- Будет ли продолжена программа доступного жилья для молодых учителей? На каких условиях молодой специалист может получить квартиру?

- Реализация программы обеспечения жилой площадью молодых педагогов продолжается. В соответствии с распорядительными документами Правительства Москвы квартирами по договору субаренды обеспечены 508 молодых специалистов. 10 февраля 2009 года Правительство Москвы утвердило постановление №76-ПП «О третьем этапе Московской программы «Молодой семье - доступное жилье» на 2009-2010 гг. и заданиях до 2015 г.», в соответствии с которым семьи молодых специалистов образовательных учреждений, место жительства которых Москва, имеющие на каждого члена семьи менее 18 кв. м общей площади, могут получить квартиру на условиях найма. Приоритетным правом на получение такого жилья пользуются семьи молодых специалистов, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий. В настоящее время идет процесс предоставления квартир 114 молодым специалистам. Эта жилая площадь будет выделяться по договорам найма специализированного жилого фонда (как служебная жилая площадь). При сохранении трудовых отношений договор найма будет перезаключаться на новый срок.

- Как повлияют на подготовку учителей бакалавриат и магистратура?

- В 2003 году Россия вступила в Болонский процесс, то есть единое европейское пространство высшего образования. Один из его основных принципов - двухуровневая подготовка кадров: бакалавр - магистр. Вхождение России в единое Европейское пространство высшего образования позволит получать нашим студентам дипломы бакалавров и магистров, принятые в европейских странах, полноправно участвовать в программах академической мобильности, при которых студент может в течение семестра или года обучаться в зарубежном университете и вернуться в свой вуз, ничего не досдавая. Студент может скорректировать выбор профессии или любого вуза при переходе с уровня на уровень - из бакалавриата в магистратуру. Он может накапливать академические кредиты и использовать их для получения, например, второго высшего образования. Полученное российскими студентами образование станет понятным и приемлемым для работодателей по всей Европе, чему будут способствовать не только единые названия уровней образования, но и Европейское приложение к диплому единого образца. Вместе с этими плюсами введение двухуровневой системы имеет минусы:

- бакалавр не имеет права поступления в аспирантуру;

- стандарты бакалавриата сокращают количество часов, отведенных на проведение педагогической практики, что не может не сказаться на качестве подготовки выпускника вуза.

В настоящее время Министерство образования и науки Российской Федерации рассматривает различные пути обновления педагогического образования вплоть до введения прикладного бакалавриата в педагогических колледжах и вузах для подготовки учителей начальных классов. Этот вопрос, несомненно, очень спорный. Вместе с тем для усиления практической подготовки бакалавров рассматривается вопрос введения годичной интернатуры для выпускников на базе педагогических вузов, включающей прохождение практики в общеобразовательных учреждениях разных типов и видов с обязательной системой супервизорства (наставничества). Этот подход Департаментом образования поддерживается. Для основной школы второй ступени в проектах Минобрнауки РФ требуемое образование - магистратура или бакалавриат. Магистратура рассматривается как необходимый уровень образования для работы в старшей школе третьей ступени.

- Что известно о переходе на новую систему оплаты труда учителей? Когда она начнет действовать в Москве?

- В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 14 апреля 2009 г. №310-ПП перевод бюджетных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти города Москвы, на новые условия оплаты труда приостановлен до 1 января 2011 года. Такое решение принято в целях сохранения стабильного уровня оплаты труда в сложившихся экономических условиях. Но это не означает, что деятельность по разработке новой системы оплаты труда остановлена. В Департаменте образования изучается опыт внедрения новых условий оплаты педагогического труда в других регионах, разрабатываются проекты критериев оценки эффективности деятельности педагогических работников, видов и размеров стимулирующих надбавок и выплат, надбавок компенсационного характера и др.

- Можно ли сделать так, чтобы в вузах лучше преподавали методику, поскольку молодые специалисты не владеют многими практическими аспектами этой науки?

- Цикл общепрофессиональных дисциплин, в который входят дисциплины «Теория и методика обучения...» по различным предметам, определяется учебным планом, разработанным в соответствии со стандартами высшего профессионального образования. В городских педагогических вузах общепрофессиональные дисциплины представлены в большом объеме, преподаются на современном уровне. Кроме того, введенная в городских педагогических вузах непрерывная педагогическая практика на пятом курсе позволяет усилить практическую и методическую подготовку выпускника.

- Насколько перспективна профессия учителя в будущем: существует ли угроза повторения ситуации 90-х годов, когда произошел сильный отток специалистов из профессии?

- Специальность учителя была востребована обществом на протяжении многих веков, востребована она и в настоящее время. Правительство Москвы предпринимает значительные усилия по повышению престижа работы учителя, педагогического работника. В настоящее время среднемесячная заработная плата в образовании сравнялась со средней заработной платой в экономике Москвы в целом (и это огромное наше достижение), создаются условия для творческого развития педагогических работников системы Департамента образования, обеспечивается возможность непрерывного педагогического образования, созданы центры, объединяющие педагогов, работающих над инновационными, экспериментальными проектами, на стимулирование творческой педагогической деятельности нацелены преобразования в системе оплаты труда, процедуры аттестации педагогических работников, развитию инициативы, креативности педагогов способствует проведение в отрасли многоуровневых профессиональных конкурсов.

Что касается возврата ситуации 90-х годов, когда образование испытывало кадровый голод, то в настоящее время ситуация в корне иная: в образование возвращаются окончившие педагогические вузы много лет назад, ищут свое место в школе специалисты других сфер экономики. В Департаменте образования работает «горячая линия» по содействию в трудоустройстве в образовательные учреждения города. В день иногда поступает до 40 обращений от желающих работать в системе образования столицы. Перед московским образованием в настоящее время стоит задача не количественного наполнения кадрами образовательных учреждений, а повышения качества педагогического труда.

- Сколько новых зданий ОУ появилось за два предыдущих года? Сколько их построят в 2009 году?

- В 2007 году сдано в эксплуатацию 101 дошкольное образовательное учреждение на 15325 мест, 24 школы на 12990 мест, два БНК на 300 мест и одна надстройка.

В 2008 году сданы в эксплуатацию 86 дошкольных образовательных учреждений на 12155 мест, 20 школ на 13005 мест, три БНК на 700 мест.

В 2009 году планируется осуществить строительство 32 дошкольных образовательных учреждений на 5070 мест, восемь школ на 4900 мест, пять БНК на 1725 мест и одна пристройка (спальный корпус для школы-интерната №1).

- Как определен статус наставничества и оплата труда наставников? Возможно, это путь для освобождения рабочих мест для молодых педагогов? Наставника для молодого специалиста должна назначить администрация или он сам может выбрать педагога в наставники? Как это оформить?

- В настоящее время наставничество в системе образования города организовано, как правило, на общественных началах. Наставники - педагогические работники, обладающие высокими профессиональными качествами. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях методических объединений, педагогических советах, согласовываются с заместителями директоров по учебно-воспитательной работе и утверждаются приказом руководителя образовательного учреждения с указанием срока наставничества. Назначение наставника производится при обоюдном согласии молодого специалиста и предполагаемого наставника. Успешная работа наставника может быть поощрена в соответствии с положениями устава образовательного учреждения, коллективного договора, других нормативных актов. Департамент образования инициирует введение должности наставника в штатное расписание образовательного учреждения в соответствующих инстанциях. Однако в связи со сложной экономической ситуацией этот вопрос пока отложен. В то же время развитие этого вопроса в порядке эксперимента намечено в Южном окружном управлении образования. Здесь планируется, что учитель-ветеран с педагогической нагрузкой 9 часов в неделю будет осуществлять деятельность наставника, и его труд, связанный с функциями наставничества, будет оплачиваться из фонда накопительных средств, методическое сопровождение молодых специалистов будет осуществляться на межшкольном уровне, освободившиеся ставки могут занимать молодые специалисты.

- Не целесообразно ли перейти на другую систему оценивания знаний?

- Новый подход, согласно которому стандарт выступает как общественный договор, потребует разработки и новых подходов к системе оценивания.

- Имеет ли смысл учителю, который не собирается уходить из школы, учиться в аспирантуре? Каковы перспективы? Есть ли у молодых специалистов льготы при поступлении в аспирантуру московских педагогических вузов?

- Учиться в аспирантуре педагогического вуза должен специалист, у которого есть склонность к научно-исследовательской, экспериментальной деятельности. Учиться или не учиться в аспирантуре - индивидуальный осмысленный выбор каждого. Есть ли перспективы? Да, есть. Научно-исследовательская деятельность педагогов способствует достижению высоких результатов в учебном процессе. Это также стимул к повышению профессионального, материального статуса учителя (при наличии степени кандидата наук оплата труда педагогического работника производится на один разряд выше, а при наличии степени доктора наук - на два разряда выше). Знания кандидата педагогических наук помогут ему в практической, экспериментальной работе в создании учебно-методических пособий, разработке учебников, эффективном применении и разработке современных педагогических технологий. Можно применить свои знания в одном из научно-исследовательских институтов отрасли.

В настоящее время во всех педагогических вузах системы Департамента образования открыты аспирантуры, в Московском городском педагогическом университете - докторантура. Состав аспирантов и соискателей городских педагогических вузов, обучающихся за счет средств бюджета, формируется из педагогических работников системы Департамента образования, в том числе молодых специалистов.

- Есть ли в Москве молодые специалисты, которые занимают административные должности в образовании?

- Около 20 процентов молодых педагогов со стажем педагогической работы до пяти лет стали заместителями руководителей по воспитательной работе, около пяти процентов - заместителями руководителей по безопасности и по социальным вопросам.

- Могут ли молодого специалиста забрать в армию и на какой срок?

- Могут. Молодой специалист подлежит призыву в Вооруженные силы РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации на общих основаниях.

- Что делает департамент для регулирования смены поколений в образовательных учреждениях?

- Ежегодно около двух тысяч выпускников педагогических вузов и колледжей приходят на работу в городскую систему образования. Правительство Москвы разработало систему мер, способствующих закреплению молодых специалистов в отрасли. Создаются условия для их профессиональной и психологической адаптации.

- Какие награды, гранты существуют для молодых специалистов в Москве?

- За достижение высоких результатов в учебно-воспитательной деятельности и общественной работе молодые специалисты поощряются почетными грамотами образовательных учреждений, окружных управлений образования, Департамента образования. Победители номинации «Молодой педагог» в рамках городских профессиональных конкурсов «Учитель года Москвы», «Воспитатель года», «Педагог-внешкольник», «Самый классный классный», «Сердце, отданное детям», «Педагог-психолог» на городском и окружном уровнях награждаются ценными подарками, денежными премиями, дипломами. В 2009 году размер денежной премии в этом случае составил 50 тысяч рублей. Грант префекта по поддержке социальных инициатив молодых педагогов установлен в Центральном и Западном административном округах. В Южном окружном управлении образования для молодых руководителей, достигших высоких результатов в управленческой деятельности в первые три года работы, учреждена специальная награда «Крылья растут». Молодые педагоги за высокие достижения в педагогической деятельности могут претендовать на премию города Москвы в области образования, отраслевые, государственные награды.

- Может ли администрация отказать молодому специалисту в преподавании предмета в старших классах, сославшись на отсутствие необходимого профессионального опыта?

- Расстановка педагогических кадров в образовательном учреждении - прерогатива его руководителя. При этом он обязан внедрять наиболее эффективные схемы использования педагогических кадров, соблюдая при этом положения трудового законодательства. В этом случае вопрос решается по усмотрению администрации. Если при приеме на работу учителя не определены конкретные параллели классов, в которых он будет работать, и это не оговорено в трудовом договоре, учителю предоставляется работа в любых классах (при сохранении преемственности), и он не вправе отказаться от такой работы. Нерегулируемые разногласия между руководителем образовательного учреждения и педагогическим работником рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (ст. 381 и 382 Трудового кодекса РФ).

- В связи с тем, что ЕГЭ по английскому языку составлен в формате кембриджского экзамена FCE, не целесообразнее было бы официально разрешить преподавать в школах и готовить к ЕГЭ по западным учебникам?

- Молодым учителям необходимо внимательно ознакомиться с документами, на основании которых построен ЕГЭ: Законом об образовании, спецификацией, кодификатором, демоверсией. Тогда станет очевидным, что:

ЕГЭ отличается от кембриджского экзамена целями, содержанием, структурой и принципам построения.

Во главу угла ЕГЭ ставит российские национальные приоритеты. Цель ЕГЭ - поступление старшеклассников в российские вузы, а не подготовка учащихся к учебе в британских вузах.

Содержание ЕГЭ отличается от содержания кембриджских экзаменов, так как ориентировано на требования действующих федеральных стандартов по тематике и проблематике и включает задания, отличные по формату от заданий кембриджских экзаменов.

Учащиеся сдают ЕГЭ по четырем языкам - английскому, немецкому, французскому, испанскому. Существуют учебные пособия по подготовке к ЕГЭ по разным языкам, которые прошли экспертизу в ФИПИ и могут использоваться в учебном процессе. Современные учебники по иностранным языкам, включенные в федеральный перечень, ориентируют учащихся на итоговую аттестацию в форме ЕГЭ.

Никто не возражает против того, чтобы учащиеся сдавали кембриджские экзамены, однако этого не следует делать за государственный счет, так как Россия развивает свои преемственные формы итоговой аттестации в школе и при поступлении в вузы, имеет свои национальные интересы и потребности.

- Некоторые директора боятся потерять ценных работников и по этой причине не отпускают их ни на какие семинары. Как можно решить эту проблему?

- Педагогу необходимо систематически повышать свою профессиональную квалификацию для того, чтобы быть высококвалифицированным учителем. Но за счет рабочего времени, отведенного на организацию учебной деятельности с детьми, директор школы имеет право не разрешить учителю повышать свой профессиональный уровень. В свободное же время от уроков педагог может решать (с учетом интересов педагогического коллектива), какие курсы по повышению квалификации ему посещать.

- Планируется ли отдых для молодых учителей в системе Департамента образования?

- Отдых молодых специалистов, равно как и отдых педагогических работников в целом, организуют территориальные советы профсоюза работников образования. При этом не остаются в стороне окружные управления образования, выделяя на эти цели денежные средства из накопительного фонда. Два года подряд Департамент образования совместно с Московской городской организацией профсоюза работников народного образования и науки организовывал двухнедельные выездные семинары в городе Анапе Кранодарского края. А 2009 году в силу сложной экономической ситуации финансирование этого мероприятия не представляется возможным.

- Как молодой педагог может обмениваться опытом работы со своими зарубежными коллегами?

- Прежде всего следует обратиться в окружное управление образования. За каждым округом закреплены страны, с которыми педагогические работники этого округа сотрудничают. Например, в Северном округе реализуется проект с Италией, в который включены многие школы, осуществляются партнерские отношения с Болгарией, Белоруссией, другими странами. Молодые педагоги работают в международном лагере «Московия», в котором представляется возможность налаживания личных контактов с представителями молодежи разных стран.

- Могли бы молодые педагоги стать инициаторами и создать молодежную школьно-учительскую конференцию по инновационным технологиям, исследовательским проектам?

- В мае 2008 года Северное окружное управление образования, например, совместно с НИИ ИСРОО провело городскую конференцию «Проектные методы в московском образовании: социокультурное становление образовательного сообщества» с участием молодежных проектных групп. Реализация предложения молодых учителей может продолжить эту работу, оно своевременно и интересно. Объединение ресурсов педагогов и старшеклассников в области исследовательских проектов обеспечивает развитие образовательной практики. Важно только качественно все реализовать.

- Может ли сегодня прийти в школу молодой человек, окончивший непедагогический вуз, но которому интересно работать с детьми?

- Такие молодые люди могут приходить и приходят, остаются работать в отрасли. Многие достигают высоких профессиональных успехов. Достаточно сказать, что из 33 финалистов городского конкурса «Учитель года Москвы-2009» несколько имеют непедагогическое образование.

- Часто родители учеников относятся к молодым учителям с недоверием. Как с этим справляться?

- Наверное, изначально это случается с каждым молодым педагогом. Но в дальнейшем все зависит от самого учителя: насколько он будет ответственен в своей деятельности, внимателен к детям. Обязательно будет замечено его стремление к профессиональному росту. Очень важна в этой ситуации поддержка администрации образовательного учреждения, коллег по педагогическому цеху.

- Следующий год - Год учителя. Что нужно сделать молодым, чтобы это было не формальное мероприятие, а нужное всем педагогам?

- Год учителя будет проведен неформально в том случае, если каждый педагогический работник проявит инициативу при проведении мероприятий по повышению статуса педагога в обществе, если идеей повышения престижа учительской профессии проникнутся все участники образовательного процесса: учащиеся, педагоги, родители, представители общественных формирований. Департамент ждет конкретных инициатив от молодых учителей.

- Молодые учителя хотят организовать общегородской спортивный праздник для молодых учителей. Заинтересован ли департамент в его организации, чем может помочь?

- Департамент образования города Москвы заинтересован в работе с молодыми специалистами. Совместно с Центром организационно-методического обеспечения физического воспитания, Московским городским педагогическим университетом Департамент образования организует проведение обучающих семинаров, мастер-классов на базе образовательных учреждений по видам спорта. Под руководством Центра создана Школа молодого специалиста, где регулярно обсуждаются организационно-методические и практические вопросы. Возможно проведение и общегородского спортивного праздника для молодых учителей, например, в рамках празднования Дня учителя.

- В ситуации экономического кризиса в стране целесообразно ли участие родителей в различных благотворительных фондах?

- Участие родителей в благотворительных фондах зависит от гражданской позиции каждого из них. В том случае, если родитель, заинтересованный в развитии своего ребенка, может оказать финансовую помощь образовательному учреждению, участие его в благотворительной деятельности должно носить добровольный характер.

- Каким, по вашему мнению, должен быть план Правительства Москвы по нивелированию резкого снижения заработной платы молодого специалиста после третьего года работы?

- Выступая на торжественной церемонии награждения победителей конкурса «Учитель года Москвы-2009», мэр города Москвы Юрий Лужков, комментируя эти обстоятельства, назвал их недопустимыми и выразил мнение, что Правительство Москвы найдет возможность исправить эту ситуацию.

- Каково отношение МДО к платным образовательным услугам?

- Положительное, если они реализуются в рамках действующего законодательства. В соответствии со статьей 45 Закона Российской Федерации «Об образовании»:

Государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.

Доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения используется данным образовательным учреждением в соответствии с уставными целями.

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. Образовательное учреждение вправе обжаловать указанное действие учредителя в суд. Платные образовательные услуги могут предоставляться в зависимости от возможности школы и потребностей обучающихся и их родителей. К платным образовательным услугам не относятся: снижение установленной наполняемости класса (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ; реализация основных общеобразовательных программ, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности, факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах.