При этом в инклюзивном образовании детей с ОВЗ разного возраста выявляются актуальные проблемы:

- кадрового обеспечения;

- психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса, в том числе не только детей, но и взрослых специалистов, родителей, администрации;

- необходимости разработки и адаптации учебно-методических пособий для детей с сенсорными и двигательными нарушениями, когнитивными дефицитами.

Недостаточным остается не только техническое обеспечение обучения, но и возможность участия детей и студентов с ОВЗ во внеучебной жизни.

Очевидно, что эти и многие другие проблемы должны решаться системно, опираясь на федеральные, муниципальные и локальные законы и нормативные акты, а также научно-методическое обеспечение инклюзивного образования.

Такое состояние дел и определило необходимость организации ресурсного центра по психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного образования как структурного подразделения МГППУ.

Можно выделить следующие направления деятельности ресурсного центра:

Участие в разработке стратегии развития инклюзивного образования в городе.

Анализ основных проблем и условий для реализации инклюзивного образования на различных ступенях образования.

Разработка и внедрение наиболее эффективных организационно-технологических систем и технологий сопровождения инклюзивных процессов.

Организация и координация деятельности окружных ресурсных центров.

Консолидация усилий государственных и общественных организаций по продвижению инклюзии.

Повышение квалификации специалистов сопровождения, повышение психологической компетентности педагогов.

Исходя из этих направлений деятельности, выделяются и основные цели подобного ресурсного центра:

- Разработка научно-методических основ, программно-методического и информационного обеспечения для организации системного психолого-педагогического сопровождения всех звеньев инклюзивной образовательной вертикали.

- Повышение квалификации и участие в подготовке кадров для реализации задач психолого-педагогического сопровождения.

Подобные направления невозможно реализовать без решения следующих задач:

Разработка концептуальных положений психолого-педагогического сопровождения.

Проектирование и мониторинг инклюзивных процессов в образовательных учреждениях для детей и молодежи с ОВЗ.

Разработка методологии и практико-ориентированных технологий сопровождения всех субъектов инклюзивного пространства.

Разработка и реализация программ профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, реализующих интеграцию и инклюзию.

В самом сопровождении инклюзивного образования можно говорить о трех его аспектах: организационном, содержательном и возрастном.

Наиболее разработанной из поставленных задач на сегодняшний момент считается система модульного обучения и ПК работников инклюзивного образования.

С точки зрения возраста это обучение специалистов служб ранней помощи, ДОУ, школ. Как видно, здесь максимальные дефициты лежат в сфере сопровождения среднего специального и высшего образования, реализующих включение молодежи с ОВЗ.

Также на каждой образовательной ступени можно выделить целевую аудиторию - то есть специалистов педагогического или психологического профиля, специалистов административно-управляющего звена.

Сами обучающие модули - это систематические, но краткие обучающие семинары, тренинги, мастер-классы, консилиумы; это ПК - такая форма обучения начнется уже в 2009-2010 учебном году на базе МГППУ.

Сегодня мы надеемся на разработку и реализацию подготовки на базе МГППУ специалистов по профилю «Педагогика и психология инклюзивного образования» в соответствии с проектом ФГОС ВПО 3-го поколения (по направлению «Психолого-педагогическое образование»).

Осуществить эти задачи реально можно только при опоре на принципы и приоритеты такой формы образования:

ЭВОЛЮЦИОННОСТЬ И ПОСТЕПЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ И ПРОДВИЖЕНИИ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПРОЦЕССОВ.

ПРИОРИТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ НА КАЖДОМ ВОЗРАСТНОМ ЭТАПЕ.

ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ (в широком смысле) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ.