Комментарий «УГ»

Информация к сведению

НТТМ-2009

С 24 по 27 июня в павильоне №75 прошла IX Всероссийская выставка научно-технического творчества молодежи «НТТМ-2009».

Более 1300 участников в возрасте от 6 до 25 лет представляли на выставке свои проекты и разработки.

Десять таких крупнейших государственных корпораций, как «Росатом», «Ростехнологии», «Российские нанотехнологии», «Роснефть», «РЖД», «Объединенная авиастроительная компания», «Оборонпром», «Солерс» - центры инновационного развития страны, продемонстрировали свои программы по работе с молодыми специалистами.

В рамках экспозиции был представлен единственный в России передвижной класс с нанолабораторией на борту - «НаноТрак», разработанный Правительством Москвы и Московским Комитетом по науке и технологиям, позволяющий посетителям под руководством опытных преподавателей синтезировать различные наночастицы, наглядно увидеть, как меняются свойства частиц с изменением их размера, ознакомиться с процессом получения наночастиц золота, квантовых полупроводников, а также со свойствами магнитных жидкостей.

На интерактивных и анимационных площадках выставки можно было ознакомиться с действующими моделями в области авиации, космонавтики, мототехники, судомоделизма, поучаствовать в соревнованиях и конкурсных заданиях.

В рамках деловой программы «НТТМ» состоялись семинары и «круглые столы»,, посвященные актуальным вопросам научно-технического творчества молодежи - подготовки молодых кадров, поддержки инновационных предпринимательских проектов молодежи, защиты объектов интеллектуальной собственности, создания эффективных команд для реализации государственной инновационной политики в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ.

Основным событием деловой программы выставки стало проведение научно-практической конференции «Научно-техническое творчество молодежи - путь к обществу, основанному на знаниях».

В 2009-2010 учебном году в соответствии с распоряжением Президента РФ предполагается утверждение Правительством Российской Федерации нового стандарта общего образования. Создана соответствующая комиссия при Минобрнауки, которая утвердит новые стандарты. В обоих существующих сегодня вариантах проекта стандарта, прежде всего в проекте, разработанном Российской академией образования, реализуется так называемый деятельностно-компетентностный подход к образованию. По сути дела, это означает, что наряду с предметными компетенциями вводятся метапредметные, такие как способность ученика работать с разными видами информации, анализировать проблемы, ставить задачи и, что особенно важно, личностные компетенции. Из этого вытекает два принципиально важных обстоятельства. Во-первых, для реализации такого стандарта неизбежно станет востребованным учитель, который, будучи учителем-предметником, должен уже не только уметь преподавать учебный материал, но и формировать на этом материале все три типа указанных компетенций. Во-вторых, особенное значение это имеет для подготовки воспитателей ДОУ и учителей начальных классов, поскольку формирование соответствующих компетенций в этих возрастах напрямую зависит от взаимодействия и общения ребенка со взрослым и детей между собой, то есть прямо от того диалога между учителем и учениками, который складывается в классной ситуации.

Кто сейчас системно готовит такого учителя? По сути дела, никто! Следовательно, важнейшей задачей подготовки к новому учебному году станет развертывание работ по постепенной и последовательной модернизации системы городского педагогического образования и повышения квалификации в таком направлении, которое позволит подготовить и переподготовить учителя, воспитателя, педагога-психолога и сделать их способными правильно понять и грамотно принять содержание стандарта нового общего образования.

Что для решения этой задачи у нас в городе есть? Во-первых, это эффективно действующая система обеспечения педагогическими кадрами и современная система повышения их квалификации.

Во-вторых, что не менее существенно, есть новое содержание, которое может быть реализовано в рамках этой инфраструктуры. Так, Московский городской психолого-педагогический университет - единственный вуз субъекта Федерации, который стал победителем конкурса инновационных программ национального проекта «Образование». Совместно с Московским городским педагогическим университетом МГППУ разработал новый стандарт высшего педагогического образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» и выиграл соответствующий конкурс, проводимый Министерством образования и науки Российской Федерации. Именно этот стандарт сопряжен со стандартом общего среднего образования и предполагает такую подготовку таких педагогических кадров, которые в значительной степени будут способны обеспечить полноценное развитие, обучение и воспитание детей, адекватное их возрасту и видам деятельности. Последнее, в свою очередь, прямо соответствует инициативе национального проекта «Наша новая школа». Не могу не сказать, что введение нового стандарта общего среднего образования «забивает последний гвоздь» в пакет критики ЕГЭ, поскольку теми инструментами уж никак не измерить ни личностной компетенции ребенка, ни тем более предметной его компетенции.

Второе важное обстоятельство - то, что нужно учитывать при обсуждении вопроса о подготовке к новому учебному году, а это возрастание социальных рисков и развертывание в связи с этим в системе образования адекватных социальных инициатив. У МГППУ есть несколько инициатив.

Первая важная инициатива - открытие Детского городского телефона доверия, созданного на базе нашего университета и тесно связанного с Центром экстренной психологической помощи детям и подросткам МГППУ. Количество звонков, поступающих в службу от детской и взрослой, родительской аудитории постоянно возрастает. За семь месяцев 2009 года их было более 7 тысяч, но 80 остро нуждающихся кризисных обращений абонентов - попытки суицида, различные виды насилия над детьми, травматические ситуации и злоупотребление психоактивными веществами - были предотвращены благодаря действию вот этой нашей службы, она действует эффективно, и мы будем обязательно продолжать ее действие в новом учебном году.

Следующая важная инициатива университета - системная работа по обеспечению безопасности образовательных учреждений, которая понимается нами не только как пожарная, антитеррористическая безопасность, что очень важно, но и как комплексная система мер, включающая психологическую безопасность, социально-психологическую, в том числе и психологический климат в образовательных учреждениях, и многое другое.

По опросу родителей, более 70% москвичей считают фактором риска безопасность ребенка в школе, когда он один. Сейчас в Южном, Северо-Восточном, Центральном, Западном округах мы ведем очень интересный эксперимент - это экспериментальная площадка по созданию комфортной образовательной среды, этот эксперимент будет обязательно продолжен.

С Главным управлением МЧС России по городу Москве мы подготовили проект создания Межведомственного ресурсного центра экспертизы и мониторинга комплексной безопасности образовательных учреждений, направленный как на мониторинг всех составляющих безопасности, так и на комплексную работу по разработке требований к этой области, а главное - на подготовку кадров по безопасности, способных работать в области безопасности образовательных учреждений, и повышение квалификации этих кадров.

Еще одна инициатива - это работа с такой категорией учащихся, как «особый ребенок». Для нас это прежде всего ребенок с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, испытывающий серьезные трудности при получении общего образования и, как правило, не имеющий возможности продолжить свое образование в вузе. Большинство вузов города закрыты для многих детей ввиду отсутствия необходимых учебно-методических материалов, кадров, технологий обучения студентов с ОВЗ. Сегодня реальные возможности высшего профессионального образования, по сути дела, представлены только в двух московских вузах, в том числе в Бауманском университете, где обучаются глухие и слабослышащие дети, это очень сильная научная школа и технологии, это фактически наш университет, где учатся незрячие и слабовидящие дети и опорники - всего 108 человек - это на самом деле много, и 40 человек, которые специально обучаются по дистанционной форме. Работа в этом направлении будет продолжена.