В преддверии нового учебного года вполне понятно желание педагогов заглянуть в недалекое будущее и узнать, каким же будет этот год. На самом деле сейчас очень сложно делать какие-то прогнозы. Можно только кратко охарактеризовать те процессы, которые уже происходят в образовании и, без сомнения, будут происходить в этот период.

Хочу напомнить, что перед началом летнего отдыха мы очень беспокоились о том, будут ли выплачены отпускные. И понимали, какие сложные процессы происходят в секторе реальной экономики, где производятся массовые сокращения работников, закрываются предприятия. Но власти федерального и регионального уровня сделали все, чтобы отпускные работникам образования были выплачены своевременно.

В ходе августовских совещаний активно обсуждается инициатива Президента РФ «Наша новая школа». Мне представляется, что Дмитрий Медведев предложил ее вовремя. Естественно, вряд ли кто-то будет возражать против того, что предложено в этом документе, а именно: «Обновление образовательных стандартов», «Система поддержки талантливых детей», «Развитие учительского потенциала», «Современная школьная инфраструктура» и «Здоровье школьников». Можно что-то добавлять, но это достаточно идеальная картинка. Понятно, что предложенные направления отчасти уже реализовывались в рамках национального проекта, отчасти мы возвращаемся к тем формам и методам деятельности в системе образования, которые уже использовались на практике и оправдали себя. Мы снова говорим о необходимости повышения статуса педагога, о совершенствовании форм повышения квалификации учителя. Естественно, все это предлагается на новом уровне, в соответствии с теми требованиями, которые сегодня предъявляет жизнь к системе образования.

Особо необходимо сказать, что при реализации новой национальной инициативы не должны быть забыты молодые учителя. В перспективе нас может ожидать дефицит педагогических кадров, ведь отток учителей старшего поколения все равно происходит. На наш взгляд, нужна федеральная программа по привлечению молодежи на работу в сферу образования, ведь субъекты Федерации сегодня находятся в сложной ситуации.

Сегодня завершается процесс обсуждения новой инициативы президента, и это пока не самый сложный этап. Самое трудное - реализовать эти предложения, поскольку каждое из направлений требует огромнейшей работы, серьезных финансовых и интеллектуальных ресурсов.

Министерство образования и науки РФ ставит задачу, чтобы в течение предстоящих трех лет все учреждения образования во всех субъектах Федерации перешли на новые системы оплаты труда. Это, кстати, предусматривает и президентская инициатива «Наша новая школа». Конечно, возникает вопрос, какие именно системы будут вводиться. Сейчас каждому субъекту РФ и даже каждому учреждению предоставлено право устанавливать свою систему оплаты труда. Регионы, принимавшие участие в комплексном проекте модернизации образования, в основном ориентировались на модельную методику Минобрнауки России, одновременно в ряде регионов апробировались иные подходы к построению системы оплаты труда.

Мне кажется, субъекты Федерации постепенно приходят к выводу, что нужно ориентироваться на определенные унифицированные, единые подходы к оплате труда. Не случайно сейчас в различных регионах России разрабатываются подходы, идентичные той системе, которая была предложена образовательным учреждениям федерального уровня.

Я не знаю примеров из международной практики, когда бы противопоставление школ и педагогов друг другу приводило к улучшению качества образования. Ведь в школьном коллективе педагоги работают сообща, на одну цель. Они помогают друг другу, проводят открытые уроки, советуются. Сегодня учителя настраивают на личный результат, благодаря которому его зарплата повысится. Этот подход может внести разобщенность в коллективы, учителям станет невыгодно помогать друг другу. Над этими непростыми процессами нам тоже придется работать в новом учебном году.

Председатель Правительства РФ Владимир Путин не раз говорил о том, что сегодня нужно предоставить еще большую свободу школам. Это правильно, система образования - действительно творческая материя, нуждающаяся в свободе. Но нужно соблюсти баланс полномочий федерального уровня, субъектов Федерации и самой школы. Нам необходимо сохранить единое образовательное пространство, ведь стандарты образования обязательны для всех. В них определены общие требования к образованию на уровне России, в частности, все выпускники школ должны сдать единый государственный экзамен. Так и в зарплате нужно задать единые подходы и при этом предоставить право каждому коллективу определять качество работы конкретного учителя через стимулирующие выплаты или другие варианты поощрения, предусмотренные системой оплаты труда.

Тут необходимо найти золотую середину и не увлечься чрезмерной передачей полномочий. Сегодня у нас создалось параллельное правовое поле, так как КПМО позволил регионам выходить за рамки того, что предусмотрено федеральным законодательством. Центральный комитет профсоюза будет продолжать переговоры с Министерством образования и науки РФ и с Министерством здравоохранения и социального развития о том, какие шаги нужно предпринять в этом направлении, как попытаться исправить сложившуюся ситуацию.

Конечно, всех педагогов волнует вопрос зарплаты. Мы предполагали, что в наступающем учебном году с учетом инфляции будет проведена ее индексация. Тем более что такая индексация фондов оплаты труда предусматривалась в одном из вариантов проекта бюджета на предстоящий трехлетний период, который обсуждался на заседании Российской трехсторонней комиссии. К сожалению, в июле на заседании Правительства РФ при обсуждении бюджета было принято решение в предстоящие три года не повышать заработную плату работникам бюджетной сферы, а значит, и педагогам. Естественно, Профсоюз образования не может с этим согласиться. Мы продолжим настаивать на необходимости индексации зарплаты уже на уровне Государственной Думы, куда проект бюджета поступит в конце сентября. Такую же работу будут проводить наши территориальные организации, ведя переговоры в субъектах РФ.

Впереди Год учителя. Создан оргкомитет, который приступил к подготовке его проведения. Обнадеживает тот факт, что его возглавил лично председатель Правительства РФ Владимир Владимирович Путин. Правительство ввело в состав оргкомитета меня как представителя профсоюза. Профсоюз образования также внес свои предложения по проведению Года учителя. Мы уже публиковали их в «МП». Напомню только, что они касаются, в частности, разработки государственных программ «Педагогические кадры России», «Безопасная школа», установления величины минимального размера оплаты труда учителя как государственной гарантии, проведение Всероссийского съезда учителей, конкурса на лучшую социальную рекламу, пропагандирующую труд учителя, и других мероприятий.

Учительское сообщество надеется, что благодаря Году учителя в глазах общественности повысится статус педагога, значимость учительской миссии. Сегодня социальных аутсайдеров в нашей отрасли очень много, но они реализуют ту же функцию - обеспечивают конституционное право граждан на получение образования и хотят дать то же образование, что и лидеры, а это для них сложная задача.

В последнее время происходила оптимизация системы образования, этот процесс еще продолжается. Сейчас он проводится не так интенсивно, чтобы не расширять масштабы безработицы. Но у нас вызывают опасение те территории, где оптимизация практически не проходила, так как там этот процесс может захватить сразу много школ.

Хочется сказать несколько слов о Приоритетном национальном проекте «Образование». Профсоюз неоднократно вносил предложения о включении в национальный проект системы дошкольного образования. Сегодня мы с удовлетворением можем отметить, что в основные направления ПНПО на 2009-2012 годы планируется включить мероприятия по развитию муниципальных программ образования детей дошкольного возраста с выделением финансовых средств.

Говоря о нашем профсоюзе, отмечу, что для него начался важный этап непосредственной подготовки к съезду, который состоится в апреле 2010 года. Сейчас проходят отчетно-выборные собрания и конференции, в ноябре - декабре состоятся отчетно-выборные конференции в территориальных организациях профсоюза. Для нас это тоже непростой период подведения итогов, определения планов на будущее.

В следующем году грядет двадцатилетний юбилей Профсоюза работников народного образования и науки РФ, образованного в сентябре 1990 года. У нас есть время, чтобы подумать, как отметить эту дату.

В заключение хочу поздравить учителей, воспитателей, преподавателей вузов, всех работников образования с новым учебным годом. Новый год - это всегда новые надежды. Несмотря на непростую ситуацию в экономике, главное - не терять оптимизма. Поэтому давайте в этот учебный год вступим с надеждой на то, что мы переживем сложный период и система образования будет совершенствоваться, развиваться, как самая главная сфера деятельности, которая определяет развитие России в целом.