Требуются профессионалы

Республиканский совет проводит образовательную политику, нацеленную на постоянное, каждодневное обучение профсоюзному делу, и делает все для того, чтобы стремление закреплять полученные знания, пополнять и расширять их стало принципом жизни каждого профсоюзного работника, каждого профсоюзного активиста. Постоянно действующий семинар (ПДС) при республиканском совете профсоюза работает с октября 2007 года, занятия проходят еженедельно по четвергам. В этом году было проведено 32 учебных занятия, в которых приняли участие 580 человек, что составляет 93% от общего числа председателей первичных организаций - на 12% больше, чем в прошлом году. На семинарах этого года рассматривались два главных вопроса: порядок подготовки и проведения отчетов и выборов; роль профсоюзных комитетов в условиях перехода на новую систему оплаты труда. Кроме того, перед слушателями с практическими советами выступили специалисты республиканского совета по охране труда, правозащитной деятельности и кредитному фонду.

В ходе еженедельного семинара каждый председатель профкома не только повышает свою квалификацию, но и получает набор необходимой методической литературы.

Во время прошедших в республике отчетов и выборов многие председатели профкомов активно использовали рекомендации, полученные на семинаре. Во многих докладах и материалах (а в республиканском совете просмотрели более 80 протоколов отчетных собраний) особо выделялась работа республиканской школы профактива, ее продуктивное значение и эффективность. Работа ПДС будет продолжена. Вместе с тем ограничиваться деятельностью республиканской школы профсоюз образования ЧР не намерен. Необходимо повышать роль районных, городских школ профактива, базовых первичных организаций, сделать их работу плановой и системной, чаще проводить тематические конференции, проблемные семинары, «круглые столы», занятия профсоюзных кружков, взаимопосещения.

Для координации всей работы по повышению квалификации профсоюзного актива, обобщению и распространению опыта при республиканском совете планируется открыть информационный учебно-методический кабинет, профсоюзную библиотеку с картотекой по основным направлениям деятельности профсоюза. То есть предполагается сосредоточить в этом кабинете всю профсоюзную работу по профессиональной подготовке профкадров, в том числе штатных работников. Что касается последних, то они прошли различные курсы повышения квалификации и в республике, и в Южном федеральном округе, и в Учебном центре ЦК профсоюза. А в настоящее время 20 штатных работников учатся в институте профсоюзного движения Академии труда ФНПР в Москве, по окончании которого они станут дипломированными общественными деятелями. И в дальнейшем есть твердое намерение ежегодно направлять на учебу в академию наиболее способных, перспективных профактивистов, решивших связать свою судьбу с профсоюзным движением. Такое решение исходит из ясного понимания, что сегодня поднять профсоюзную работу на требуемую высоту невозможно без широких теоретических знаний, практических навыков и полной самоотдачи.

На отчетно-выборном собрании ассиновской средней школы №2 Сунженского района председатель профкома Натали Умаровна Макаева призналась: «Я считала, что вся работа профкома заключается в оформлении папки, профсоюзного уголка, приведения в порядок документации... Но это, оказывается, очень тяжелая работа, требующая постоянного поиска путей решения проблем, когда ты всегда на виду и с тобой связаны чьи-то надежды».

Такое признание, поверьте, очень дорого. Да, действительно, профсоюзная работа - это наука, и к ней нельзя относиться поверхностно и формально. Легкое, а подчас пренебрежительное отношение к делу приводит к потере влияния профсоюза, падению его авторитета.

Новый имидж - новая идеология

В прошлом году Центральный комитет направил в территории для обсуждения Концепцию формирования нового имиджа профсоюза. Слово «имидж» переводится как облик, изображение. Применяя в профсоюзной работе это понятие, зачастую имеют в виду то, как выглядит профсоюз внешне, образно говоря, какова его «одежда». Вместе с тем имидж - это не портфолио, баннеры, беджики и прочие современные формы позиционирования организации. Главное при формировании имиджа - совокупность внутреннего устройства профсоюза, его стабильность и надежность, то, как и какими способами он добивается решения своих уставных целей и задач. Именно от этого зависит, как воспринимают профсоюз его члены, работодатели, органы власти и управления, партийные, общественные организации, средства массовой информации.

Формы и методы, внедряемые в ходе перестройки Чеченской республиканской организации, во многом совпадают с механизмами формирования нового имиджа профсоюза, предлагаемыми в концепции. Однако до победных реляций еще далеко. Надо немало потрудиться, чтобы преодолеть препятствия на пути становления современного профсоюза. Критическое осмысление прошедших отчетов и выборов показывает, что далеко не все члены республиканского профсоюза понимают сущность перестройки. Формирование имиджа - процесс непростой, и начинать его необходимо с осмысления того, что есть профсоюз в современных условиях и что предшествовало формированию его репутации.

Профсоюз - это исторически сложившаяся общность работников, объединившихся для защиты своих трудовых и профессиональных интересов. В условиях советской системы профсоюзы подверглись существенной деформации, они стали придатком партийно-государственного аппарата. Поэтому профсоюзным активистам следует четко уяснить самим и довести до сознания коллег, что тот профсоюз, который занимался больничными листами, пособиями, санаторными путевками, новогодними подарками, пионерскими лагерями и тому подобным, 15 лет назад сошел с исторической сцены вместе с советской властью и КПСС. На смену ему пришел обновленный профсоюз, в основе которого лежат совершенно иные идеологические принципы.

Советские профсоюзы занимались непосредственно производственными делами, соревнованием, рационализацией и изобретательством, созданием товарищеских судов по укреплению трудовой и производственной дисциплины.

Сегодня у профсоюзов иные приоритеты: не интересы производства, а интересы человека, члена профсоюза.

Это и есть первый принцип новой идеологии профсоюза. Однако не везде его правильно применяют. Например, в отчетном докладе профкома Майртупской средней школы им. Хрущева читаем: «Профком участвует во всех контрольных директорских срезах по проверке техники чтения, всячески старается помочь учебному процессу, администрации школы...».

Да, были времена, когда профкомы участвовали в контрольных срезах, проверяли дневники, ученические формы и прочее. Сегодня совершенно другие задачи, другие цели у профсоюзов. Но это вовсе не означает, что профсоюз не должен интересоваться учебно-воспитательным процессом.

Мы говорим, что выступаем за рост качественных показателей в образовательном учреждении, однако для этого нужно обеспечить необходимые условия труда, создать систему повышения квалификации и, наконец, платить учителю достойную заработную плату. Под таким углом зрения следует рассматривать и производственные совещания, которые уже два года внедряются в практику работы первичных профсоюзных организаций республики. Здесь никак нельзя обсуждать итоги смотров, рейдов администрации, сопровождаемые «разносом учителей», напротив - надо говорить о том, какие мероприятия должна осуществлять администрация, чтобы учитель, воспитатель, уборщица и другие работники могли эффективно и качественно трудиться.

Сущность второго принципа новой профсоюзной идеологии заключается в том, чтобы дать понять работнику, зачем и для чего он вступает в профсоюз, какая выгода для него быть членом профсоюза.

Работникам следует разъяснять, что они вступили не в гуманитарную, не в благотворительную, не в развлекательную организацию, а в организацию, которая защищает их законные права и интересы. Профсоюз - правозащитная организация. Известно, что у человека интересов огромное множество. Профсоюз же сосредотачивается на защите социально-экономических и профессиональных интересов, а если еще более сузить - на вопросах, связанных с трудом и оплатой труда. Таким образом, условия труда и заработная плата - вот два столпа, на которых стоит современный профсоюз.

Конечно, приятнее организовывать чаепития по случаю Нового года или 8 Марта, чем защищать трудовые права перед администрацией.

Нельзя не согласиться со словами, прозвучавшими в отчетном докладе председателя профкома школы №60 Грозного Айсет Умаровны Басхановой: «Скажу откровенно, администрации не очень-то нравится, когда профком интересуется вопросами тарификации, доплат и надбавок, расписанием уроков...». Да, действительно, такое случается, и нередко. Но отступать нельзя. Такая у нас работа. Защищать интересы членов профсоюза, осуществлять контроль по условиям и оплате труда - это есть конституционное право профсоюза и уставная обязанность.

С другой стороны, крайне важно довести до сознания работников еще один, не менее значимый постулат, связанный с деятельностью профсоюза в условиях новых социально-экономических отношений, которые мы все еще стесняемся называть капиталистическими.

Равнодушие - враг солидарности

Заметно меняется идеология государства, усиленно культивируется индивидуализм. Если девизом прошлого общества был лозунг «Один за всех, все за одного», сегодня внедряется лозунг «Каждый за себя, один Бог за всех». В послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию подчеркивается, что сейчас «все большее число людей рассчитывает прежде всего на себя, полагает, что только от них зависит их личный успех...» Замечено правильно. В этих условиях роль и значение профсоюза как защитника интересов работников все больше и больше возрастает. Однако надо правильно понимать эту возрастающую ответственность профсоюза. Вступающий в профсоюз работник не должен быть равнодушным и пассивным, он должен знать свои права и уметь их отстаивать. Конечно, при солидарной поддержке коллег и профсоюзных органов. Этого переворота в сознании, будем откровенны, у большинства членов нашего союза не произошло. И нам понятна обеспокоенность председателя профкома ново-атагинской школы №2 Шалинского района Зои Ярагиевны Дадаевой, которая в отчетном докладе сказала: «Многие занимают позицию наблюдателей, считают, что их проблемы должны решать другие. Мало кто выходит на профком с конкретной инициативой по тому или другому вопросу». В этой связи нам следует еще раз критически себя оценить и задаться вопросом, почему у членов профсоюза сохраняется иждивенческое настроение, почему в профсоюз обращаются в основном за материальной помощью и путевками? Из этого вывод: недорабатываем, не имеем еще должного имиджа и авторитета. Что делать? Здесь нельзя не сослаться на отчет профкома из Новых Атагов: «В основу практической работы мы положили заседания профкома, профсоюзные собрания, заседания профкружка, производственные совещания... Именно на этих мероприятиях происходил живой обмен мнениями с обсуждением свежей информации по актуальным проблемам». Вот по этому пути, используя перечисленные формы профсоюзной работы, необходимо доходить, как говорится, до сердца и сознания каждого работника. При этом профсоюзные собрания, заседания профкома, профсоюзного кружка, производственные совещания должны проводиться регулярно и тщательно готовиться. Необходимо планировать и обсуждать вопросы, связанные прежде всего с условиями труда и заработной платой. Именно на таких мероприятиях необходимо разъяснять и показывать, чем должен заниматься профсоюз, каким образом совместно, используя опыт, знания и инициативу всех членов профсоюза, защищать права и интересы всех работников. Между производственными совещаниями советских времен и нашей методикой их проведения - существенная разница, и этой методики необходимо твердо придерживаться. Мы против того, чтобы производственное совещание превращалось в педсовет, а то еще хуже - в совещание при директоре или завуче. Производственное совещание - это профсоюзная форма работы, ставящая своей целью определить состояние условий труда работника, что конкретно ему недостает или мешает, чтобы он мог эффективно трудиться. Вы знаете, что сегодня значительно возросли требования к педагогу, вызванные реформой образовательной системы, переходом на новые стандарты, введением ЕГЭ, компьютеризацией и так далее.

Наши чиновники уж очень хотят вывести образование на уровень европейских стандартов, при этом не замечают того, что мы еще пребываем на азиатском уровне по условиям труда и его оплате. Если общество хочет в образовании добиться высокого европейского качества, тогда надо по-европейски щедро оплачивать педагогический труд. Только при таком тождестве, по нашему глубокому убеждению, можно добиться желаемого результата. Поэтому производственные совещания должны быть сориентированы на выработку конкретных требований: если администрация требует роста эффективности в образовательном процессе, то следует обеспечить соответствующие условия труда и его достойную оплату.

Делая сегодня упор на вопросах труда и его оплаты, мы вовсе не исключаем того, что профсоюзный комитет может посещать больного, устраивать вечера отдыха, проводы на пенсию, выезды на природу и прочее. Создание здорового социально-психологического климата в коллективе - задача не менее важная. Но эта работа должна проводиться параллельно, а не взамен или в ущерб правозащитным функциям.

Таким образом, используя предоставленную законом возможность защиты социально-трудовых и профессиональных интересов работников, профсоюзные органы всех уровней должны прививать членам профсоюза навыки самозащиты, солидарности и взаимной поддержки. По-другому современный профсоюз существовать не может.

Инновации на бумаге никому не нужны

В течение года на ПДС мы говорили о том, что главным критерием, определяющим имидж, авторитет профсоюза, является способность организации отстаивать права и интересы членов профсоюза, демонстрировать стабильность и надежность, используя различные формы и методы профсоюзной работы, в том числе инновационные.

Первая отчетно-выборная республиканская конференция профсоюза 2005 года стала для нас рубежом перехода от этапа восстановления к этапу развития и подъема. На сегодня мы четко определились в формах профсоюзной работы. Это коллективный договор, социальный паспорт, профсоюзный кружок, производственное совещание, кредитный фонд, профсоюзный уголок, подписка газету «Мой профсоюз», номенклатура профсоюзных дел. Практически все профсоюзные комитеты в ходе отчетов и выборов так или иначе перечислили эти формы работы. Но что беспокоит? Далеко не все профкомы, и прежде всего председатели, до конца осмыслили содержание этих форм. Возьмите коллективный договор. В настоящее время он имеется практически во всех образовательных учреждениях. Вместе с тем добрая половина коллективных договоров не работает в интересах членов профсоюза.

Говорят, что школа не является юридическим лицом, директор не знает своего бюджета, не может самостоятельно распоряжаться сметой, а потому конкретизировать колдоговор не представляется возможным. Что же, аргумент веский. Однако ситуация не безвыходная. Например, в Грозненском районе сумели договориться по использованию 25% надтарифного фонда и персонифицировать коллективные договоры, при этом каждый работник школы - от сторожа до директора - получает определенную доплату и надбавку - каждый, пофамильно! Список, утвержденный и заверенный в установленном порядке, приложен к коллективному договору. На базе одной из школ этого района был проведен выездной семинар. Однако этот опыт пока не получил массового распространения.

Если мы действительно хотим, чтобы колдоговор работал, он должен быть персонифицирован, каждый член профсоюза должен быть уверен в том, что его интересы будут учтены, только при этих условиях этот локальный нормативно-правовой документ может называться коллективным договором.

Таким образом, в максимальной персонификации, учете интересов каждого члена профсоюза мы видим инновационность коллективного договора.

О социальном паспорте также говорилось немало. Нельзя не согласиться с председателем профкома шалинской школы №8 Мариной Султановной Магомадовой, которая сравнила соцпаспорт с зеркалом организации, с банком данных членов профсоюза. Однако цель не в том, чтобы заполнить графы паспорта и направить его в вышестоящие органы. Он одинаково нужен всем уровням профсоюза, а первичной организации - в первую очередь. Социальный паспорт - это потенциал для формирования идей, решений и действий. Рассмотрим некоторые показатели. Начнем с молодых специалистов. Из 1320 выпускников вузов и ссузов наставников имеют лишь 947, 400 молодых специалистов - не имеют. Можно задаться вопросом, а почему? Почему ни один наставник не получает доплату? Тоже вопрос. Учителей, проживающих на квартирах по найму, - 437, и лишь 88 из них, то есть 20%, получают доплату. Почему в одном месте компенсацию дают, а в других нет? Возьмите охрану труда и здоровья. 413 человек страдают профессиональным заболеванием - ларингитом. Возникают вопросы: взяты ли они на учет, оказывается ли им своевременная, адекватная медицинская и социальная помощь? И так далее.

Нам необходимо четко уяснить: социальный паспорт - это не абстрактная бумага с колонками и цифрами, а руководство для размышления, выявления болевых точек, оказания практической помощи в решении социально-бытовых проблем членов профсоюза. Только при такой постановке дела эта важная форма профсоюзной работы обретает инновационный характер.

Хочется обратить внимание и на такую форму работы, как профсоюзные кружки. Они, безусловно, и хороший канал для формирования экономических и правовых знаний, и эффективное средство повышения активности рядовых членов профсоюза и их консолидации. К сожалению, в последнее время интерес к профкружкам в образовательных учреждениях республики стал ослабевать. Об этом говорили многие активисты на прошедших отчетах и выборах.

Принимая во внимание важную роль профсоюзных кружков в общей системе профсоюзной работы, их значение в информационном обеспечении работников образования, республиканский совет намерен в этом году пригласить на учебу в ПДС руководителей профсоюзных кружков. Прорабатывается также вопрос об их денежном поощрении в форме доплат к заработной плате. Труд руководителя профкружка требует дополнительных интеллектуальных и физических затрат, а потому он имеет право на вознаграждение.

Организационное укрепление профсоюза

Говоря об имидже, нельзя обойти вниманием вопросы организационного укрепления профсоюза и прежде всего его структуры.

Сегодня у нас три уровня профсоюзных организаций: первичная, районная, республиканская, именно на этих уровнях решаются в основном интересы педагогических работников. Их у нас в отрасли 15 тысяч человек из 30 с лишним тысяч членов профсоюза. Остальная же добрая половина находится в тени. На профсоюзных собраниях, конференциях, в работе профсоюзных органов всех уровней проблемы учителей превалируют на 99%. В результате 15 тысяч наших коллег теряют интерес к профсоюзу, веру в него.

Пленум предложил произвести ряд структурных изменений. В частности, учредить в рамках нашего профсоюза коллегиальные органы ряда крупных профессий: работников дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования, обслуживающего и вспомогательного персонала.

В середине мая состоялась учредительная конференция работников дошкольных учреждений. Избран Координационный совет, его председатель, а также президиум совета. В настоящее время идет подготовка к проведению учредительной конференции работников учреждений дополнительного образования.

Что касается младшего персонала, то была установка в ходе подготовки и проведения отчетов и выборов в рамках первичной организации учредить профсоюзные группы этой категории работников, а профгрупорга путем делегирования ввести в состав профкома школы. Осмысленно и четко сработали в этом формате профсоюзные комитеты Грозного, Курчалоевского, Ножай-Юртовского и других районов. Однако многие организации пошли по легкому пути - ограничились избранием в профком представителей от техперсонала. Это формальное решение вопроса. Речь идет об учреждении в структуре первички полноценной профсоюзной организации в форме профгруппы, которая имеет свое положение, определенные полномочия, регулярно проводит профсоюзные собрания, принимает решения в интересах членов группы, добивается их реализации и т.д. Повторяю - речь идет о создании полноценной профорганизации. Дело это новое, и очень важно не загубить его уже в зародыше. Сразу же после отпусков в числе первоочередных задач следует организовать работу по учреждению профсоюзных групп обслуживающего персонала. Их более 8 тысяч человек, и мы не имеем права оставлять в стороне интересы этой наиболее незащищенной части членов нашего союза.

Излишняя скромность вредит репутации

Важная часть работы по формированию имиджа и укреплению репутации профсоюза связана с пропагандистской, информационной деятельностью. Наш недостаток в том, что мы все еще стесняемся показать и представить себя. А ведь в копилке наших дел немало социальных льгот и гарантий для членов профсоюза, в числе которых 25-процентная доплата педагогическим работникам городов и сельским учителям, 50-процентная оплата жилья и коммунальных услуг городским педагогам. В прошлом году в ходе активных переговоров профсоюз добился увеличения заработной платы на 15 и 14 процентов не только в стимулирующей части, а по всей тарифной сетке. Ну и то, что вспомогательный персонал тарифицировался по 4-му разряду тарифной сетки, - это ведь тоже результат действий профсоюза. 189 нормативных положений, в том числе по социальной поддержке, предложенных профсоюзом, включены в Закон «Об образовании» Чеченской Республики. Всего же за последние 20 лет по непосредственной инициативе профсоюза принято более 30 нормативно-правовых актов в интересах работников образования. А ведь далеко не все об этом знают.

Стоит привести один характерный пример. Совместно с партией «Единая Россия» профсоюзы организовали массовую акцию-митинг. В ходе ее проведения около 20 молодых ребят, одетых в форму единоросов, размахивая большими партийными знаменами, сновали перед телекамерами и митингующими, а вечером по телевидению их только и показывали. Получилось, что митинг провели 20 знаменосцев-единоросов, а тысячи членов профсоюза, организованных нами, остались незамеченными. Этот пример не в упрек коллегам единоросам, они сумели себя показать, а вот мы все еще стесняемся, скромничаем. Мы, конечно, против голой показухи, однако необходимо учиться достойно позиционировать себя. Профсоюзные организации всех уровней должны овладевать умением создавать положительный, запоминающийся имидж, формировать общественное мнение, доверие к организации.

О взносах, путевках и принципах

Имидж и соответствующий авторитет имеет организация единая, сплоченная, умеющая постоять за себя, обладающая финансовыми возможностями и достойной материально-технической базой.

В соответствии с Уставом профсоюза членские профсоюзные взносы в размере 1% от заработка поступают на единый профсоюзный счет. Взносы уплачиваются каждым членом профсоюза персонально не в первичную организацию, не в районную, городскую или республиканскую организацию, а профсоюзу в целом. Опять же в соответствии с уставом денежные средства используются прежде всего на содержание, развитие и укрепление профсоюза.

Право распоряжаться денежными средствами и имуществом принадлежит высшим органам профсоюза.

Ежегодно в феврале республиканский совет утверждает смету расходов профсоюзного бюджета. Давайте рассмотрим, какие организации содержатся за счет 1% членских взносов (см. схему).

Таким образом, каждый член профсоюза своим денежным взносом поддерживает и объединяет весь мировой профсоюз, стоящий на страже его законных прав и интересов.

Теперь о путевках и возможности оздоровления за счет профсоюзного бюджета. По нашим сведениям, остро нуждаются в санаторно-курортном лечении 10200 педагогических работников республики.

По данным статистики, средняя заработная плата по отрасли за 4 месяца 2009 года составила 7990 рублей. Для удобства расчета округлим до 8000 рублей. Членский профсоюзный взнос в размере 1% составляет 80 рублей. За год (умножаем на 12) - 960 рублей.

Путевка летом в кисловодский санаторий «среднего качества» стоит 26 тысяч рублей. Вопрос - сколько лет надо собирать взносы, чтобы купить одну путевку? 26 тысяч делим на 960. Ответ: 27 лет.

Поэтому считать, что за счет взносов можно проводить оздоровление в массовом порядке, как говорят дипломаты, контрпродуктивно.

Тем не менее вопрос оздоровления стоит очень и очень остро. Мы пережили страшные времена. Предсказания оракулов, что после войны со здоровьем населения в республике будет только хуже, по всей видимости, сбываются. Мы не успеваем посещать похороны. Это факт. По договоренности с фондом социального страхования с 2000 года в течение трех лет мы оздоравливали ежегодно по 500-600 человек. С 2003 года финансирование фонда по статье «санаторно-курортное лечение» было прекращено.

Обратились к главе республики А.Х.Кадырову за помощью. Он выделил 7 миллионов рублей. После его трагической кончины правительство отказало в средствах. С принятием Закона «Об образовании» финансирование на оздоровление восстановлено. Средства выделяются Министерству образования, которое и занимается приобретением и распределением санаторных путевок.

Наше участие в оздоровительной кампании таково. Мы приобретаем по заявке у ФНПР путевки с 20-процентной скидкой. За счет нашего бюджета снижаем их стоимость еще на 30% и в итоге по 50-процентной оплате оздоравливаем желающих. Это краткая информация по путевкам.

Что касается принципов, необходимо сказать следующее. Любая организация, в том числе и профсоюзная, живет своими внутренними законами. Из простой толпы, чаще объединенной интересами желудка, нам надо вырасти в массовую сплоченную организацию с устойчивыми принципами единства, солидарности, независимости, законности, коллективности, демократии, гласности, компетентности. К сожалению, мы недостаточно активно внедряем в обиход наших отношений эти принципы, более того, заметно стали их утрачивать. Возьмите принцип коллективизма. Коллективность - одно из главных преимуществ профсоюза. Все вопросы должны решаться коллективно. А ведь у нас не редкость, когда коллективный договор подписывается без обсуждения в коллективе, протоколы составляются без проведения заседаний профкомов, тарификационные списки, расписание уроков, графики отпусков, по которым профком должен представить свое мотивированное мнение, подписываются председателем единолично и т.д.

С большим скрипом приживается принцип солидарности. Наглядный тому пример - наша работа по кредитному фонду, главная цель которого - оказать солидарную взаимопомощь и поддержку особо нуждающимся. На словах вроде бы все «за», а когда дело доходит до конкретного паевого взноса, многие находят различные отговорки для неучастия в солидарных действиях...

Сегодня мы подняли часть наших общих вопросов и видим, что впереди нас ждет большая, интересная, творческая работа по созданию сплоченного, сильного, идейного, грамотного профессионального союза, способного защитить законные права и интересы своих членов, создать им условия для достойной и полноценной жизни.

По материалам конференции подготовила Елена ЕЛШИНА, главный специалист аппарата ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ