- Как все начиналось?.. В октябре в лицей пришло письмо: необходимо направить не менее одного человека от образовательного учреждения для участия в конкурсе «Учитель года». Другие учителя под разными благовидными предлогами уже успели отказаться от предложения участвовать в конкурсе, и вот теперь очередь дошла до меня. Завуч Ольга Николаевна вела беседу с явным напором: ей хотелось наконец решить проблему, чтобы не писать объяснительных записок, почему в лицее не нашлось учителей, достойных участия в конкурсе...

Признаться, я не стал очень долго ломаться и заставлять себя упрашивать. На тот момент конкурс для меня был просто способом сохранить в глазах администрации лицея репутацию ответственного и исполнительного работника, при этом не сильно напрягаясь. Разумеется, ни на какие победы я тогда не рассчитывал.

Уже первые конкурсные испытания заставили несколько переосмыслить свое отношение к конкурсу. С одной стороны, сами задания были довольно дурацкими. С другой стороны, именно эти дурацкие задания заставляли как-то по-новому взглянуть на свою педагогическую деятельность, осмыслить, сформулировать свое отношение ко многим профессионально значимым проблемам. В то время конкурс для меня стал возможностью оценить, измерить свой профессиональный потенциал, позволил как бы со стороны взглянуть на собственную практическую работу.

Все конкурсные задания вынуждали раскрыть, «самопрезентовать» различные стороны своей работы, своего профессионального мировоззрения. Волей-неволей приходилось заниматься самоанализом, рефлексировать. Само по себе такое занятие весьма полезно: оно способствует профессиональному становлению. Теперь могу с уверенностью сказать, что конкурс становится хорошим стимулом профессионального развития, самосовершенствования. Хотя в то время это осознавалось еще довольно смутно. Когда для анкеты потребовалось ответить на вопрос «Причины участия в конкурсе», я написал: «Пополнение своего профессионального опыта за счет общения с талантливыми педагогами». Но, пожалуй, действительное осмысление конкурса как возможности почерпнуть, позаимствовать, перенять что-то новое у своих коллег пришло несколько позже - уже на выездном, колонтаевском, этапе конкурса. Причем речь идет даже не об обогащении профессиональными знаниями или методами преподавания, а о получении какого-то творческого заряда к дальнейшей педагогической деятельности. В общем, конкурс как профессиональный рост и курсы повышения квалификации.

Всякое общение носит двусторонний характер. Конкурс открыл возможность поделиться своим опытом с коллегами, и мой опыт оказался тоже востребованным. Конкурс - это реализация своего творческого потенциала. Кроме того, конкурс - это расширение диапазона профессионального общения, это обретение новых друзей, знакомых, единомышленников. Причем не только среди своих коллег, но и среди членов жюри и организаторов конкурса.

Новое осмысление конкурса пришло на его московском этапе, в Поведниках. При первом неформальном знакомстве Галина Китайгородская попросила каждого конкурсанта и желающих членов жюри дать определение: «Конкурс - это...». (Самым оригинальным был ответ Андрея Милехина: «Конкурс» - это имя существительное, мужской род, второе склонение, единственное число».) Помнится, я тогда написал: «Конкурс - это фестиваль педагогических идей». Очень хотелось, чтобы в конкурсе преобладал дух не соперничества, а сотрудничества.

Московский этап конкурса поразил обилием сочных, колоритных фигур. Ассоциативные ощущения - будто бы побывал на восточном базаре или на какой-нибудь великосветской тусовке. Действительно, московский конкурс - фестиваль педагогических идей, а точнее, даже не столько идей, сколько их талантливых носителей.

Зрелищность всего увиденного (яркие и остроумные выступления, шутки, пародии, шаржи, стихи, каламбуры, провокационные вопросы и прочее) как-то подтолкнули к мысли, что конкурс - это игра. Игра в самом широком смысле слова. И тот, кто по натуре своей не игрок, не смог бы участвовать в конкурсе.

Конкурс - игра азартная (в том числе и в буквальном смысле слова: французское hazard - риск). Основанный на риске, т.е. случайный, характер победы в конкурсе связан с тем, что не ты побеждаешь, но тебя выбирают. А судьи кто? Игроки - значительно большего опыта и стажа игры, чем ты сам.

В большой игре, какой и есть конкурс, у каждого игрока на самом деле свои интересы, своя стратегия, тактика и даже отчасти свои правила игры. В такой игре неизбежно образуется блеф, возникают коалиции, появляются шулеры. Но все это и придает азартный характер игре, делает ее задорной и привлекательной.

Важное достоинство настоящей игры состоит в том, что в нее всегда можно играть честно и быть искренним (хотя при этом не всегда выиграешь), получая интерес в большей степени от процесса игры, чем от ее результата. В хорошей игре красота сыгранной партии важнее выбора победителя.

Отношение к конкурсу как к игре для меня в настоящее время, пожалуй, стало ключевым, хотя и все другие определения сохраняют свою силу. Хорошая и здоровая игра - это то, чего очень не хватает взрослым людям. А профессиональная игра - явление особенно замечательное. Хотелось бы, чтобы профессиональных конкурсов было больше и чтобы они были многообразнее.

Но вместе с тем игра есть игра, а работа есть работа. По крайней мере у меня нет планов делать игру своей профессией.