услуг населению (например, при сокращении числа обучающихся в школе), а также в условиях избыточной, с их точки зрения, численности работающих в бюджетной сфере.

Что касается сравнительного анализа динамики роста заработной платы в бюджетном и внебюджетном секторах экономики, то, по мнению специалистов ЦК профсоюза, необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства.

Мнение общероссийских объединений работодателей об опережающем росте зарплаты в бюджетной сфере опирается на сравнительные данные Росстата за I квартал 2009-го и I квартал 2008 года.

Так, рост заработной платы по экономике в целом в I квартале 2009 года по сравнению с I кварталом 2008 года составил 112,8%, в том числе в 21 регионе произошло снижение зарплаты на 1-5%. В то же время в образовании зарплата в среднем выросла на 123,4%, в дошкольном образовании - на 121,8%, в начальном общем - на 107%, в основном и среднем (полном) общем - на 124%, в начальном профессиональном - на 121,1%, в среднем профессиональном - на 122,1%, в высшем профессиональном образовании - на 127,2%.

При этом в I квартале 2009 года от 7 до 14 регионов России допустили снижение размеров заработной платы в образовательных учреждениях, реализующих разные образовательные программы.

Вместе с тем, судя по итогам первого полугодия, темпы роста средней зарплаты в экономике и в сфере образования, как и в целом по бюджетному сектору, замедлились по сравнению с предыдущими 3 годами, когда темпы роста составляли соответственно 125-127% и 120-126%.

В январе-июне 2009 года рост среднемесячной зарплаты по экономике в целом составил по сравнению с 2008 годом 103,8%, в сфере образования в целом - 114,8%, в дошкольном образовании - 113,8%, в начальном общем - 112,4%, в основном и среднем полном общем - 116,5%, в начальном профессиональном - 111,5%, среднем профессиональном - 112,6%, высшем профессиональном - 115,2%.

Если же сравнивать среднюю зарплату, сложившуюся в I полугодии текущего года, с ее уровнем в конце 2008 года, а именно в ноябре, чтобы исключить влияние декабрьских премий, то становится очевидным не только замедление темпов роста заработной платы, но и снижение ее размеров по экономике в целом (в 19 субъектах РФ) и в сфере образования в целом (снижение в 8 субъектах РФ). В среднем по России заработная плата снизилась в начальном общем образовании - 94,6% (снижение в 12 субъектах РФ) и высшем профессиональном образовании - 99,5% (снижение - в 24 субъектах РФ).

При этом, естественно, еще несколько сократилось отставание оплаты труда в образовании по сравнению с ее средним значением по экономике. В I полугодии текущего года разрыв составил уже 27,7%.

Об основных направлениях бюджетной политики и основных параметрах федерального бюджета на трехлетний период

30 июля на заседании Правительства РФ были одобрены основные направления бюджетной политики и основные параметры федерального бюджета на 2010 и последующие 2011-2012 годы.

Было подтверждено намерение формировать федеральный бюджет на 2010 год исходя из умеренно-оптимистичного варианта развития экономики и, следовательно, стоимости нефти Urals за баррель в 2010 году - 55 долларов США, в 2011-м - 56, в 2012-м - 57 долларов. Более оптимистичный прогноз цен на нефть, а также их сегодняшний уровень не были взяты в расчет при принятии решений об уровне социальных обязательств на 2010 год.

На заседании было озвучено, что мировой кризис выявил комплекс нерешенных проблем в экономике России, которые сглаживались в течение ряда лет благоприятной экономической конъюнктурой. В связи с этим правительство решило проводить в ближайшие три года более жесткую бюджетную политику по сравнению с тем, что планировалось ранее, по итогам заседания 13 июля. Реально это выразилось в принятии решения об уменьшении размеров целевых параметров инфляции, сокращении ранее предусмотренных социальных обязательств, в уменьшении прогнозируемых размеров дефицита федерального бюджета, а также в использовании более оптимистичного прогноза роста ВВП.

Принятые 30 июля на заседании Правительства РФ решения показывают, что бюджет на 2010-2012 годы будет готовиться теперь уже не в антикризисном, а по-настоящему кризисном режиме.

Теперь рост ВВП предполагается по годам: 2010 год - 101,1%, 2011 год - 102,6% и 2012-й - 103,8%. Целевые параметры инфляции определены в эти три года соответственно: 10%; 8%; 5-7%. Дефицит федерального бюджета, размер которого в 2009 году предполагается на уровне 8,8-8,9% к ВВП, в 2010 году ожидается на уровне 7,5%, в 2011-м - 4,3%, в 2012-м - 3%.

Предполагается, что цены на нефть в ближайшие три года будут умеренными, тем более что бюджеты стран ОПЭК могут быть сбалансированы при стоимости нефти 50 долларов за один баррель.

В 2010 году доходы федерального бюджета могут снизиться на 40%, тогда как расходы - увеличиться на 8%. Доходы федерального бюджета на 2010 год установлены примерно на уровне 2009 года и ниже плана на 500 миллиардов рублей. Снижение доходов произойдет в том числе за счет снижения налога на прибыль, отмены ЕСН в связи с переходом на страховые принципы формирования государственных внебюджетных фондов. Основные источники финансирования дефицита федерального бюджета - резервный фонд (заканчивается в 2010 году) и фонд национального благосостояния, который рассчитан до конца 2012 года. В 2011-2012 годах на покрытие дефицита предусмотрены иные источники.

Структура расходов федерального бюджета определяется значительным увеличением трансфертов в Пенсионный фонд России в связи с принятым решением об увеличении пенсий. К 2012 году государственный долг может составить 16,41% к ВВП. (Для сравнения: в последние годы минимальный размер государственного долга (6,46%) был в 2008 году, а максимальный (23,14%) - в 2004-м.)

Основные параметры федерального бюджета определены следующим образом (см. таблицу).

Определены основные направления расходования федерального бюджета в 2010 году: обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда РФ, финансирование социальных пособий, стипендий государственных учреждений, субвенции субъектам РФ на выполнение делегированных им полномочий, выполнение федеральных обязательств по оплате труда, финансирование приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», подготовку к олимпиаде в Сочи, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектам РФ, межбюджетные субсидии на социальные расходы.

Предусмотрено значительное увеличение расходов на пенсионное обеспечение. Базовая часть трудовых пенсий будет индексироваться темпами, которые позволят довести социальную пенсию в 2009 году до прожиточного минимума пенсионера и в дальнейшем поддерживать ее на этом уровне.

С 1 января 2010 года пенсионные права граждан, приобретенные до 2002 года, предполагается дополнительно проиндексировать на 10%. Плюс установлена дополнительная индексация в размере 1% за каждый год стажа, заработанный до 1991 года. В результате средний размер трудовых пенсий в 2010 году вырастет почти в 1,5 раза по сравнению с текущим периодом. В целом за 2009-2012 годы средний размер трудовой пенсии предусмотрено увеличить более чем в 2 раза.

Как известно, индексация зарплаты работников бюджетных учреждений (как федеральных, так и региональных и муниципальных) в 2009 году не предусмотрена, хотя уже за 7 месяцев текущего года инфляция составила не менее 8%.

Тем не менее принято решение и в 2010 году не индексировать заработную плату работников федеральных бюджетных учреждений с учетом увеличения их фондов оплаты труда с 1 января 2009 года на 30%, а также с учетом повышения денежного довольствия военнослужащих с 1 августа текущего года.

Некоторое увеличение фондов оплаты труда федеральных бюджетных учреждений в 2010 году предусматривается лишь в связи с ростом расходов на отчисления в государственные внебюджетные фонды. Предполагается, что повышение зарплаты в этих учреждениях может быть произведено за счет дальнейшей оптимизации численности работающих и повышения производительности труда. При этом пока отсутствует информация о прогнозных оценках повышения реального содержания зарплаты работников региональных и муниципальных бюджетных учреждений в 2009 и 2010 годах, а также о возможностях бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов для принятия таких мер. Вместе с тем уже сейчас появилась информация о том, что по итогам исполнения бюджетов за 5 месяцев текущего года в 23 регионах России из 83 расходы превышают доходы, то есть идет «проедание» последних из накопленных ранее средств или, скорее всего, использование заемных средств на выполнение ранее взятых социальных обязательств.

Важно адекватно оценивать последствия предполагаемых социальных мер в предстоящий трехлетний период для кадровой ситуации в сфере образования. Значительный рост трудовых пенсий, скорее всего, приведет к принятию решения об уходе на заслуженный отдых большого числа работающих пенсионеров среди учителей и других работников отрасли. Вместе с тем отсутствие условий для привлечения в образовательные учреждения молодых специалистов на фоне стагнации (либо сокращения) размеров заработной платы неизбежно приведет к обострению кадровой проблемы в сфере образования.

В результате избранного Правительством РФ жесткого курса в проведении бюджетной политики реальные доходы населения, как предполагается, в 2010 году будут снижены на 0,7%. По мнению специалистов ЦК профсоюза, это крайне оптимистичная оценка.

Информация к сведению

20 июля председатель Правительства РФ Владимир Путин провел совещание о реструктуризации состава федеральных бюджетных учреждений и оптимизации расходов на их содержание. Премьер-министр заявил, что за прошедшие 5 лет удалось структурировать бюджетную сеть: «Была серьезно модернизирована законодательная база, в частности, приняты закон об автономных учреждениях и поправки в Бюджетный кодекс. Их цель - внедрить современные механизмы финансирования и управления, когда бюджетные деньги выплачиваются только за реально оказываемые услуги, а расходование средств, определение приоритетов развития конкретных учреждений осуществляется по прозрачным процедурам с участием представителей всех заинтересованных сторон: органов управления, трудовых коллективов, потребителей услуг.

Тем не менее на сегодняшний день процесс модернизации бюджетной сети все еще далек от завершения, а сложившиеся темпы преобразований не отвечают тем задачам, которые мы перед собой ставим.

Общее количество федеральных учреждений, хотя и было сокращение в предыдущие годы, насчитывает 25 тысяч единиц. Это очень много. Эффективно управлять ими, нормально контролировать результаты их деятельности либо очень сложно, либо невозможно.

Многие учреждения... только «осваивают» бюджетные средства, не заботясь ни о качестве предоставляемых гражданам услуг, ни об эффективности своей деятельности, ни об эффективности бюджетных расходов. Поэтому необходимо серьезно ускорить реструктуризацию сети федеральных учреждений. По сути, придать «второе дыхание» этой работе.

Считаю, что для решения этой задачи мы могли бы пойти на дальнейшее серьезное расширение прав федеральных органов власти по управлению подведомственными им учреждениями. Необходимо дать их руководителям возможность самостоятельно решать, какие учреждения действительно необходимы для исполнения государственных функций и полномочий.

При этом оптимизация состава подведомственных учреждений не должна приводить к сокращению бюджетного финансирования тех или иных программ, а сэкономленные средства должны отправляться в распоряжение соответствующих органов власти и в дальнейшем использоваться ими по целевому назначению.

Я напомню, что мы в конце прошлого года приняли решение и с 1 декабря увеличили фонд оплаты труда в федеральных бюджетных учреждениях на 30%. Это дало нам возможность перейти с начала текущего года к полномасштабным изменениям в этой сфере, а именно: на уровень руководителей бюджетных учреждений были переданы права по значительному урегулированию вопросов, связанных с заработной платой. У нас было много сомнений на этот счет, много разных экспертных оценок....

Анализ поступающей информации показывает, что вновь внедряемая система оплаты труда сбоев не дает. Напротив, она работает эффективно, а в некоторых случаях дает возможность даже и повысить заработную плату.

Сегодня мы вполне можем сделать еще один шаг вперед - расширить полномочия руководителей учреждений, передав им права по расходованию так называемых «прочих расходов». На практике, конечно, функции и способы финансирования учреждений весьма отличаются друг от друга именно в силу того, что эти учреждения выполняют различные функции, они выполняют неодинаковые задачи, по-разному взаимодействуют с людьми.

Например, около тысячи федеральных учреждений вообще не получают бюджетных ассигнований. Их деятельность на 100% финансируется за счет услуг, оказываемых предприятиям и гражданам. У 4 тысяч учреждений внебюджетные средства составляют 40 и более процентов их доходов, а есть и такие, которые полностью финансируются из бюджета и в силу своего характера, характера выполняемых работ не могут и не должны заниматься деятельностью, приносящей доход. Поэтому механизмы бюджетного финансирования должны стать более гибкими, а объем прав и степень самостоятельности конкретных учреждений должны зависеть напрямую от сферы их деятельности.

Тем не менее еще раз хочу повторить: сегодня мы должны принять решение о дальнейшем расширении прав руководителей бюджетных учреждений по распоряжению средствами, которые находятся в их распоряжении, так скажем, находятся в их руках».

Следует обратить внимание на то, что основные параметры проекта федерального бюджета на 2010 год определены исходя из цены на нефть в размере не более 55 долларов