«Мы, взрослые, осознаем ту ответственность, которая лежит на нас за судьбу наших юных россиян, за будущее нашей страны, за наше с вами будущее», - отметила заместитель председателя Госдумы Надежда Герасимова, заверив, что вопросы духовно-нравственного воспитания детей, поднимаемые Государственной Думой, - системная и последовательная работа, направленная на пропагандирование культурно-нравственных ценностей.

Чтение - одна из важнейших процедур, способная воспитать духовность, культуру, интеллектуальность детей, через чтение происходит вхождение детей в мир книжной культуры. В наше время, в век огромного потока информации, умение ориентироваться, выбрать нужное, оценить, сделать информацию полезной или просто получить информацию очень важно. От того, как и где будет привита ребенку любовь к чтению, зависит, каким он войдет в мир познания, поэтому так необходимо развивать, ставить на современные рельсы именно школьные библиотеки, достигая принципиально нового уровня их работы.

Новые инновационные технологии входят в нашу жизнь во всех отраслях и развитие общества, не должны они обойти и школьное библиотекарское дело. Много вопросов к оснащению библиотек, модернизации, к обслуживанию профессиональными кадрами, методам работы, к законодательному обеспечению деятельности общеобразовательных библиотек, которые необходимо решать в срочном порядке.

На парламентских слушаниях была предложена к рассмотрению «Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года», она должна стать базовым документом для определения основных направлений развития и модернизации школьных библиотек. «Актуальность Концепции - это ответ на вопрос - сможет ли существующая система образования развиваться без современной информационной и документарной базы, которая формируется в школьной библиотеке. На мой взгляд, нет. Поэтому этот документ должен быть проработан с пристальным вниманием», подчеркнула Н.Герасимова, отметив, что «мы должны дать возможность нашим детям получить лучшие знания, необходимые для жизни в стремительно меняющем мире, поэтому школьные библиотеки должны стать не просто хранилищем книг, а информационным, культурным и досуговым центром для учащихся».

Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года» разработана Русской школьной библиотечной ассоциацией как общественно-государственный проект.

Одним из направлений модернизации библиотек называется обновление нормативно-правовой базы деятельности школьных библиотек. В частности, предлагается в пакет документов включить:

программу модернизации библиотек;

модельный стандарт библиотеки общеобразовательного учреждения, включающий нормативы на кадровые и материальные ресурсы, критерии оценки эффективности школьной библиотеки;

предложения по внесению изменений и дополнений в федеральный и региональные законы «Об образовании», касающиеся правового статуса школьных библиотек и библиотекаря;

новую версию «Положения о школьной библиотеке», отвечающую требованиям времени и возможностям общеобразовательных учреждений разных типов и видов;

нормативы обеспечения учащихся учебной, программной и дополнительной литературой и электронными документами в соответствии с учебно-воспитательным процессом;

нормативы обеспечения педагогического коллектива школы методическими и иными необходимыми документами на всех видах носителей информации;

нормативы материально-технического обеспечения и площадей библиотек;

предложения о включении школьных библиотек в соответствующие образовательные проекты;

примерные должностные инструкции работников школьной библиотеки;

методические рекомендации по внесению в Устав школ положений о школьной библиотеке, ее статусе, правах и обязанностях, по вопросам организации комплектования фондов школьных библиотек и их системного изучения, по ведению учетных документов, по созданию и ведению электронных каталогов и баз данных, по организации медиатеки и медиацентров, по организации информационной подготовки и формированию информационной культуры учащихся в условиях школьной библиотеки.

Предлагается разработать нормативные документы, регламентирующие штатное расписание школьных библиотек, предусмотрев наличие в библиотеке любого типа (вида) общеобразовательного учреждения должность заведующей библиотеки на полную ставку; выведение должностей заведующей библиотекой общеобразовательного учреждения и библиотекаря из перечня вспомогательных должностей.

Особо отмечается в Концепции на необходимость социально защитить самую низкооплачиваемую группу работников образования - школьных библиотекарей, поднять их статус, внести предложение в Минтрудсоцразвития РФ о дополнении «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» квалификацией «библиотекарь-педагог».

Среди предлагаемых направлений модернизации школьных библиотек называются также:

совершенствование материально-технического обеспечения;

формирование качественных книжных фондов;

развитие кооперации и интеграции школьных библиотек, координации деятельности школьных библиотек и библиотек системы Минкультуры России и других ведомств;

развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации библиотекарей.