Одна из задач программы «Столичное образование-5» - создание «Системы измерителей и методик для различных пользователей на всех уровнях и для всех процедур оценки качества образования» на единых концептуально-методологических основаниях.

Для решения поставленной задачи Юго-Западное окружное управление образования и методический центр совместно с Московским центром качества образования реализуют проект по формированию модели качества оценки общего образования в Москве, в который включились около 150 образовательных учреждений всех округов столицы.

В результате совместной работы представителей окружных управлений образования и методических центров была сформирована структурная модель оценки качества образования с учетом федеральных образовательных стандартов нового поколения и построения современной школы, в основе которых - деятельностно-компетентностный подход.

Для установления соответствия реального состояния качества образования с запросами его основных потребителей - прежде всего родителей и учащихся - в Москве проводятся социологические исследования уровня удовлетворенности качеством образования и «Социальный портрет выпускника московской школы».

С 1992 года в столичном регионе создана и успешно реализуется система оценки одного из компонентов образовательных результатов - предметной обученности - через внешнее независимое тестирование: городская диагностика и мониторинг, различные формы итоговой аттестации, включая ЕГЭ и новую форму ГИА в девятых классах, предаккредитационное тестирование и так далее.

Второй год модель управления качеством образования по результатам предметной обученности успешно отрабатывается школами Юго-Западного округа. Благодаря информационным технологиям каждая школа, район и округ видят рейтинг образовательных учреждений и проблемы в работе школ и учителей с учебной успешностью учащихся с последующим оперативным их решением на всех уровнях управления.

Однако в современной школе успеваемость уже не главный и не единственный критерий качества образования. Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают оценку и других образовательных результатов: метапредметных и личностных.

Третий год совместно с РАО и по ее программе Московский центр качества образования и школы проводят исследование по определению готовности детей первого класса к обучению в школе. Мы разработали инструментарий оценки готовности учащихся к продолжению образования на второй и третьей ступенях обучения. Результаты такой диагностики позволяют выстраивать индивидуальные образовательные программы, устанавливать результативность реализации образовательных программ на каждой ступени школы.

В перспективе нам предстоит создать систему диагностики личностных результатов, включая систему ценностных отношений, психического развития, здоровья.

В соответствии с задачами программы «Столичное образование-5» в модель оценки качества образования включены такие аспекты, как оценка качества образовательных программ и программ развития, создание современных требований к условиям осуществления образовательного процесса, наличие программного инструментария для перехода современной школы к оценке всех аспектов качества образования на цифровой (электронной) основе с целью автоматизации сбора и обработки информации и оперативного принятия управленческих решений.

В модель оценки качества образования современной школы в Москве включена и оценка внутришкольной системы управления качеством образования, поскольку требуются внутренние механизмы гарантии качества образования и ответственность за обеспечение качества возлагается в первую очередь на само образовательное учреждение.

Эти требования заложены в городской целевой программе «Столичное образование-5» в виде индикаторов: наличие в ста процентах образовательных учреждений Москвы систем управления качеством образования, внутренней экспертизы деятельности и аудита систем управления качеством образования».

В результате двухлетней работы руководителей школ, окружного методического центра Восточного округа и Московского центра качества образования была разработана модель оценки и самооценки внутришкольной системы управления качеством образования, включая критерии и уровневые показатели, информационную модель для создания программного инструментария, разработаны и осуществлены на практике процедуры самоаудита и общественно-профессиональной экспертизы. Главный результат применения такого подхода - выход школ на определение уровня созданной внутришкольной системы управления качеством образования и постановку руководителями школ измеримых конкретных задач для перехода на более высокий качественный уровень.

Особая роль в построении современной школы, основой которой становится деятельностно-компетентностный подход, принадлежит учителю.

Речь идет о переходе к новой образовательной методике не в отдельных школах и отдельных учителей, а в массовой современной московской школе и каждого учителя.

Успешность такого перехода зависит от того, насколько для новых условий выстроена система управления развитием компетенций педагогов и система оценки их деятельности.

Поэтому формирование модели оценки качества образования в Москве осуществляется одновременно с разработкой таких критериев, показателей, индикаторов оценки деятельности учителя, которые будут оказывать непосредственное влияние на изменение характера обучающей деятельности.

В соответствии с поставленными задачами Московский центр качества образования разработал модель оценки обучающей деятельности учителя на уроке, включающую критерии и уровневые показатели, управленческую компьютерную программу.

Уровневые показатели оценки внутришкольной системы управления качеством образования и обучающей деятельности учителя дают долгосрочные и ясные ориентиры, более объективную основу для оценки, обеспечивая тем самым большую внутреннюю свободу в организации деятельности школ и учителей и проектировании ими собственного развития.

Уровневый подход к оценке качества образования становится нормой в современной школе, поскольку позволяет отражать индивидуальный прогресс в продвижении к заявленным целям, проектировать каждому ученику, педагогу и школе собственное развитие и уже сегодня реализуется в школах Москвы.

Наряду с внешней оценкой возрастает роль самооценки как эффективного инструмента обеспечения качества образования. Это стало особенно значимым в конкурсах ПНПО и процедурах аккредитации и аттестации, где результаты самооценки деятельности школы, учителя рассматриваются в качестве важного предварительного результата.

Как показывает практика, чем выше качество самооценки, тем выше качество образования. Поэтому наша задача - помочь образовательным учреждениям выстроить внутреннюю самооценку таким образом, чтобы она позволяла учреждению, учителю и ученику переходить на новый качественный уровень и внутренний мониторинг выстраивался на одних основаниях с внешними.

Единый подход к оценке качества образования по результатам всех процедур оценки и программный инструментарий позволят собрать все информационные потоки по оценке качества образования на всех уровнях, то есть создать Московский регистр качества образования.

Это обеспечит прозрачность и публичность результатов образовательной деятельности, взаимодействие всех уровней и субъектов оценки качества образования в Москве.