луб называется «Золотые ворота», которые открыты для тех детей, кто хочет совершенствоваться во всех направлениях. Это единственный клуб в Москве, у которого есть свой летний лагерь. Года три назад он располагался у истоков реки Клязьма в деревне Сухаревке, окруженной сосновым бором, в прошлом году его группа была в составе лагеря от завода имени Хруничева, на берегу Оки, а в этом воспитанники Михаила Ивановича едут с ним на Черное море.

Родители с радостью отпускают с Михаилом своих детей, потому что ему доверяют порой даже больше, чем себе.

Дети сознают, что они занимаются особыми упражнениями. Мы православная страна. У нас иная ментальность. Зачем нам насаждать иные виды духовности, такие виды боевых искусств? «Все-таки ушу не является религиозной системой, - говорит президент федерации, доктор исторических наук, востоковед, профессор университета Дружбы народов Алексей Маслов. - Боевые искусства - это самовоспитание. Да, многие виды боевых искусств находятся в обрамлении буддийской философии. Однако за пределами родины ушу это отпало».

Занимающиеся ушу не идут в охранники, тем более в криминальные структуры. Занятия ушу ориентированы на познание самого себя.

Об этом сегодня рассказывает тренер ушу Михаил Иванович Азаренков.

- Михаил Иванович, почему вы выбрали ушу, а не какое-нибудь другое единоборство или вид спорта?

- В 1998 году у нас появилось много секций, которые возглавляли не очень-то компетентные люди. Часто делалось так: брались какие-то издания, довольно приблизительно переведенные с китайского, и по ним велось преподавание в учебных группах. Никто тогда особо не контролировал их. Дело было новое. Позднее появилась классификация каждого вида боевого искусства. Выделены группы по стилевым направлениям. А до этого был полный сумбур.

Я тогда попал в одну из таких групп, где мы изучали так называемый стиль «вингун». Потом оказалось, что нам преподавал специалист по карате. Он и работал по подобной книжице и по ней учил. И несмотря на это, я в то время кое-чему научился. Прошел определенную физическую и техническую подготовку. Я этому преподавателю благодарен, потому что он помог мне выйти на это направление.

Боевыми искусствами начал заниматься довольно поздно, в 19 лет. В конце 80-х попал к более компетентному преподавателю. Эти занятия были более систематическими, более компетентными, более профессиональными. Затем я занимался в группе Алексея Маслова. Тогда он, кроме научной работы, еще и преподавал ушу. А когда у нас появилась своя федерация, я сам стал учить детей этому боевому искусству.

Клубов, которые входят в нашу федерацию, насчитывается сегодня около пятнадцати. Они располагаются в основном при школах. Есть и взрослые группы, там можно встретить людей, которым уже 50-60 лет. Наша система настолько многогранна, что каждому дает то, что он хочет получить. Кому-то надо поддержать здоровье, кому-то - стать совершеннее духовно, а кто-то хочет научиться самообороне.

- Участвуют ли ваши воспитанники в соревнованиях?

- В ушу мы не делаем упор на спортивные достижения. В традиционном ушу более широкие задачи. И у нас нет требований, которые предъявляются к спортсменам.

Каждый как может, так и выполняет упражнения. Конечно, есть определенные правила и требования, и их необходимо соблюдать. Но ребята тем не менее стремятся все делать на хорошем уровне. В меру своих возможностей, конечно. Это позволяет заниматься ушу разным людям. В группу ушу обычно дети приходят в 4-5 лет, и нередко среди занимающихся можно встретить и семидесятилетних.

Проводим мы в основном не соревнования, а фестивали. На них показываются и индивидуальное мастерство, и групповые выступления. И работу с оружием.

У нас нет такого, как в спорте: первое, второе, третье место, а кто-то окажется в конце списка. У нас более теплая, более душевная, более спокойная обстановка, поскольку здесь нет спортивного азарта, нет задачи победить соперника.

- Слышала, что в спортивном направлении ушу вводятся элементы балета. А у вас?

- Да, в спортивном ушу это более развито. Там есть технические критерии, по которым выполняются такие движения. В традиционном ушу с точки зрения зрелищности движения на первый взгляд не очень красивы.

Может быть, у нас движения более скупые, но они более прикладные.

Первоначально движения ушу нацеливались только на самооборону, а если делать изящные движения, то потратишь на них лишнюю энергию, силы в ущерб достижению основной цели. Вообще-то зрелищность у нас есть, но это не самое главное. У нас нет такой задачи, но мастерство, совершенная техника позволяют делать наши упражнения красивыми, но эта красота малозаметна.

Когда учитель передает ученику свои знания и умения, показывает какое-то движение, он четко понимает, что ребенок в силу своих индивидуальных способностей и индивидуальных особенностей не будет их точно так же делать, как учитель, а внесет какие-то свои штрихи совершенно естественным образом. В силу физиологических, духовных особенностей, особенностей своего менталитета. Это будет всегда привноситься. Здесь главное - принцип и базовая основа движения. Все доводить до шаблона мы не позволяем.

- Навыки, полученные на занятиях ушу, используются только для самообороны или вам известны случаи, когда они использовались для нападения?

- Здесь нравственный аспект тоже присутствует, как и в любой другой современной боевой системе. В ушу достаточно большой духовный пласт в отличие от других боевых систем. Это формировалось на протяжении тысячелетий. И ушу, конечно, влияет на формирование внутреннего мира человека.

Использовали ушу для нападения? Наверное, бывает, потому что ушу тоже небезопасная вещь, вот почему мы так много внимания уделяем нравственному воспитанию. Однако в большом стаде всегда найдется паршивая овца. Бывает. Но в традиционном ушу все изначально направлено на то, чтобы воспитать человека как светлую личность, обладающую положительными качествами.

- Как изменяются дети в результате занятий ушу?

- Они становятся внимательнее друг к другу, заботливее. Я достаточно строго слежу за этим. В подростковом возрасте идет формирование личности, и подростка нужно осторожно направлять, помочь ему развить лучшие человеческие качества. Наши занятия позволяют снизить агрессивность у ребят. Благодаря ушу они становятся более мужественными, тем более что в школах, да и в семьях, часто детей воспитывают в основном женщины, смелость, ответственность за принятые решения мы стараемся воспитать не только у мальчиков, но и у девочек.

Родители часто благодарят за то, что ребенок научился что-то делать самостоятельно, стал увереннее, собраннее. Приятно об этом слышать. Отрадно, что у мальчика, который был равнодушен к окружающим, думал только о себе, вдруг появились какие-то морально-духовные качества. Он начинает по-другому смотреть на многие вещи. Начинает по-иному взаимодействовать с другими детьми. Ушу, безусловно, влияет на внутренний мир подростка. Закладывается этическая основа, которая помогает ему по-доброму и тепло относиться к окружающим. А я стараюсь им помочь, чтобы они стали просто хорошими людьми, и не важно, будут ли они хорошими спортсменами. Понятие «человек» они будут воспринимать правильно. Они будут четко знать, что такое хорошо и что такое плохо, что такое добро и что такое зло. И надеюсь, продолжат развивать в себе какие-то светлые стороны.

- Ушу способствует трудолюбию?

- Здесь ребенок ставится в такую ситуацию, что ему всегда приходится что-то делать, в чем-то преодолевать себя, даже тогда, когда порой ему этого не хочется. Достигнет ли он какого-то результата, зависит только от него. И подросток это понимает. Сколько труда он затратит, таков и результат. Только все к конечному результату идут по-разному. Это еще одна особенность традиционного ушу, потому что каждый любое упражнение делает так, как может. Кто-то в подготовительной группе занимается три года, и только через это время наконец раскрывается. А главное, что они не бросили занятия, сумели себя преодолеть.

Есть такие ребята, которые уже после полугода или через 2-3 месяца переходят в базовую группу, где уже изучается основная техника ушу. Эти дети по-другому воспитаны. У них уже развита целеустремленность, сосредоточенность. Но если кто-то хочет тоже этого достичь, он, предприняв определенные усилия, обязательно достигнет.

В нашей федерации есть единая программа преподавания ушу. И тем не менее каждый учитель вносит что-то свое. У каждого есть какие-то нюансы в работе с детьми.

В ушу важно не только закалять тело, но и уметь контролировать свои слова, поступки и мысли, тренировать дух, сострадать горю и боли другого, знать, что худший порок - равнодушие, уважать традиции своего народа и соблюдать законы своей страны. Не обучать других тому, что изучил сам, без разрешения на то своего учителя.

Основная цель занятий - гармоничное развитие физических, интеллектуальных и духовных способностей человека.