Меняются требования к работодателям, повышаются их ответственность и прямая заинтересованность в том, чтобы предотвратить травматизм, улучшить условия труда на рабочих местах, тем самым снизить бремя налогов и компенсаций и, самое главное, сохранить жизнь и здоровье каждого работника.

Качественно улучшилась работа территориальных комитетов профсоюза и технических инспекторов труда по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства. В их деятельности появилось много интересных подходов, инновационных форм, позволяющих еще более профессионально и компетентно решать непростые вопросы, связанные с проведением аттестации рабочих мест в образовательных учреждениях, финансированием мероприятий по охране труда, компенсационными выплатами работникам, занятым во вредных условиях труда и т. д.

Несмотря на отсутствие целевого финансирования мероприятий по охране труда в бюджетных отраслях, в сфере образования наметились определенные положительные тенденции: улучшается материальная база; медленно, но все-таки увеличивается финансирование (только в прошлом году в целом на мероприятия по охране труда и обеспечение безопасности, по данным Рособразования, было израсходовано более 13 миллиардов рублей); более динамично проводится аттестация рабочих мест.

Вместе с тем реального повышения уровня безопасности и охраны труда работников отрасли не произошло.

Медленно снижается количество несчастных случаев на производстве среди работников образовательных учреждений (1371 пострадавший в 2007 году и 1614 - в 2008 году).

Остается на прежнем уровне травматизм со смертельным исходом. В прошлом году, как и в предыдущем, погибли 37 работников образовательных учреждений системы Рособразования.

Как это ни парадоксально, несмотря на увеличение финансирования мероприятий по охране труда в абсолютных цифрах, число работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, в сфере образования растет: в 2007 году их численность составляла около 17 тысяч человек, а в 2008-м - 18,5 тысячи.

Остается по-прежнему высоким травматизм среди воспитанников детских садов и школьников. По информации, представленной органами управления образованием 68 субъектов Российской Федерации, в 2008 году произошло 18064 несчастных случая с обучающимися образовательных учреждений, из них 47 - с летальным исходом; 13 детей стали инвалидами.

И все это происходит на фоне отсутствия должной ответственности руководителей и должностных лиц на всех уровнях структуры управления образованием за выполнение требований законодательства, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников и обучающихся.

В связи с этим всем нам - профсоюзным организациям, технической инспекции труда профсоюза - необходимо предметно разобраться в проблемах охраны труда, накопившихся за последние годы, и, используя все данные нам полномочия, включая инструмент социального партнерства, предложить, а если хотите, заставить органы исполнительной власти решать вопросы безопасности и охраны труда в образовании.

Позвольте мне обозначить лишь те проблемы, подход к решению которых, на наш взгляд, необходимо найти здесь, среди настоящих профессионалов, людей, напрямую заинтересованных в том, чтобы работники образования были защищены от тех негативных тенденций, которые имеют место в нашей сфере деятельности.

Начну с самого, пожалуй, главного вопроса - финансирования мероприятий по охране труда в системе образования, в том числе в учреждениях профессионального образования.

Так, по нашим расчетам, в среднем на охрану труда в каждом образовательном учреждении (детский сад, школа) ежегодно расходуется около 50 тысяч рублей, что составляет всего от 400 до 600 рублей на 1 работника.

При этом надо учесть, что весьма существенная часть, около половины средств, расходуется на компенсационные выплаты за работу во вредных условиях труда.

Как и прежде, бюджетные ассигнования в целом на охрану труда выделяются не отдельной строкой, а по остаточному принципу, по статье «Прочие расходы».

Учитывая, что до настоящего времени в Российской Федерации не определен конкретный порядок финансирования мероприятий по охране труда для бюджетных организаций и соответственно не установлен норматив бюджетных отчислений на эти цели, ЦК профсоюза неоднократно обращался в Правительство РФ, Госдуму с предложениями по внесению дополнений в соответствующие статьи Бюджетного кодекса о целевом финансировании мероприятий по охране труда и аттестации рабочих мест в учреждениях бюджетных отраслей. Но эти и другие предложения не были поддержаны.

И только сейчас ситуация, похоже, начала выправляться. Буквально на днях РТК приняла предложение председателя Комитета ГД по труду и социальной политике Андрея Исаева о рассмотрении данного вопроса на своем ближайшем заседании.

Похоже, что появился свет в конце тоннеля, а вместе с ним надежда и реальная возможность восстановить справедливость и устранить дискриминацию в отношении финансирования бюджетных отраслей.

Вторая крайне актуальная и сложная ввиду своей затратной специфики проблема - аттестация рабочих мест по условиям труда в образовательных учреждениях.

Еще в декабре 2007 года данный вопрос рассматривался на выездном заседании президиума ЦК профсоюза в Туле, на котором была одобрена практика работы в Белгородской и Тамбовской областях по созданию отраслевых центров и испытательных лабораторий для проведения аттестации рабочих мест в образовательных учреждениях. Подобная практика уже реализуется в Кемеровской, Челябинской и других территориях, в том числе на базе ведущих вузов и учреждений профессионального образования. Проработанный вариант подобного отраслевого центра рассматривается в настоящее время в ЦК профсоюза совместно с Академией труда и социальных отношений.

Серьезно рассчитываем на то, что практика создания независимых отраслевых центров и соответствующих лабораторий будет расширяться и поможет повсеместно охватить все наши учебные заведения аттестацией рабочих мест. Тем более что на это нацеливает предстоящая перспектива перехода на новую систему управления профессиональными рисками, предусматривающая проведение регулярной аттестации рабочих мест на профессиональной основе.

Реализация всего комплекса мероприятий по обеспечению и защите прав работников на здоровые и безопасные условия труда требует правильных и своевременных управленческих решений, основным из которых является Система управления охраной труда.

Практически во всех отраслях экономики, включая такую же, как и наша, бюджетную отрасль - здравоохранение, разработаны, внедрены или находятся на стадии внедрения подобные системы управления. Кроме отрасли образования.

Вместе с тем и Трудовой кодекс, и другие нормативные правовые акты по охране труда, а также соответствующие стандарты безопасности труда, включая новый межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «Системы управления охраной труда», да и сама жизнь подсказывает нам, что без принятия такого документа в отрасли невозможно выйти на эффективное решение задач, связанных с обеспечением сохранения жизни и здоровья. Данный вопрос четко зафиксирован в нашем Отраслевом соглашении с Рособразованием на 2009-2011 годы, мы добились от Рособразования обязательства разработать данное Положение.

И последнее. Отчетно-выборная кампания стартовала. И нам всем необходимо подойти к этому важному моменту в жизни каждой организации профсоюза с особой мерой ответственности.

Необходимо тщательно проанализировать все, что сделано, трезво и критично оценить собственные упущения, определить проблемы и четко обозначить пути их решения.