Добрая слава

История Восточного лицея началась 18 лет назад. Открылся он как структурное подразделение СОИПиПКК (Сахалинского областного института переподготовки и повышения квалификации кадров), и это не случайно. Ректор института Лилия Симонова и ее коллеги справедливо решили: если они обучают учителей, то должны на практике воплощать ту теорию, о которой говорится в лекциях. Экспериментальное учебное заведение открыли в собственных стенах. Сначала планировалось, что в лицее будут преподаваться восточные языки - японский, корейский и так далее. Постепенно пришли к мысли, что самый актуальный на сегодня профиль - информационно-технологический. Начинался лицей со старших классов, затем присоединилась начальная школа. Наконец, был заполнен последний пробел - средние классы. Лицей приобрел добрую славу, в него стремились попасть все, в частности, тут традиционно учились дети руководителей Сахалинской области. Качество образования и вчера, и сегодня - высочайшее. Это подтверждают победы на городских и областных олимпиадах, результаты ЕГЭ, а главное - судьба выпускников лицея. Львиная доля ребят становятся студентами вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, обучаются в зарубежных университетах. Вчерашние лицеисты - успешные руководители крупных фирм и компаний, работают в аппарате администрации Сахалинской области, в таких известных компаниях, как «Эксон Нефтегаз Лимитед» и «Бритиш Петролеум». В лицее работала замечательная психологическая служба. Большое внимание уделялось преподаванию английского языка. Существовала система мастер-классов, которые помогали ребятам подготовиться к экзаменам.

Выпускник Восточного лицея 2009 года Артем Хелик рассказывает: «Например, по истории нас очень хорошо готовили к ЕГЭ. Наша педагог много лет проверяет работы на едином госэкзамене, она знает, какие задания вызывают проблемы. Очень подробно с каждым индивидуально прорабатывала эти задания». Кстати, Артем в этом году по результатам ЕГЭ поступил на факультет политологии Московского государственного университета им. Ломоносова.

Восточный лицей создал неплохую материальную базу с компьютерными классами, специальной площадкой для прогулок и столовой для младшеклассников. Не было собственного спортивного зала - и эту проблему решили, помещение для физической подготовки арендовали. Многое было сделано и педагогическим коллективом, и родителями вместе. Кстати, прекрасный пример партнерства на ниве образования.

Но даже не это главное. В лицее была создана особая атмосфера, свой мир, в котором росли и развивались дети. Каждый мог отличиться не только в той или иной предметной области, но и во внеклассной деятельности. Здесь проводили литературные и музыкальные вечера, мероприятия, акции, о которых помнили многие годы. Например, «Две звезды», фестиваль «Вдохновение». В лицее существовал полноценный вокально-инструментальный ансамбль, в последний год ВИА состоял из шести составов, то есть играли и пели почти все старшеклассники!

Детям было хорошо. Родители были спокойны за своих детей. Но в 2009 году начались неприятности.

«Не отвечает требованиям...»

Первый звонок прозвенел весной. Начальник Департамента образования Сахалинской области Евгений Сафонов издал приказ от 16.03.2009 года №221/1-ОД «О приведении в соответствие с действующим законодательством деятельности ГОУ ДПО СОИПиПКК». Пунктом 2.1. данного приказа установлено: «Прекратить с 2009/2010 учебного года прием обучающихся в первый класс лаборатории педагогических технологий института - Восточный лицей». Однако у родителей лицеистов еще была надежда, что нынешние ученики «восточки» (так называют учебное заведение в городе) смогут доучиться в своей школе. 14 мая 2009 года состоялась встреча с начальником департамента образования Сахалинской области Е.А.Сафоновым и его первым заместителем Н.А.Мурашовой. Начальник департамента изложил свою позицию следующим образом: «Город Южно-Сахалинск и Сахалинская область насыщены спецшколами, и поэтому нет необходимости сохранения Восточного лицея». Стороны дискутировали, и надежда все еще жила.

Но 2 июля 2009 года в департаменте появился новый приказ - №744-ОД «О переводе обучающихся Восточного лицея - лаборатории педагогических технологий Государственного учреждения дополнительного профессионального образования Сахалинского областного института переподготовки и повышения квалификации кадров в другие образовательные учреждения соответствующего типа».

Пункт 1.1 приказа гласил: «Прекратить деятельность Восточного лицея - лаборатории педагогических технологий». Пункт 1.3: «Обеспечить перевод обучающихся Восточного лицея - лаборатории педагогических технологий в другие образовательные учреждения соответствующего типа».

Суть претензий Департамента образования к СОИПиПКК с правовой точки зрения ясна и понятна. В частности, ее изложила в местной газете «Советский Сахалин» 5 августа начальник отдела лицензирования, аккредитации и контроля в сфере образования Светлана Васильева: «В статье 17 Федерального закона «Об образовании» в перечне учреждений, имеющих право на реализацию общеобразовательных программ, не значатся учреждения системы дополнительного профессионального образования. А областной институт переподготовки и повышения квалификации кадров (согласно его уставу) таковым и является. (...) Руководство института заявляет, что в своей деятельности оно руководствуется Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Действительно, статья 12 этого закона четко определяет, что высшие учебные заведения могут реализовывать общеобразовательные программы, но для этого они создают специальную структуру и придают ей статус самостоятельного учреждения». Восточный лицей самостоятельным учреждением не был, и лишь по счастливой случайности, считает Светлана Юрьевна, его выпускники поступали в вузы... Начальник отдела поясняет дальше: «1 июля 2009 года вступило в силу постановление правительства «О лицензировании образовательной деятельности». Неразрешенная деятельность, в том числе по образовательным программам, не предусмотренным для соответствующего типа учреждений, отнесена к грубым нарушениям лицензионных требований и условий и влечет за собой административную ответственность. К тому же общеобразовательные учреждения законодательством отнесены к разряду муниципальных, набор в которые осуществляется по территориальному признаку. Восточный лицей не отвечал и этому требованию».

Далее идут и другие претензии - отсутствие оборудованных кабинетов физики, химии, биологии, учебников. Оказывается, «9 педагогов не прошли обязательные курсы повышения квалификации кадров. К работе в лицее привлекаются специалисты с недостаточным уровнем образования». Эти замечания вызывают удивление, ведь преподавали в лицее высококвалифицированные педагоги, в частности, сотрудники СОИПиПКК - то есть те, кто сам обучает учителей... В педколлективе Восточного лицея член-корреспондент Международной академии педагогического образования, три кандидата наук, семь соискателей ученой степени кандидата наук, заслуженный учитель РФ, пять почетных работников общего образования РФ, семь отличников народного просвещения. 36 педагогов имеют высшую квалификационную категорию.

Впрочем, множество замечаний нашлось у Департамента образования и к Сахалинскому институту переподготовки и повышения квалификации кадров. Институт якобы слишком много занимается лицеем, и от этого страдает его главное дело - переподготовка учителей. Удивительно, что лицей, наоборот, не поставлен в заслугу институту повышения квалификации, ведь качество курсовой подготовки, которая опирается на практические результаты работы с реальными детьми в реальном экспериментальном учебном заведении, намного выше голой теории педагогики, подкрепленной лишь цитатами из классиков. Увы, по результатам лицензирования Сахалинскому областному институту переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров не разрешена деятельность по общеобразовательным программам.

О детской наивности

Итак, нарушение законодательства налицо, «безобразия» в деятельности института, кстати, в 2007 году ставшего победителем конкурса «Учительской газеты» «Ноу-хау в деятельности ИПК (ИРО)» в номинации «Научно-методическая поддержка работников образования и образовательных учреждений в экспериментальной работе», - так же... Но даже если деятельность СОИПиПКК и лицея не удовлетворяет департамент, почему бы не бросить все силы на исправление ситуации? Почему бы не сохранить в целости и сохранности Восточный лицей, придав ему новый статус? Такая попытка, по словам уже цитировавшейся Светланы Юрьевны Васильевой, была сделана: «В мэрию направлялось письмо с просьбой рассмотреть возможность стать учредителем лицея и изыскать для него подходящее помещение. В ответе вице-мэра Д. Сангадеева, в частности, говорится: «Для наделения Восточного лицея имуществом требуются значительные финансовые ресурсы, которые не предусмотрены бюджетом города на 2009 год. В связи с этим администрация не может выступить в качестве учредителя автономного некоммерческого образовательного учреждения (АНКОУ) «Восточный лицей». В городе 30 общеобразовательных учреждений, в 17 школах учебный процесс организован в две смены. Выделить отдельное помещение на базе одного из учреждений не представляется возможным. Так как это не соответствует требованиям Роспотребнадзора, санитарным нормам и распоряжению главного санврача РФ от 25 ноября 2002 года, согласно которым обучение в лицеях должно проводиться только в одну смену. Для функционирования Восточного лицея с количеством учащихся 277 человек необходимо как минимум 10 классных комнат, не считая специализированных кабинетов. Рассмотрев все варианты, город предлагает разместить: 11-й класс - в лицее №2, 10-й класс - в гимназии №2, 8-й класс - в гимназии №3, 5-9-й классы - в гимназии №1 им. А. Пушкина, 2-4-й классы - в начальной школе №7. В настоящий момент создание муниципального образовательного учреждения «Восточный лицей» невозможно ввиду отсутствия бюджетных ассигнований на эти цели и расходов по функционированию общеобразовательного учреждения, они не включены в бюджетную роспись».

Безвыходная ситуация! Тем более что равноценной замены никак не получается. Ни одно самое престижное учебное заведение города не имеет информационно-технологического профиля. «Не будет совпадения программ, детям предлагают естественно-математический, гуманитарный профили. Уже не говоря об организации всей учебной деятельности...» - рассказала по телефону ректор СОИПиПКК Лилия Симонова. Она находится на больничном после всех перенесенных стрессов, а по всем СМИ прошла информация, что с 15 августа сего года она уволена.

Плюс ко всему 11 августа начальник Департамента образования Сахалинской области Евгений Сафонов обратился к родителям учеников Восточного лицея: «Наша главная задача - начать организационно новый учебный год. (...) Конечно же, переход в то или иное учебное заведение мы делаем с учетом пожелания родителей. В частности, родители учеников 5-го класса сами вышли на нас с инициативой, и мы переводим класс в полном составе во второй лицей. (...) Уважаемые родители, времени до начала нового учебного года осталось совсем немного. (...) Поэтому я призываю вас до 15 августа рассмотреть наши предложения, принять окончательное решение и передать документы в школы, гимназии и лицей».

Пожелания родителей остались прежними - они хотят, чтобы их дети учились в Восточном лицее. После бесплодных переговоров с городским и областным руководством, обращений в областную прокуратуру и к полномочному представителю Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе они не сдаются и собираются бороться дальше. Вместе с родителями - ребята, которые во время пикета, организованного 14 июля в центре Южно-Сахалинска, рассказывали прохожим, как хорошо в лицее и как они хотят здесь учиться дальше. «Пусть всегда будет лицей!» - написали они на плакатах.

Возможно, они наивны в своих требованиях - и родители, и дети, и преподаватели Восточного лицея. Им кажется, что буква закона никак не может стать выше детских желаний, потребностей, детского мира, который рушится сейчас на глазах...

Может быть, все это поймут во властных кабинетах и помогут ребятам, их папам и мамам? Мы также ждем от начальника Департамента образования Сахалинской области Евгения Александровича Сафонова ответа на официальный запрос «Учительской газеты». В частности, хочется понять, есть ли возможность сохранить Восточный лицей как сложившееся высококачественное учебное заведение со своими традициями, комфортным для учеников внутренним миром, наработанными методиками и структурой?

Мы обязательно вернемся к этой теме на страницах «Моего профсоюза» и «УГ».