Чтобы матери спали спокойно

Я уверена, что большинство парней, которым удалось, как сейчас говорят, «откосить» от службы в армии, чувствуют все-таки себя не очень уютно, порой даже не очень сознавая это, потому что так или иначе ощущают себя людьми без мужества. Они как бы сами лишили себя его, но под влиянием обстоятельств, спасая собственную жизнь.

Многие платят определенную сумму и таким образом откупаются от повестки из военкомата. Эти деньги, часто немалые и неоднократные (через год снова возникает угроза), идут в карман частным лицам - врачам, военным чиновникам. Не лучше ли сделать эту процедуру открытой: платить государству, эти деньги пустить на реформирование армии, на зарплату тем, кто будет служить по контракту? Я, как и многие здравомыслящие молодые и немолодые люди, за небольшую, но хорошо обученную профессиональную армию. Военная техника становится все более сложной, значит, ее нужно изучать основательно, к ней нужно относиться более чем ответственно. Да и на службу по контракту необходимо отбирать здоровых физически, психически и нравственно, не имеющих вредных привычек и не бывавших в «местах не столь отдаленных».

Когда армия станет армией для мужественных и смелых людей, готовых в любое время встать на защиту Отечества, тогда наша соседка по даче Мария Вячеславовна, у которой подрастают два сына, будет спать спокойно. А возможно, они, ее мальчики, тогда с одобрения и согласия матери выберут военную профессию. А она не только не будет этому противиться, но будет гордиться сыновьями-солдатами или сыновьями-офицерами.

Ольга ШВЕДОВА, студентка, Санкт-Петербург

Любимый предмет

В нашей школе, как и во многих других, есть очень интересный предмет - граждановедение. Мне он нравится больше всех, потому что там мы изучаем жизненные проблемы и ситуации. Ведет этот предмет один из лучших учителей нашей школы - Зинаида Васильевна Мурина.

В 6-м классе мы проводили ролевые игры, в которых участвовал весь класс. Большинству из нас особенно запомнились игры на экономическую тему, занятия в группах, поиски выхода из предложенных ситуаций.

На этом предмете мы высказываем свое мнение и часто спорим друг с другом, с учителем. Зинаида Васильевна серьезно, с уважением относится к любому нашему высказыванию, к любой точке зрения. Мы сами придумываем различные ситуации и инсценируем их, ездим на дебаты и всероссийские конкурсы.

Дома вечерами я люблю обсуждать с родителями темы, о которых шла речь на уроке.

Мне бы хотелось, чтобы наш учебник стал более красочным, чтобы в нем появился постоянный герой, который совершал бы разные поступки. А еще мне бы хотелось, чтобы появилось видеоприложение к учебнику, где бы показывались маленькие истории из жизни подростков, а после было обсуждение. Хочу, чтобы наши занятия стали еще интереснее и полезнее. Они учат нас жить.

Лилия ВАГАПОВА, ученица 7-го класса, Удмуртия

О тепле природном и тепле человеческом

В начале февраля мы узнали о том, как по пути из Москвы в Магадан к месту службы в военно-транспортном самолете мерзли 218 призывников. Когда они прибыли в свои части, началась эпидемия пневмонии. Один новобранец умер в Магаданской больнице. Их не только везли в холодном транспорте, да еще и не кормили, хотя по инструкции все солдаты должны были ехать в нормальных условиях и получать горячую пищу. Только майор Солдайкин, который их сопровождал и который ничем не мог им по-настоящему помочь, подкармливал парней на свои деньги, иначе они могли бы умереть от голода. К сожалению, это не единственный случай вопиющего издевательства над людьми в армии, просто об этом сообщили все телеканалы, описали многие газеты. Будет ли он последним? Вряд ли, ведь очень многое надо изменить и в армии, и в нашем обществе, чтобы с каждым обращались по-человечески.

Случайно мне в руки попало письмо, из которого я узнала о том, как жители Владивостока мерзнут дома и на работе. Носят пуховики вместо домашних халатов. Но тем не менее трудятся, часто за мизерную зарплату, помогают другим, слабым, больным, занимаются научными исследованиями. И это продолжается не первый год. Получается так: чем дальше живут наши люди от Москвы, тем больше лишений, страданий им приходится испытывать. И, несмотря ни на что, повторяю: они обучают детей, студентов, помнят о своем долге перед страной, перед обществом, хотя о них, судя по всему, часто забывают. Забывают прежде всего местные начальники, которые хорошо научились собственную вину перекладывать на плечи вышестоящего начальства, и прежде всего федерального правительства. Отведя от собственной персоны народный гнев, губернаторы, мэры, руководители городских и районных администраций сами живут по сравнению с остальным народом в прямо-таки райских условиях: у них - теплые светлые особняки или элитные квартиры, образцовое медицинское обслуживание и т.д.

Власти меняются и в центре, и на местах, а проблемы с теплом, с задержкой зарплаты, с ремонтом жилья остаются прежними, и многие не верят, что на свете еще есть человеческое тепло.

Анна ЛАВРОВА, ученица 10-го класса, Москва

Уважать себя и других

Когда я училась в начальных классах в одной из московских школ, то совсем не думала о том, что наши учителя нарушают довольно часто право ребенка на частную жизнь. К тому же я ничего не знала о существовании статьи 16 в Конвенции о правах ребенка. Хочу напомнить ее содержание: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию».

Так вот именно на честь и репутацию детей посягают наши педагоги, возможно, даже не понимая, что они таким образом унижают, оскорбляют ученика. Наша Алла Васильевна Новикова всегда зачитывала оценки за контрольные работы и сочинения, как говорится, всенародно, перед всем классом. При этом, называя слабые работы, говорила об их авторах долго и очень неблагожелательно, даже уничижительно. Я тогда не обращала на это внимание, наверное, потому, что была почти круглой отличницей. Но мне запомнилось высказывание моего папы, который, побывав однажды на родительском собрании, сказал: «Разве можно перед всеми родителями ругать тех, дети которых плохо учатся или плохо ведут себя?! Это унижает и взрослого, и ребенка».

Именно это я вспомнила, когда начала учиться в Соединенных Штатах. Помню, я написала свою первую самостоятельную работу в школе за океаном, и мне было очень любопытно, какое впечатление она произвела на мою новую учительницу. Она только сказала, что наши работы проверила и уже успела сообщить по почте их результаты нашим родителям. На родительских собраниях наша классная дама говорила о каждом ребенке только хорошее, она действительно умела найти что-то хорошее у каждого. А вот если нужно было сообщить отцу или матери какую-то отрицательную информацию об их сыне или дочери, то это делалось наедине с этими родителями и очень корректно, потому что успеваемость ученика - это его личная, частная жизнь и открывать ее для других учитель не имеет права.

В первые месяцы учебы в Америке у меня возникли некоторые проблемы, и я была благодарна своим учителям, что они их не афишировали, о них знали только я и мои родители. В Конституции РФ тоже есть статьи, гарантирующие неприкосновенность личной жизни: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени». Но такие требования еще не стали естественными чертами нашего поведения. На словах многие с этим согласны, но на деле забывают. Вот моя старшая сестра пошла за своей дочкой в школу, где она учится в первом классе. Учительница, увидев ее, тут же при всех стала выговаривать: «Ваша Маша совсем разленилась, растеряша, растрепа, вечно все теряет или забывает». В том же духе жаловалась воспитательница детского сада на пятилетнего Владика: «Отвратительно ведет себя, хуже остальных детей».

Вмешиваться в частную, личную жизнь не только противозаконно, но и безнравственно. Здесь мораль и право соприкасаются, и довольно тесно. И уважение к другому человеку, уважение к его праву на свою личную жизнь должно и для нас стать естественным, прочно войти в наше сознание. Это свойство цивилизованного, законопослушного человека.

Марина ЖАВОРОНКОВА, студентка, Москва

Нельзя заставить человека думать как все

Хорошо изучив Конституцию Российской Федерации - Основной Закон страны, я убедилась в том, что я имею полное право не ходить на уроки, посвященные религиозным темам. Осталось в этом убедить только учителей и родителей. Но нас заставляют ходить, потому что предмет «Христианство» включен в школьную программу области.

Это далеко не единственный случай, когда нарушаются права человека на свободу вероисповедания. За примером не нужно далеко ходить. Возьмем пример опять из школьной жизни. Преподаватель по истории вызвал ученика к доске. Он начал рассказывать заданную тему, но не по учебнику, а по другим материалам, так как он склоняется к точке зрения этих авторов и считал ее правильной. Учитель же поставил ученику «2», потому что должен был рассказывать то, что написано в его учебнике, и то, что говорил ему преподаватель. Свою оценку преподаватель мотивирует тем, что авторы неправильно понимают описанные исторические события. По-моему, это является ярко выраженным нарушением прав человека на свободу мысли и слова. Статья 29 п. 1 Конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Статья 29 п. 3 Конституции РФ: «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них». Учитель не имеет права ставить «2» ученику, потому что он выразил свои личные мысли и убеждения, которые подтверждает другая учебная литература.

Огромное количество нарушений прав человека мы можем видеть на улице, на работе, в средствах массовой информации. Недавно я видела фильм, в котором явно были показаны нарушения прав человека. Фильм называется «Мусульманин» (режиссер - Владимир Хотиненко). В нем рассказывается о том, как русский солдат, отвоевав в Афганистане несколько лет, возвращается на родину, в свою родную деревню. Но что-то случилось в сознании этого человека: он стал мусульманином. Вся деревня, его родные и друзья возненавидели его за это. Они избивали и унижали его. Работал только он один, бывший солдат Афганистана. С восходом или заходом солнца он уходил в поле и читал молитвы Аллаху. В фильме показана трагическая судьба молодого человека в российской пьяной, безверной деревне.

Мне не нравится мусульманская религия. Но как можно человека заставить думать как другие, отказаться от своих убеждений?! Я была поражена таким сюжетом и еще раз убедилась в том, что большое количество нарушений прав человека связано с его религиозными убеждениями. Мне стало очень интересно, как этот вопрос решается в других странах и что предпринимается там для защиты прав человека.

Прочитала конституцию Соединенных Штатов Америки 1787 года. О свободе религиозных убеждений в ней говорится в первой поправке к конституции - в «Билле о правах»: «Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное вероисповедание».

Возвращаясь к моему первому примеру о введении в школьный учебный курс новых предметов, пропагандирующих какую-либо религию, я хочу сказать, что и в американских школах часто такое бывает. Но большая часть американских детей, несогласных с какой-либо религией, сразу отказались бы посещать занятия. При этом не возникло бы никаких споров с учителем и директором, так как ученик очень хорошо знает свои права. Почему? Да потому, что в американских школах очень хорошо преподаются различные вопросы права, в том числе и прав человека.

Мария КОШКО, ученица 11-го класса, Вологда