- Принимая поздравления и награды за победу в номинации «Учитель-исследователь» в городском конкурсе «Учитель года Москвы-2009», я испытал ни с чем не сравнимое чувство гордости и высочайшей ответственности. Стать лауреатом городского профессионального учительского конкурса - величайшая честь для любого из множества его участников. И я был ее удостоен.

Конкурс продолжался с осени до весны. За спиной остался один из самых непростых периодов моей педагогической деятельности. Впереди были многие месяцы рефлексии прожитых конкурсных испытаний.

Как же я стал участником конкурса? Наверное, так же, как и все. В сентябре меня вызвал директор школы и предложил поучаствовать в ежегодном профессиональном конкурсе учителей Москвы. Изначально и я, и мои коллеги достаточно скептически отнеслись к возможным перспективам моего участия в конкурсе. Конкурс «Учитель года Москвы» неоднозначно воспринимается как учителями, так и школьной администрацией. Первые отговаривали меня, ссылаясь на то, что «там и так все ясно, зачем тебе это нужно?», вторые (и в отличие от первых они были правы) удрученно вздыхали, осознавая частичную потерю ведущего школьного историка для родной школы по крайней мере на ближайший учебный год. Но я, будучи человеком от природы азартным, уже загорелся и мало прислушивался как к тем, так и к другим. Хотелось, как говорится, «и себя показать, и других посмотреть». Помните, как у В.С.Высоцкого: «Разберись, кто ты - трус иль избранник судьбы? - и попробуй на вкус настоящей борьбы».

Первый этап конкурса - окружной - начался с общего собрания участников, заполнивших актовый зал одной из школ Центрального округа. Количество коллег, представленных на данном этапе, дало мне понимание того, что борьба будет непростой, но это осознание лишь прибавило азарта.

Как же наивен я был тогда, воспринимая конкурс как борьбу! В какой момент конкурс перестал быть для меня борьбой и стал чем-то иным, скорее плодотворным сотрудничеством с единомышленниками - я теперь затрудняюсь сказать. Эта метаморфоза произошла как-то незаметно и очень быстро. Первые конкурсные задания: самопрезентация, представление собственного опыта работы, урок - все это, казавшееся таким сложным тогда, сегодня воспринимается как некая разминка перед настоящими испытаниями. Удивительно, но наименьшие трудности вызвало импровизационное задание.

По итогам первого этапа конкурса в финал окружного тура вышли 30 учителей, для которых спокойная жизнь с этого момента осталась лишь в воспоминаниях.

Семинары и занятия, организованные и проведенные Методическим центром Центрального окружного управления образования, были исключительно интересными и плодотворными. В результате на выездной финал окружного этапа все мы поехали подготовленным (как нам тогда казалось), дружным, сплоченным коллективом. Неделя финала пролетела как один день: бессонные ночи перед выступлениями, совместные подготовки мастер-классов и демонстрационных заданий, просто интересное общение с профессионалами высочайшего класса, замечательными, увлеченными, преданными своей профессии людьми - все это привело к тому, что дух соревнования исчез напрочь, и трудно сказать, что в результате заставляло волноваться сильнее - собственное ли выступление или выступление товарищей. Ощущения на этом этапе конкурса вернули меня во времена студенчества, когда лучшие педагоги добивались, чтобы мы, студенты, осознавали себя с самого начала мыслящими личностями, способными в творческом порыве изобрести пусть и «велосипед», но зато изобрести его от начала и до конца самостоятельно.

В повседневной учительской деятельности я так укрепился в роли Учителя, что эта творческая составляющая как-то незаметно растаяла. Возможно, ее возвращение - самое главное, что дал мне конкурс.

Вспоминаются и курьезные случаи. Неподготовленную заранее лекцию пришлось писать за ночь до выступления. Мысли ночью рождались тяжело - в муках и потугах, примерно по такой схеме: несколько сигарет - одна мысль - записал, сделал выводы - творческий кризис, еще несколько сигарет - пришла следующая мысль - и так далее. Исписав к утру несколько листов, довольный собой лег досыпать оставшийся час-полтора. Проснувшись, перечитал написанное и с ужасом понял, что весь мой плодотворный ночной труд - это всего лишь одна и та же мысль, многократно повторенная разными словами. Пришлось оставшееся до выступления время практически заново писать всю лекцию.

Уровень всех участников окружного финального этапа был настолько высоким, что я не хотел бы оказаться на месте жюри. Но конкурс есть конкурс, а на городской этап можно было выдвинуть только троих участников.

Городской этап начался с установочных семинаров. Среди них были как безусловно полезные и интересные, например лекция и практикум заведующего кафедрой социальной психологии МГППУ В.Ясвина «Смысл и ценности профессии учителя в контексте организации педагогического мастер-класса», так и вызывающие некоторое непонимание. Таковыми были лекция и практикум президента Лиги имиджмейкеров РФ В.Шепеля «Имидж современного педагога». Причем сама эта тема, безусловно, интересна, но, видимо, попытка раскрыть ее в рамках одного трехчасового занятия оказалась сродни попытке «объять необъятное».

Городской финал проходил на базе ЦДПО «Поведники». Сложность городского этапа определялась помимо всего прочего объективными причинами. Все мы - его участники - уже варились в конкурсном котле без малого год. Казалось, что все источники креативности давно иссякли. Но не тут-то было. Накал страстей поднялся на новый уровень. Интересным здесь было все. Неделя напряженной работы потребовала вспомнить все свои прежние ипостаси: и службу в армии, и работу инструктором рукопашного боя, и работу бригадиром студенческого стройотряда на одной из северных строек, и спортивное прошлое. Каждый конкурсный день требовал полной отдачи. Условия конкурсных испытаний порой заставляли нас примерять на себя непривычные роли директора, завуча, учителя незнакомого предмета, ученика, возмущенного родителя.

Конкурс заставил по-новому взглянуть на свою профессию. Он открыл новые горизонты в работе учителя. Достижение победы показало, что мой путь есть лишь начало дороги профессионального совершенствования. Конкурс обогатил знакомством и дружбой со многими интересными людьми. Я бесконечно благодарен своим коллегам и администрации школы №171, для которых этот конкурсный год стал не меньшим испытанием, чем для меня; моим ученикам, которые стали первыми зрителями, участниками и критиками конкурсных испытаний; руководству Методического центра ЦОУ и прежде всего его директору Марианне Лебедевой, которые, поверив в меня, позволили раскрыться на новом уровне профессионального мастерства; членам Большого жюри; моим соперникам по конкурсу и главному из них - Сергею Буфееву, поддержка которых была столь необходима и общение с которыми столь обогатило меня; моей семье, которая практически весь этот год меня не видела, но ко всему относилась с пониманием и терпением.

Стоя на церемонии награждения в зале имени Чайковского, я знал, что все эти люди находятся рядом со мной: кто-то в зале, а кто-то плечом к плечу, как и на протяжении всего конкурса, - рядом, на этой же сцене.

Победа в конкурсе принесла чувство радости, гордости, ответственности, профессиональной состоятельности, открыла новые перспективы карьерного роста. Победа - это взятие только одной из вершин, останавливаться на этом нельзя. Необходимо идти вперед к новым высотам и достижениям. Ведь «лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал».