Поскольку в Общественной палате я представляю родителей именно таких детей, то могу с удовлетворением констатировать, что актуализация проблем наших детей становится составной частью динамичного развития города, его экономики и социальной сферы. Провозглашенный Годом равных возможностей нынешний год - наглядное тому подтверждение. В этом названии, кроме выраженного призывного характера, на наш взгляд, содержится вполне различимая часть конкретных насущных задач.

Равные возможности, на мой взгляд, предполагают прежде всего разработку и внедрение в повседневную практику специализированной законодательной и нормативно-правовой базы по обеспечению надлежащих условий жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Очень рассчитываю, что здесь стержневым документом станет закон города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве». Та масштабная работа, которая проводится прежде всего Департаментом образования, содержательное рассмотрение этих проблем на состоявшемся в конце прошлого года Гражданском форуме и проведенных городских родительских собраниях создают, на мой взгляд, хорошую базу для глубокой проработки и подготовки этого важного документа.

Один из наиболее частых и достаточно дискуссионных вопросов - организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья путем их инклюзивного интегрированного обучения в государственных образовательных учреждениях. Значительная часть родителей выступают за внедрение этого метода, я сам отношу себя к таким родителям, но вместе с тем мой опыт общения с родителями заставляет сказать о том, что у многих возникает ощущение необходимости осмотрительности и осторожности к внедрению этого метода. Для интегрированного обучения нужна соответствующая среда в школе, да и не только в школе и не только, кстати, в Москве. Все наше общество сегодня требует в этом вопросе определенного «нравственного лечения» или, как это нередко называют, толерантности. Без наличия толерантной среды в школе интегрированное обучение может превратиться в набор дискретных формализованных мероприятий, которые вместо пользы могут просто растворить в себе проблему как таковую. В любом случае это не должно быть кампанией, приуроченной к очередному учебному году. Это должно быть настоящим гражданским и социальным движением с очень мощным социально-общественным и идеологическим наполнением. В этом году уже 50 школ у нас работают по этой системе. Есть совершенно определенный смысл очень тщательно проанализировать этот опыт и тогда уже планировать 103 на следующий год или какое-либо количество школ. Но дело даже не в количестве.

Создание и обеспечение условий жизнедеятельности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья правильно рассматривать как специализированный комплекс не только социальной сферы, но и других различных инфраструктурных частей городского хозяйства. Нам нужна, например, целая система нормативных требований к объектам городской инфраструктуры, полностью по европейским меркам приспособленных для детей-инвалидов с различными ограничениями жизнедеятельности (колясочники, опорники, незрячие, глухие). Ни один проект нового или реконструированного гражданского здания или технический регламент, на мой взгляд, не должен утверждаться, если в нем не соблюдены условия, обеспечивающие полноценную жизнь детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Это не совсем нормально, если не сказать ненормально, что сегодня каждый встроенный пандус, подъемник или увеличенный размер туалета воспринимаются как некие социальные завоевания, рассматриваются как акты великого одолжения и благотворительности. Знаю, что в Москомархитектуре эта работа ведется, немало документов уже разработано, но, на мой взгляд, нужен специальный технический регламент, поскольку СанПиНы сейчас отменяются, правовой документ, который устанавливает на федеральном уровне государственные нормы и требования, обязательные для соблюдения при проектировании, в строительстве и реконструкции объектов городской инфраструктуры.

Равные возможности, вынесенные в название нынешнего года в Москве предполагают непосредственное участие родителей в разрешении по существу их собственных проблем. Надо признать, здесь немало делается, мне самому, например, приходится принимать участие в работе Общественной палаты по образованию, соответствующей рабочей группе Департамента по образованию, в работе Общегородского родительского собрания. Но не хватает, на мой взгляд, нашей, я бы сказал, внутриродительской консолидации, создания той самой критической массы нашего реального влияния, которая позволяет не просто обозначить общественные признаки реализуемых мероприятий, но и наполнить их предельно конкретным и необходимым содержанием. Без такой консолидации, на мой взгляд, существенно падает эффективность использования административного ресурса, снижается социальная острота и актуальность предлагаемых мер, размывается адресность выделяемых финансов и материальных средств. Да и контроль за реализацией различных мероприятий со стороны родительской общественности в этом случае может оказаться значительно эффективнее, чем разного рода административные инспекции с раздутыми штатами функционеров. Мы должны совместно найти формат такого участия родителей в решении проблем наших детей с ограниченными возможностями здоровья. Это сразу открывает путь к формированию государственно-общественной формы управления образованием в Москве по меньшей мере в этом вопросе, наполняет проводимую работу реальным содержанием в полном смысле.

Михаил ИСТОМИН, аспирант Всероссийского научно-исследовательского института ветеринарной вирусологии и микробиологии, дублер первого заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса социальной сферы Москвы:

Уже сегодня Департамент образования заранее наметил меры по подготовке к проведению в 2010 году в Москве Всероссийского года учителя. В целом не возникает сомнений, что городская система дошкольного и школьного образования будет на традиционно высоком уровне подготовлена к новому учебному году. У злополучного кризиса, который всем подпортил жизнь, есть один существенный положительный момент - через лишения и потрясения он все же наводит порядок на рынке труда. Невостребованность специалистов, чьи профессии ранее относились к престижным, необходимость их переподготовки сегодня по рабочим специальностям и проводимый поголовно единый государственный экзамен - все это может, мягко говоря, склонить выпускника к поступлению в колледж для получения рабочей специальности, задача городской системы профтехобразования - быть готовой принять этих ребят. На наш взгляд, этим следует воспользоваться и решить проблему сложившейся диспропорции в подготовке рабочих кадров и специалистов с высшим образованием, очень внимательно отнестись к перечню рабочих профессий при утверждении государственного задания по приему граждан на обучение в учреждения начального и среднего профессионального образования.

Кроме того, считаем очень важным поставить задачи перед отраслевыми департаментами по определению потребностей в специалистах и по заключению договоров на обучение в соответствии с действительной потребностью предприятий города. Надеемся, что это послужит необходимой мерой стабилизации обстановки на рынке труда.

Студенческое правительство дублеров полагает, что скорейшее выполнение этих мер будет способствовать совершенствованию организации профессионального образования в столице и позволит поднять качество профессиональной подготовки специалистов рабочих специальностей. При этом мы отдаем себе отчет в том, что объем предстоящей работы колоссален, а время ее исполнения минимально.

Но отмечу, что если сегодня этого не сделать, то вполне возможно, что выпускники ближайших лет могут выйти с дипломами и стать заведомо безработными. То есть эти меры - антикризисные меры долгосрочного характера на рынке труда.