Первое - формирование и развитие современной инфраструктуры

Раис ЗАГИДУЛЛИН, проректор Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования:

- Концепция «Наша новая школа» - новый шаг в развитии национальной системы образования. И важно, куда и как это самое развитие будет направлено.

Концепция «Нашей новой школы» явила новый идеальный образ состояния школы, планка развития образовательной среды поднята очень высоко.

Да, с этого момента все школы-новостройки должны быть соотнесены с заданными параметрами новой школьной инфраструктуры. Это о новых школах, это для экономически сильного региона. А что будет со школами, которые есть? Новая концепция - для них. В реальности массовая школа существенно отличается от заявленных ориентиров, задаваемых устремлений к новому образу лишь для отдельных школ. В ряду проблем, отдаляющих рядовые, а особенно сельские школы, стоят санитарно-гигиенические зоны для школьников и взрослых, школьное оборудование производственных мастерских, столовых, школьный спортивный инвентарь, содержание компьютерного оборудования, актовые залы, совмещенные со спортивными залами или столовыми. Школа действительно не должна быть ветхой. Свобода мыслей начинается со свободы пространства. В этих условиях эффективность помощи школе, как и в целом функционирования системы образования регионов, упирается в вопрос распределения предметов ведения и полномочий между органами власти федерального, регионального уровней и органов местного самоуправления. Решение этих проблем сейчас в условиях кризиса еще более затрудняется. Предлагаемый, как вариант помощи школам, перевод их из статуса муниципальных в автономные учреждения также сопряжен с разнообразными исками. Отчуждение зданий и земель будет укором такой политике в образовании.

Если массовой школе сложно помочь в условиях нынешнего законодательства, то его надо совершенствовать, поскольку школа - это не только зона государственного интереса, это зона государственной ответственности. Из концепции «Наша новая школа» должна родиться общеотраслевая программа, которая бы сдвинула эти проблемы рядовой сельской школы.

Хочу сказать и о границах «Нашей новой школы». Концепция предполагает ее расширение. Заявлено, что современная школа должна тесно взаимодействовать с семьей. Приходить в образовательные учреждения вместе с детьми станет интересно и взрослым.

К перечню мер по обеспечению современной школьной инфраструктурой следует отнести и развитие взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы - учреждениями культуры, здравоохранения, спорта и досуга.

Это положение уже находит конкретные примеры в регионах, появляются образовательные учреждения широкой сферы услуг, не только образовательных. Есть такое и в нашей области. Но готово ли законодательство к поддержке таких нововведений? Проблема в том, что развитие педагогической реальности сегодня опережает развитие своей нормативно-законодательной основы. Речь идет в том числе о совершенствовании типового положения об общеобразовательном учреждении. Сегодня многие положения в нем нуждаются в редактировании и обновлении.

В общей проблематике вопроса правового статуса остаются и центры развития образования, дома и центры работников образования и другие. Нужны меры по правовому обеспечению деятельности этих новых образовательных учреждений, законодательное закрепление их статуса и отраслевой принадлежности. В дальнейшем, видимо, вопросы нормативно-правового обеспечения деятельности инновационных школ будут лишь нарастать.

Ульяновская область ищет пути и резервы развития образовательных учреждений, в первую очередь, за счет развития и поддержки инновационной деятельности школ. В области более 15 лет реализуется региональная программа развития инновационной, поисковой, исследовательской и экспериментальной деятельности школ, которая позволяет выявлять и апробировать новые подходы в организации школьной жизнедеятельности, близкой по сущности к описываемой в концепции.

В конце апреля 2009 года в Ульяновске состоялся первый Всероссийский фестиваль учительских клубов, участники которого поддержали инновационную деятельность Ульяновского областного клуба «Учитель года», выступившего инициатором проведения фестиваля. В резолюции фестиваля подчеркнуто, что учительские клубы могут стать новым элементом в системе продвижения передового педагогического опыта. Создание возможности обмена мнениями, моделями и технологиями продвижения инноваций лидеров учительства России позволяет рассматривать учительские профессиональные сообщества как ресурсы инновационного образования.

Прошел в Ульяновске и международный «круглый стол» по проблеме взаимодействия педагогической и психологической наук в поддержке и развитии современного образования. Более 40 ученых, в том числе члены Российской академии образования, имея разные взгляды на педагогическую реальность, едины в понимании важности государственной системной поддержки образования. Эти примеры, как и многие другие, позволяют констатировать, что вопрос приближения школы к идеальной модели, заявленный в концепции, на содержательном уровне школы решаем.

Первое, в чем надо помочь школьному образованию, массовой российской рядовой школе, - это в формировании и развитии современной школьной инфраструктуры. Вопрос сложный, затратный, но решаемый. Проект «Наша новая школа» при единении усилий всех ветвей власти может решить эти проблемы.

Комфортные условия в школе - новая образовательная среда

Константин ВАЛИКОВ, директор муниципальной Сростинской школы имени Шукшина Алтайского края:

- Для Алтайского края, 80 процентов школ которого - сельские, проект национальной стратегической инициативы «Наша новая школа» представляет особый интерес в силу того, что открывает новые возможности для сельских учеников.

Алтайский край готов к обновлению школы в соответствии с принципами президентской инициативы. Об этом свидетельствуют те серьезные изменения, которые произошли за последние три года.

Алтайский край максимально использовал возможности, которые предоставил национальный проект «Образование», и прежде всего для развития сельских школ. Значительно увеличились ресурсные поступления в сферу образования из всех уровней бюджета. Только на подготовку к новому учебному году в 2008 году было потрачено 1 миллиард 300 миллионов рублей, что в четыре раза больше, чем в предыдущем. В результате наша школа перестает быть ветхой. Например, в возглавляемой мною Сростинской школе в настоящий момент выполняется ремонт на сумму 53 миллиона рублей. Школа полностью оснащена новейшим оборудованием и мебелью.

Мы наглядно видим, что создание в школе комфортных условий создает совершенно новую образовательную среду. Поэтому это направление инициативы «Наша новая школа» оправдано временем, стратегическими задачами развития государства, и главное - запросами современного ученика.

Для меня как директора сельской школы отрадно увидеть в тексте инициативы разделы, посвященные профессиональной подготовке школьников. Сегодня мы предлагаем нашим ученикам более десяти различных курсов, которые позволят им определиться в будущей профессии. Хотелось бы, чтобы развитию профессиональной подготовки в общеобразовательных учреждениях способствовали более совершенная нормативно-правовая база и механизмы финансирования.

Мы хорошо понимаем, что качество школы не может быть выше качества труда учителей. Введение новой системы оплаты труда позволило стимулировать результативно работающих учителей, а также дало возможность сделать школы привлекательными для молодого поколения, чья заработная плата сегодня не зависит от стажа работы. Существующая в крае широкая сеть премий и грантов позволяет каждому педагогическому работнику, творческому учителю раскрыть свой потенциал. Например, в этом году губернаторскую премию имени Титова - 130 тысяч рублей - получила и учитель нашей школы. В то же время нам известно, что в Госдуму поступили предложения от некоторых регионов об отмене льгот сельским педагогам по оплате коммунальных услуг. Не ошибусь, если от имени всего сельского учительства скажу, что такие льготы сельскому учителю необходимы, их отмена усугубит кадровые проблемы школы.

Конечно же, новый век требует и новых людей. Они должны иметь возможность полностью раскрыть свои потенциалы и возможности уже на ранних стадиях. Этому в нашей школе способствует более 20 кружков и секций, творческих объединений и студий. Однако сегодня требуется большее. Нужна действительно комплексная система раннего выявления и поддержки одаренных детей. Нужны совершенно новые подходы к организации дополнительного образования в рамках школы. Решить данную проблему смогли бы новые сетевые механизмы, новый уровень взаимодействия. Но они пока не подкреплены нормативно и финансово.

Поэтому инициатива «Наша новая школа» видится нам как закономерное продолжение приоритетного национального проекта «Образование», реальное обозначение стратегических направлений государственной политики в сфере общего образования на ближайшие 10 лет.

Важен количественно-качественный результат

Ольга САВОСТЬЯНОВА, председатель Комитета по социальной политике Государственного Совета Республики Коми:

- Система образования - единственная из отраслей, которая, помимо своих сугубо специфических профессиональных задач, сегодня несет в себе очень важную социальную составляющую, решает очень важную гуманитарную функцию. Поэтому эту задачу, как приоритет, необходимо закрепить законодательно. Нужно определить те правовые нормы, которые бы обеспечили механизмы решения вопросов формирования политики, организации практики, оценки и анализа.

Очень важно продумать и принять законодательные меры, которые бы обеспечивали общее конституционное равное право на образование. Да, у нас есть это право, но право на качество образования сегодня, к сожалению, зависит от того, в каком субъекте РФ, в городе или деревне проживает тот или иной гражданин.

Считаю, мы должны пересмотреть систему полномочий между федеральным и региональными уровнями, так как та система софинансирования, которая существует, позволяет решать лишь точечные проблемы. Участие в софинансировании сегодня происходит не в зависимости от того, какие есть проблемы, как мы к ним относимся, какова мера ответственности, а в зависимости исключительно от наших финансовых возможностей. Нужен общий единый гарантированный финансовый механизм для всех субъектов РФ как базовая финансовая составляющая. А на уровне субъектов можно было бы эти вопросы рассматривать в развитии.

Сегодня очень много говорится о статусе учителя. Я думаю, что многие проблемы мы смогли бы решить, если бы смогли законодательно этот статус изменить и приравнять учителя к системе государственных служащих.

Говорим сегодня и о новой системе оплаты труда. Трудно возражать против новых внедряющихся подходов, но вся система стимулирования и высоких процентных надбавок не соответствует тем сложным задачам, которые наши учителя решают. Если мы выдвигаем учителям такие серьезные требования, то, соответственно, и заработная плата должна быть адекватной.

Необходимо гораздо шире рассматривать вопросы и качества здоровья обучающихся, и физических показателей, и всех тех негативных социальных проявлений, которые сигнализируют о том, что их не только нужно решать, но принципиально менять подходы.

73 процента молодых людей в Российской Федерации и 80 процентов взрослого населения считают, что наша молодежь ориентирована на западные ценности. Только за 15 лет с 50 процентов до 18 снизилось количество несовершеннолетних детей, которые регулярно читают. Эту статистику можно продолжить.

Вопросы здоровья должны рассматриваться в комплексе как социальные аспекты, включающие и физическое, и нравственное, и духовное.

Невозможно решать качественно вопросы системы образования без такой важной ступени, как система дошкольного образования, которая обеспечивает систему подготовки к школе. Я глубоко убеждена, что этот раздел обязательно должен найти отражение в данной стратегии.

Очень сложно сегодня говорить о реализации всего этого концептуального документа, если мы не примем специальные меры, которые бы позволили подтянуть к решению всех этих проблем наши сельские школы и те школы, которые не соответствуют современным требованиям, а их сегодня - 53 процента.

Есть задачи, есть ключевые базовые направления, но очень важен тот количественно-качественный результат, к которому мы будем стремиться. Было бы неплохо, если бы в этом документе мы прописали систему индикаторов, предусмотрели в нем индекс развития детей и молодежи, который помог бы сформировать систему и финансового, и правового, и организационного, и содержательного обеспечения всех задач новой стратегии.

Колледж - основа непрерывности образования

Александр СОБОЛЕВ, министр общего

и профессионального образования Свердловской области:

- Я считаю необходимым поговорить и заострить внимание законодателей на проблемах развития и совершенствования системы непрерывного профессионального образования педагогов. Качество школьного образования определяется в первую очередь личностью педагога. Поэтому современная система профессионального образования педагогов должна опережать сегодняшнее состояние школьного образования.

Инфраструктурные решения построения региональной системы непрерывного профессионального образования педагогов могут быть реализованы на базе объединения возможностей педагогических колледжей и педагогических высших учебных заведений. Но в этой области существуют нормативные и законодательные ограничения, а это требует новых инициатив.

У нас в области 12 педколледжей, два педуниверситета, одна социальная педагогическая академия, успешно работает Уральское отделение Российской академии образования. Расположение педколледжей и педагогических вузов создает географические условия для концентрации ресурсов не только в большом мегаполисе - Екатеринбурге, но и в крупных, средних и малых городах. Это особенно значимо для закрепления молодых учителей в разных типах поселений. Совместно с вузами колледжи осуществляют целевую подготовку специалистов для системы образования Свердловской области. Однако доля выпускников, которые возвращается после дневного обучения в свои школы муниципального образования, крайне мала, как и в целом по России, - 5-10 процентов. Причина оттока квалифицированной молодежи из городов и множества сельских поселений сегодня не только привлекательность образа жизни мегаполиса, но и невозможность получить высшее образование в крупных и средних городах. Основная часть молодых учителей приходят в школу, особенно в сельскую школу, именно после окончания колледжей. Около 60 процентов из них в дальнейшем продолжают образование, как правило, по вечерней и заочной формам обучения. Но перечень специального и среднего профессионального образования с 1 сентября 2009 года сокращен до 10 наименований. У учреждений субъектов РФ нет права реализовывать программу уровня бакалавриата.

Таким образом, мы не имеем возможности законодательно выстраивать целостную единую интегрированную стратегию содержательного и технологического, методического обновления педагогического персонала.

Мы считаем, что накопленный потенциал педколледжей может стать основанием для введения в них образовательных программ, допустим, практико-ориентированного или прикладного бакалавриата, о котором много сегодня говорят. Уже сегодня образование в колледжах осуществляется в системе социально значимых инновационных проектов. Каждый наш колледж имеет специализированное структурное подразделение для детей. Например, детский дом для музыкально одаренных детей, гимназии-интернаты для девочек, которые оказались в трудной жизненной ситуации, центры психологического, медико-социального сопровождения, лицеи, специальные коррекционные школы.

Особенно ценно то, что выпускники колледжей, проживая вместе с этими детьми в годы учебы, далее мотивированно работают с детьми, имеющими трудности в обучении, имеют опыт работы с родителями. Эти выпускники великолепно подготовлены для работы в малочисленной школе, в классе-комплекте, индивидуально на дому. По мнению директоров школ, выпускники колледжей имеют навыки работы с самыми разными аудиториями и родителями. Такой мониторинг и аудит кадровых и научно-методических ресурсов показывает достаточную степень и уровень готовности педагогических колледжей для того, чтобы вводить в них программы практико-ориентированного бакалавриата.

Некоторым решением проблемы мог бы стать механизм существования колледжей как филиалов высшего учебного учреждения, учрежденного субъектом РФ. Увы, сейчас в соответствии с законодательством субъект не может учреждать вуз соответствующей направленности.

Развитие системы непрерывного образования, в том числе в области педагогики, которая связана с получением не только, скажем, формального механизма приобретения компетенции, но также неформальных различных дополнительных и модульных структур, ставит во главу сегодняшних проблем создание региональных центров с сертификацией профессиональных квалификаций, в том числе и в области профессиональной педагогики и общей педагогики. Практической основой для таких центров могут стать, к примеру, наш опыт общественно-профессиональной сертификации выпускников педколледжей по итогам работы в летних оздоровительных лагерях и различные системы аттестации педагогов.

Уверен, что в Российской Федерации могут быть запущены пилотные проекты по созданию региональных моделей непрерывного педагогического образования. Составной частью этих моделей должны быть законодательные и определенные формы территориального образовательного заказа в области подготовки педагогических кадров. Необходимо законодательное разрешение на введение в программу практико-ориентированного бакалавриата в области педагогики на базе учреждений среднего профессионального образования. Нам нужно законодательное право учреждать центры компетенции или центры профессиональной сертификации в области педагогики на уровне организации специальных структур при министерствах образования либо правительстве субъектов, регионов.

Ключевой фигурой остается педагог

Дмитрий ВОРОНКОВ, заместитель директора Центра повышения квалификации «Ресурсный центр» Новокуйбышевска Самарской области:

- Инициатива «Наша новая школа» сегодня особенно актуальна, поскольку получила свое развитие на базе результатов, которые были достигнуты при реализации приоритетного национального проекта «Образование». Однако ее эффективность во многом будет зависеть от того, в какие сроки и какого качества будет принят новый закон «Об образовании», будет ли он интегрировать все направления, позволяющие полностью реализовать президентскую инициативу.

При этом ключевой фигурой в системе образования, несомненно, остается педагог. В современных условиях очень важным становится вопрос профессионального роста учителей. Именно на это направлена система повышения квалификации педагогов, которая сегодня должна быстро реагировать на изменяющиеся условия.

Полагаю, что опыт Самарской области может быть интересен для других регионов России. Так, в 2001-2003 годах у нас были созданы ресурсные центры в статусе учреждений дополнительного профессионального образования, обслуживающие потребности нескольких муниципалитетов. Они позволили обеспечить доступность качественных услуг в системе повышения квалификации, ранее сосредоточенных в областном центре, а также восполнить недостаток ресурсов, который испытывали муниципалитеты по отдельности, для организации качественного методического сопровождения образовательного процесса.

Создание ресурсных центров стало важнейшим этапом становления в Самарской области межмуниципальных структур, образовательных округов, благодаря которым было организовано более эффективное использование ресурсов и налажено постоянное профессиональное общение между учителями разных муниципальных образований. Округа, возглавляемые территориальными управлениями Минобрнауки Самарской области, которые совместно с муниципалитетами были учредителями образовательных учреждений, позволили вернуть государство в школы, сохранить единое образовательное пространство. При этом если территориальные управления министерства отвечают за реализацию государственной образовательной политики в округе, то ресурсные центры должны обеспечить эффективное информационно-методическое обслуживание образовательных учреждений.

Семилетний опыт работы ресурсного центра, который я представляю, позволил в Поволжском образовательном округе, объединяющем системы образования Новокуйбышевска и Волжского района, достичь определенных результатов. 100 процентов учителей сегодня владеют навыками компьютерной грамотности, а 63 процента активно применяют ИКТ на практике, 100 процентов педагогов используют собственные мультимедийные презентации при выступлении на территориальных научно-практических конференциях, окружных методических семинарах.

Интересно отметить рост профессиональной активности молодых педагогов. Например, в нашем округе сегодня более 60 процентов участников профессиональных конкурсов - это педагоги в возрасте до 35 лет. Одним из направлений, к реализации которого наш ресурсный центр подошел вплотную, стало дистанционное обучение. Сегодня мы технически и методически готовы к его осуществлению. Но отсутствие необходимой законодательной базы не позволяет нам в полной мере использовать имеющиеся возможности. Пока не ясны ни статус, ни квалификационные требования к учреждениям и преподавателям, занимающимся дистанционным обучением.

В президентской инициативе говорится о необходимости внедрения новых технологий организации, финансирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. В этой связи ценным представляется опыт Самарской области, в которой давно уже существуют именные образовательные чеки, финансово обеспечивающиеся из областного бюджета, которые раз в пять лет получает каждый педагог. Для этого ресурсные центры ведут соответствующий реестр и организуют доставку чеков в школы. Такая модернизация системы повышения квалификации позволила сформировать конкурентную среду для учреждений дополнительного профессионального образования, предоставить педагогам широкий выбор содержания, форм и мест обучения, обеспечить обучение всех педагогов по единым перспективным направлениям. Для нашего региона это компетентностно-ориентированное образование.

Мы предлагаем использовать опыт Самарской области в деле модернизации в системе образования, просим депутатов Госдумы рассмотреть вопрос о целесообразности введения в закон об образовании нормы, разрешающей совместное учредительство образовательных учреждений различными уровнями власти. Наряду с этим предлагаем дополнить закон новой формой получения образования - дистанционным обучением. Приглашаем всех к изучению нашего опыта.

Двигательная активность - залог здоровья

Александр ГОЛУБЕНКО, директор муниципальной Саргатской школы Омской области:

- В последние годы здоровье школьников, их степень физической подготовленности вызывают опасения у нас - взрослых, учителей. Существенный фактор, ухудшающий здоровье детей, - низкая двигательная активность. Решение проблемы пытаются искать многие образовательные учреждения, не остаемся в стороне и мы. На протяжении трех лет в Саргатской школе идет эксперимент по внедрению в образовательный процесс по физическому воспитанию и детскому спорту инновационных технологий. Цель эксперимента - создание таких условий, при которых каждый ребенок в школе мог бы заниматься физической культурой и детским спортом, причем в той форме, в которой интересно именно ему.

Двигательная активность участников эксперимента была увеличена с двух часов в неделю до пяти. Из них два часа в неделю учащиеся занимаются по образовательной программе, один час в неделю осваивают основы культуры здоровья и здорового образа жизни, а рамками основного расписания предусматривается еще дополнительно два часа в неделю, по выбору самих ребят - занятия различными видами спорта: легкой атлетикой, волейболом, баскетболом. При этом дети имеют возможность поменять выбранный вид спорта в зависимости от своих интересов и потребностей.

Результаты эксперимента показывают достаточно большие позитивные перемены, которые произошли в физическом развитии учащихся. На сегодняшний день 70 процентов участников эксперимента имеют нормальное физическое развитие, три года назад таких было менее половины. Если в начале эксперимента лишь каждый пятый его участник имел средний и высокий уровень двигательной активности, на сегодняшний день - каждый третий.

Отсутствие современных спортивных залов, современного спортивного оборудования и инвентаря во многих российских школах - существующая реальность. Но даже если построить спортивные залы при каждом учебном заведении, появится вопрос, на что их содержать. Поэтому деньги, необходимые на ремонт спортивных залов, нужно выделять отдельно, а не как часть общего финансирования школы.

Необходимо разработать нормативы обеспеченности образовательных учреждений необходимым инвентарем и оборудованием. При аттестации и аккредитации образовательных учреждений необходимо учитывать наличие у них условий для реализации различных программ и требований, заложенных в стандартах образования по предмету «Физическая культура». В настоящее время разрабатываются стандарты нового поколения. Разработчики, и нам всем это очень приятно, заложили в них личностно-деятельностный подход, который позволяет школьникам показать не только свои знания, но и, самое важное, умения и навыки по сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих.

Хочу обратить внимание разработчиков на то, что новые стандарты по предмету «Физическая культура», во-первых, должны обеспечивать возможность освоения школьниками зауженных программ и требований, причем с учетом показателей их здоровья; во-вторых, должны быть увязаны с теми условиями, которые имеются в образовательных учреждениях; в-третьих, должны стать тем инструментом, который позволит создать условия для ежедневных занятий физической культурой и спортом, причем с участием детей, которые имеют отклонения в физическом здоровье. И в-четвертых, новые стандарты должны способствовать развитию массовых спортивных школьных соревнований на регулярной основе по различным видам спорта.

Директор должен четко знать,

что должен сделать

Александр РАКИН, директор муниципальной гимназия №3 города Ивантеевки Московской области:

- Я выступаю с позиции директора гимназии небольшого подмосковного города, но уверен, что выражу мнение, наверное, всего директорского и учительского корпуса. В нашей области прошло обсуждение стратегии «Наша новая школа». Главный итог - поддержка и готовность к реализации. Тем более что основная база уже имеется.

В этот раз не было формального «одобрямс», как мы, в общем-то, привыкли в старые добрые времена. Ярко прослеживалось понимание того, что направление «Наша новая школа» опирается на уже имеющийся в наших школах задел, опыт апробации и внедрения новых образовательных технологий, в том числе исследовательской и проектной деятельности, моделей дополнительного образования, работы с одаренными детьми, укрепление и сохранение здоровья учащихся, государственного общественного управления и так далее.

В этом плане для нас очень значимо выраженное в «Нашей новой школе» намерение использовать опыты, потенциал лучших инновационных школ, и в том числе победителей национального приоритетного проекта «Образование».

В связи с этим «Наша новая школа» рассматривается как свидетельство воли и решимости государства в комплексе решить те проблемы, которые затягивали процесс обновления школы, статус учителя, состояние зданий, не соответствующих не только стратегическим целям, но и отстающие от реальной практики - СанПиНов, типологии образовательных учреждений, моделей повышения квалификации и аттестации. На сегодняшний день в существующем формате в документе пока недостаточно конкретизированы механизмы решения поставленных задач, реализации обозначенной модели управления.

Мы очень надеемся, что представления о школе будущего действительно не останутся пожеланиями, а получат своевременное и качественное подкрепление в соответствующих изменениях в законодательстве, в финансовых и управленческих инструментах. В частности, будет найдено решение таких задач, как увеличение масштабов внеаудиторной занятости учащихся, превращение школ в центр семейного досуга, создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, разработка адекватных нормативов финансирования и методик оплаты труда. Очень важно, чтобы эти изменения, инструменты стали также предметом открытого обсуждения, учитывали как мнение, так и опыт работников образования.

Реализация «Нашей новой школы» не может стать исключительно делом образовательного ведомства, управленческих и педагогических кадров. Необходимо привлечение большинства социальных партнеров, с которыми сотрудничает система образования.

Задачи обновления школ на ближайшую перспективу отвечают интересам всего общества, должны объединять все уровни государственной власти, профессионального сообщества, общественности, бизнеса. И ответственность за воплощение замыслов должна быть распределенной. Поэтому представляется важным, чтобы в основу реализации «Нашей новой школы» были положены принципы государственного и общественного управления, социального и частного государственного партнерства, чтобы это нашло свое отражение в механизмах реализации «Нашей новой школы».

Я, как директор образовательного учреждения, должен четко знать, что должен сделать, чтобы претворить все эти благие начинания в жизнь. И самое главное, чтобы все эти начинания были во благо детей, для которых мы с вами все это и делаем.

Инновационные подходы управления

Владимир АВЕРКИН, председатель Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области:

- Правовая основа реализации национальной образовательной стратегии - инициатива «Наша новая школа» - это уже имеющиеся нормативные и правовые акты при правильном понимании их и исполнении в современных условиях. А в этих условиях актуальной становится разработка новых стандартов управления, в которых центральное место отводится не выполнению отдельных мероприятий, а достижению результатов с заданными характеристиками. К таким инновационным формам управления относится Послание Президента РФ Федеральному Собранию России, в котором указываются направления деятельности и ставятся основные задачи.

Министерству образования и науки удалось комплексно раскрыть эти задачи в национальной образовательной стратегии «Наша новая школа».

Вторая важная инновация в управлении - принятие федеральных законов о распределении полномочий между муниципалитетами, субъектами РФ и федеральным центром, в которых ответственность за исполнение полномочий возложено на конкретный уровень власти. Я имею в виду федеральные законы №122 и №131. Наиболее значимыми для реальной практики стали указы Президента РФ: №825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» и №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления, городских округов и муниципальных районов». Они создали механизм независимой оценки деятельности, стремящейся к максимальной объективности и достоверности через совершенствования статистического учета данных. Тем самым обеспечивается полная открытость деятельности муниципалитетов и субъектов РФ.

Следующий инновационный подход в управлении - приоритетный национальный проект «Образование». Он подтвердил, что и в бюджетной сфере можно измерить и вознаградить результаты деятельности от учителя до ректора вуза. А по указам Президента РФ, которые я назвал, 20 субъектов становятся грантополучателями.

Все перечисленные подходы и привели к тому, что сегодня мы называем бюджетированием результата. Нам в Новгородской области удалось добавить к этим подходам оценку образовательных учреждений через самоанализ и аккредитацию, ежегодно выстраивать рейтинг образовательных учреждений, принять новую систему оплаты труда, состоящую из базовой и стимулирующей частей.

Мы видим, как все поставленные задачи решаются успешно на всех уровнях: от учителя до законодательной и исполнительной власти субъекта.

Мы признательны за возможность регулярно высказывать свои предложения по обсуждаемым законам, которые выносятся на заседание Государственной Думы. За это огромное спасибо Комитету Государственной Думы по образованию. Но парламентские слушания в форме и в виде конференции - это новый прорыв в организации и выработке нашей новой политики. Не надо тратить огромные деньги и время, чтобы принять участие в слушаниях, выезжая в Москву. Это стало возможным благодаря информационным технологиям и тем инициативным людям, которые применили их в парламентских слушаниях.

Дальнейшее применение такой формы обсуждения ключевых вопросов развития образования, законопроектов даст возможность напрямую услышать точку зрения многих субъектов РФ и обсудить наиболее яркие предложения.

В целях дальнейшего повышения эффективности деятельности, в соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона РФ «Об образовании», предлагаем: в ежегодный доклад Правительства РФ Федеральному Собранию включить основные итоги реализации Указа Президента РФ №825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Всероссийское августовское совещание предлагаем провести в режиме видеоконференции с привлечением педагогической общественности. Это позволит каждому субъекту увидеть свои реальные результаты в сравнении друг с другом, послужит основной точкой опоры для областных и муниципальных августовских педагогических совещаний.

Работая с вундеркиндами, нужно помнить и о потенциально одаренных ребятах

Лариса ЗАВЬЯЛОВА, заместитель директора Центра телекоммуникаций и информационных систем образования Ярославской области:

- Скажу о нескольких аспектах, заявленных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

Во-первых, актуально внедрение в массовую практику работы педагогов образовательных технологий, основанных на информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ), а также выявление и поддержка талантливой молодежи. Внедрение новых стандартов, нацеленных на новые образовательные результаты, требует нового взгляда на проблему использования ИКТ в деятельности учителя. В течение прошедших двух десятилетий использование ИКТ на уроке все-таки оставалось инновационным направлением, сегодня использование этих технологий должно стать нормой. Для этого необходимо нормативно-правовое обеспечение, требования к грамотности в сфере ИКТ могут быть зафиксированы в тарифно-квалификационных требованиях.

Во-вторых, у педагога должна быть возможность документально зафиксировать уровень владения ИКТ. Здесь без Единой федеральной системы сертификации, по-видимому, не обойтись. Выпускник педагогического вуза должен прийти в школу уже с сертификатом, а значит, и стандарт педагогического образования тоже должен меняться. Ну а работающий учитель тоже должен иметь возможность пройти сертификацию, подтвердить свой уровень вла