А задумали мы отправиться в педагогическую экспедицию! Почему мы так назвали нашу поездку? Для наших учителей приоритетной задачей стало развитие образовательной системы нашей гимназии, касающееся как ее форм, так и содержания. Мы хорошо понимаем, что современное развитие общества требует качественного образования, его соответствия новым системам общественных отношений и ценностям современного мира, формирования у учащихся способностей к активному саморазвитию и самореализации. В поисках решений этих непростых задач мы постоянно вынуждены делать переоценку своих методов работы. А для этого в первую очередь необходимо развитие своего педагогического сознания, развитие самих себя, своих профессиональных установок. Кто, как не учитель, поможет ученикам успешно адаптироваться в жизни? Так в творческом общении и родилась идея педагогической экспедиции. Она, на наш взгляд, является тем средством, которое способно нам помочь в решении исследовательских задач путем погружения в другую действительность. Эти несколько дней, проведенных в других условиях, должны были помочь прояснить для себя вопросы, которые трудно, а подчас и невозможно, решить, находясь на своем рабочем месте.

Итак, мы накапливаем опыт исследователя, чтобы потом передать его своим ученикам, помочь им самим превратиться в исследователей для последующего успешного проектирования ими своего жизненного пути.

Конечно, в нашем случае источником развития выступал интересный инновационный опыт, его анализ и изучение. Средством такого анализа стала соответствующая программа исследования: это был круг конкретных вопросов, с ними мы и отправились в педагогическую экспедицию, в процессе которой собирали информацию. Позже нам предстояло проанализировать полученные материалы с точки зрения этой программы, систематизировать их и сформулировать идеи и предложения по развитию образовательной системы нашей гимназии.

Педагогический опыт, выбранный для нашего исследования, был представлен православной гимназией Свято-Алексеевской пустыни (город Переславль Ярославской области), Ростовской гимназией им. А.Л. Кекина и гимназией при Ростовском Троице-Сергиевом Варницком монастыре. Перед экспедицией мы сделали глубокий теоретический анализ публикаций и материалов сайтов, просмотрели фильмы, изучили историю становления и развития этих гимназий. На семинарах мы обсуждали этот материал: оказалось, что каждый учитель имел свое видение, свой взгляд, не всегда совпадающий с мнением коллег. Были и «разночтения», но тем интереснее было нам приходить к более или менее общему знаменателю и тем интереснее было в итоге анализировать результаты, сравнивая их с нашими гипотезами и ожиданиями.

Экспедиция началась. Нас очень радушно встречали во всех трех гимназиях, проявляя неподдельно живой интерес к нам. Каждый наш учитель нашел, узнал то, что было интересно именно ему, каждый имел возможность задать любой интересующий его вопрос, мы общались с учителями, ребятами, участвовали в семинарах и в каждой гимназии смогли открыть что-то свое, отличное от других, порой еле уловимое, но особенное. К примеру, необычное оформление стен простыми, казалось бы, словами (а может, наоборот?) гимназии Свято-Алексеевской пустыни долгое время не отпускало от себя наших взглядов. Некоторые учителя «застревали» в богатейшем музее бабочек, горных пород или в библиотеке. Другие увлеклись рассказами ребят об их учебе. А кто-то просто сосредоточенно впитывал новый опыт. По крупицам собирали увиденное, стараясь не упустить ничего важного, и это помогло нам впоследствии найти несколько интересных решений и предложений по работе нашей гимназии. Также нам посчастливилось совместить нашу работу с прекрасной экскурсионной программой, что добавило положительных эмоций и сделало экспедицию действительно запоминающейся.

Конечно, у нас не все получилось. Мы не смогли посетить уроки ни в одной из гимназий, понаблюдать непосредственно учебный процесс, увидеть, например, свободны ли учащиеся на уроках в своих высказываниях? В силу некоторых организационных моментов мы получили недостаточно информации о работе преподавателей иностранных языков в гимназии при Троице-Сергиевом монастыре. Мы постараемся учесть все пожелания при планировании нашей следующей экспедиции, а в том, что она состоится, теперь уже, конечно, никто не сомневается, и все ее с нетерпением ждут. Но самое интересное и важное ждало нас уже в Москве. Это были жаркие дебаты, разгоревшиеся еще в автобусе по дороге домой, и обмен впечатлениями. Мнения были очень разными, но самое главное - никто не остался равнодушным, и желание анализировать итоги экспедиции было очень сильным, несмотря на усталость.

Анализ опыта первой в истории нашей гимназии педагогической экспедиции продолжился в рамках кафедр, а потом был обобщен на педагогическом совете. За основу была взята модель анализа и проектирования «Барабан», разработанная Сергеем Пимчевым. Под чутким руководством наших неутомимых и очень творческих исследователей Сергея Петровича Пимчева и Галины Ивановны Михеевой эта модель позволила нам не просто проанализировать полученный опыт, а дать его точную интерпретацию с точки зрения нашей программы исследования, грамотно учесть те новые варианты, которые, естественно, подбросила нам жизнь (ведь она гораздо богаче, чем мы предполагаем!), и выдержать задуманное направление исследования. Конечно, это было не очень просто, по некоторым вопросам мнения коллег были прямо полярными, но, на наш взгляд, это лишь еще раз подчеркивает правильность выбора объектов нашего исследования и делает наши дискуссии интереснее и живее. А самое главное, помогает нам понять одну очень важную вещь: как сделать так, чтобы ученик не потерялся в реалиях нашей неоднозначной жизни, как помочь ему научиться выстраивать правильную стратегию, научиться анализировать, обогатить собственный исследовательский опыт, а если его еще пока нет - помочь начать приобретать его.

Мы очень надеемся, что наш первый опыт положит начало доброй традиции. И мы, учителя гимназии №1544, весь наш дружный коллектив еще раз хотим поблагодарить Наталию Коробову, нашего любимого директора, за то, что она сразу поддержала этот инновационный проект-инициативу, и первая педагогическая экспедиция состоялась.

Развитие собственного профессионализма должно быть предметом постоянного анализа - так как же сделать это наиболее продуктивно? Совершив педагогическую экспедицию, претворив в жизнь новый педагогический опыт, мы нашли в ней новую форму для развития самих себя как профессионалов для изменения или, наоборот, укрепления собственных взглядов на гимназическое образование. Присоединяйтесь!