На фоне положительных изменений, происходящих в России в 2000-2008 годах и ведущих к экономическому росту, стабильности, социальному благополучию, формированию новых ценностей в общественном сознании, в молодежной и ученической среде резко вырос интерес к экономическим процессам, происходящим в стране. На фоне нынешнего мирового экономического и финансового кризиса этот интерес возрос многократно.

Начиная с 2000 года в Северном округе в три раза выросло число выпускников школ, поступающих на экономические факультеты вузов, с 2006 года повышается спрос учащихся старших классов на наличие в образовательных учреждениях экономического и социально-экономического профиля обучения, а вот с 2007 года появилась необходимость расширять рамки предмета «Экономика» прикладными аспектами экономических знаний - основами предпринимательской деятельности, финансовой грамотности и потребительских знаний.

Сегодня остро стоит вопрос о преподавании в средней школе дисциплины, которая позволяла бы нашим детям обучиться реальным финансовым практикам потребителей финансовых услуг, грамотно работать с финансовыми организациями, адекватно воспринимать все риски, присущие финансовой среде, а также вырабатывала бы у них ответственное отношение к личным финансам.

Как же современная школа как один из важнейших социальных институтов оказывает помощь учащимся в адаптации к сегодняшним непростым экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности, выполняет социальный заказ детей и их родителей? Начатый в округе эксперимент стал ответом на очевидный социальный заказ. Многие школы округа невзирая на нехватку часов в учебном плане активно включились в процесс его реализации.

В марте 2008 года в Северном округе стартовала общефедеральная программа «Финансовая культура и безопасность граждан России». Старт программе был дан на первой практической конференции «Финансовое образование школьников-2008». Конференция была организована Северным окружным управлением образования, региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам РФ, Некоммерческим фондом «Центр инвестиционного просвещения». Это сразу придало окружной инициативе статус общенациональной программы в поддержку экономического образования.

На конференции впервые удалось собрать вместе политических и научных деятелей, работников образования, профессиональных участников финансового рынка и членов предпринимательского сообщества для очень серьезного разговора о финансовой безопасности наших детей.

В июле 2008 года Северное окружное управление образования открыло городскую экспериментальную площадку «Разработка и апробация экспериментальной учебной программы «Финансовая грамотность и основы потребительских знаний». На базе 9 образовательных учреждений - школ №№152, 213, 238, 725, 1112, 1125 и 1383, лицея №1575 и гимназии №1583 - в течение трех лет, до августа 2011 года, будет отрабатываться методика ее преподавания. Кроме того, округ принимает активное участие в работе городской экспериментальной площадки, занимающейся аналогичной работой с экспериментальной учебной программой, «Основы предпринимательской деятельности» для московских школ и колледжей.

Курсы «Финансовая грамотность и основы потребительских знаний» и «Основы предпринимательской деятельности» для учащихся II и III ступени требуют реализации в рамках экономической практико-ориентированной образовательной среды (ЭПОС). Создание ЭПОС в школе предполагает кардинальное изменение подхода к обучению школьников экономике, предпринимательству и основам финансовой грамотности. Школа, оставаясь главным звеном в образовательном процессе, перестает быть единственной его участницей. В образовательное пространство входят профессиональные участники финансового рынка, представители регулирующих, общественных и некоммерческих организаций, предприятия - социальные партнеры образовательных учреждений, усиливается также взаимодействие школ с профильными вузами.

Для Северного округа такими партнерами стали:

Федеральная служба по финансовым рынкам Российской Федерации;

Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы;

Российский биржевой союз;

Национальное содружество бизнес-инкубаторов России;

Национальная ассоциация участников фондового рынка;

Московский фонд подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности;

Московская ассоциация предпринимателей;

фондовая биржа «ММВБ»;

фондовая биржа «РТС»;

бизнес-парк «УНИКУМ» Государственного университета управления;

Центр инноваций и молодежного предпринимательства Московского государственного технического университет им. Н.Э.Баумана;

Молодежный центр изучения финансовых операций;

Центр энергосбережения Мосэнергосбыта;

Некоммерческий фонд «Центр инвестиционного просвещения»;

ГОУ Центр «Экономика. Культура. Образование»

группа компаний «Алор»;

банк «Уралсиб»;

Управляющая компания «Регионгазфинанс»;

издательство «Вита-Пресс»;

издательство «Интеллект-Центр»;

электронное издательство «Кордис & медиа»;

Общественная организация молодых экономистов и финансистов России;

Музей акционерного дела и финансовой истории;

Институт фондового рынка и управления;

Институт независимых финансовых и инвестиционных советников;

Институт развития финансовых рынков;

Московский институт открытого образования;

Государственный университет - Высшая школа экономики;

Финансовая академия при Правительстве РФ;

Международная академия менеджмента и рынка;

Московская финансово-промышленная академия;

Московский независимый политолого-экологический университет;

портал «Медиабиржа Starmoney» (www.starmoney.ru);

Консультационный центр «ФИНЭК»;

производственные предприятия:

ООО «АЭРО»;

ООО «СТАЛЬСТРОЙ-М»;

Российско-германское предприятие «Meffert AG Farbwerke» («МЕФФЕРТ ПРОДАКШН»), крупнейший производитель лакокрасочных материалов Mattlatex концерна «Dufa».

Следующим шагом на пути к началу полномасштабного окружного эксперимента стало проведение открытых окружных финансовых недель Московского открытого образовательного марафона «Личная финансовая безопасность» в марте 2008 и апреле 2009 года совместно с Московским институтом открытого образования и Центром образовательного аутсорсинга «Практическая экономика и предпринимательство».

Важнейшей задачей проведения таких мероприятий стало содействие формированию у школьников стандартов новой финансовой и потребительской культуры, предусматривающей активное освоение и применение ими современных способов сбережения и инвестирования личных средств на основе легитимных институтов и инструментов.

Отличительная особенность финансовых недель - активное использование разнообразных форм работы, в том числе прямого взаимодействия специалистов финансового рынка с потребителями финансовых услуг - школьниками, их родителями и учителями.

Участниками окружных финансовых недель стали члены финансовых команд из 19 образовательных учреждений: 15 образовательных учреждений САО - вечерней школы №90 и школ №№152, 213, 238, 662, 725, 727, 1112, 1125, 1383, лицея №1575, гимназий №№1576, 1583, ЦО №№1409, 1679 и четырех образовательных учреждений СЗАО - школ №№769 и 1985, лицея №1517, гимназии №1571, включая директоров школ, учителей экономики и родителей учащихся (более 500 человек).

Во время открытых окружных финансовых недель во всех школах округа проводились уроки экономики, математики, истории и обществознания, английского языка с элементами финансовой грамотности.

Участники финансовых команд посетили фондовую биржу «ММВБ», группу брокерских компаний «Алор», Музей акционерного дела и финансовой истории, производственные предприятия, финансовые семинары, приняли участие в работе окружной «Школы брокера» на базе вечерней школы №90, Центра энергосбережения Мосэнергосбыта, посетили финансовые мастерские Центра инвестиционного просвещения, ознакомились с игровыми финансовыми практиками. Финансовые команды участвовали в конкурсах:

В первом игровом молодежном конкурсе «Звездный управляющий» в рамках проекта Медиабиржа Starmoney (www.starmoney.ru). Идея конкурса заключалась в обучении школьников основам биржевого дела при помощи близких и понятных реалий мира литературы и музыки, а также в предоставлении возможности самостоятельно попробовать свои силы на игровой торговой площадке. Цель конкурса для участников состояла в том, чтобы, управляя портфелем виртуальных акций, показать лучший финансовый результат - доходность. В конкурсе приняли участие более 200 учащихся школ САО и СЗАО.

Победителями конкурса в командном первенстве стали:

I место - школа №1383;

II место - школа №1112;

III место - лицей №1575.

В личном первенстве победили пять учащихся из ЦО №1679, лицея №1575, школы №1112.

В конкурсе в форме сетевой компьютерной игры «Корпорация». Цель проведения данного конкурса - расширение интереса школьников к экономическим знаниям, приобретение ими практических навыков управления предпринимательскими ресурсами. Основные задачи конкурса: изучение методов управления предприятием и развитие предпринимательской культуры, приобретение опыта анализа результатов деятельности предприятия, навыков управления им в условиях рыночной экономики, воспитание у обучающихся инициативы и самостоятельности в принятии решений, ранняя профилизация обучающихся, а также повышение профессионального мастерства педагогов.

Победителями и призерами конкурса стали команды:

I место - школа №1583;

II место - школа №725;

III место - ЦО №1679.

В открытом окружном конкурсе проектно-исследовательских работ по экономике, финансам и предпринимательству «Это наша Россия, а мы ее будущее», на котором ежегодно представляются итоги всей экспериментальной работы по экономике. Поскольку с прошлого учебного года этот конкурс стал открытым, к нему присоединились авторы проектов из школ СЗАО. Среди победителей и призеров конкурса учащиеся образовательных учреждений САО: школ №№152, 213, 739, 1112, 1125, 1164, 1252, 1383, гимназии №1583, ЦО №1679 и СЗАО: школ №№769, 1985, лицея №1517, гимназии №1571.

Все мероприятия проходили в форме бизнес-тренингов, интерактивных теоретических занятий, практических занятий с использованием IT-технологий, деловых компьютерных игр, конкурсов, «круглых столов», мастер-классов, открытых уроков, экскурсий, встреч с профессиональными участниками финансового рынка, с известными предпринимателями. Именно в процессе участия в этих мероприятиях, в процессе прямого общения с профессиональными участниками финансового рынка, с предпринимателями школьники получают ответы на волнующие их вопросы, узнают об особенностях и рисках предпринимательской деятельности, об особенностях и рисках того или иного финансового инструмента, осознают ответственность за экономическое и финансовое благополучие свое и своей страны.

Так как получение навыков предпринимательской деятельности и основ финансовой грамотности вызывает огромный интерес у школьников и их родителей, а изучить эти вопросы только в рамках предмета на уроках экономики практически невозможно (не хватает часов в учебном плане), руководство округа пошло еще на один эксперимент. Ежегодно на базе школы №213 проводится тематическая лагерная смена «Основы предпринимательства и финансовой грамотности».

В программе лагеря теоретические и практические занятия по подготовке предпринимательских проектов, мастер-классы лучших учителей экономики САО, теоретические занятия по экономической теории, предпринимательству и финансовой грамотности, сетевые компьютерные игры и бизнес-тренинги под руководством специалистов кафедры экономики Московского института открытого образования, занятия в «Школе брокера» на базе вечерней школы №90, экскурсии, включающие образовательные лекции.

Образовательная среда в лагере организована так, что теоретическая и практическая составляющие обучения формируются во взаимодействии с профессиональными участниками финансового рынка, с представителями регулирующих, общественных и некоммерческих организаций, членами предпринимательского сообщества, предприятиями - социальными партнерами образовательных учреждений.

В течение всего учебного года регулярно проводятся практические занятия в «Школе брокера» на базе вечерней сменной общеобразовательной школы №90 Северного учебного округа. Эти занятия ведут директор школы В.Кузнецов и учитель экономики В.Болов, которые сами стали инвесторами на финансовом рынке и не только дают теоретические знания ребятам, а в режиме реального времени анализируют ситуацию на российских и мировых биржевых площадках, совершают сделки с принадлежащими им ценными бумагами. Ребята же пробуют свои силы на виртуальной фондовой бирже. Занятия в «Школе брокера» транслируются в Интернете, все школы округа, имеющие IP-адреса, принимают участие в этих занятиях.

В рамках всех проводимых мероприятий для учителей, учащихся и их родителей работают финансовые мастерские, организованные совместно с Центром инвестиционного просвещения. В лицее №1575 создан детско-взрослый финансово-предпринимательский клуб, куда входят учителя, учащиеся и их родители, а также известные предприниматели и финансисты. Ребята и взрослые не только вместе обсуждают проблемы экономического развития страны, учатся анализировать сегодняшнюю ситуацию на финансовом рынке, решают проблемные задачи, но и с удовольствием вместе играют в гольф на базе гольф-клуба лицея.

В 2007 году в округе появилась новая форма работы. В качестве эксперимента учителям и учащимся было предложено выйти за рамки своего учреждения и поучаствовать в межшкольных проектах для объединения интеллектуальных и материальных ресурсов, был создан своеобразный мини-бизнес-инкубатор.

В октябре 2008 года в округе стартовал первый открытый окружной конкурс трейдеров, организованный Управлением образования САО совместно с Московским институтом открытого образования, Молодежным центром изучения финансовых операций и Центром инвестиционного просвещения, как всегда при активной поддержке фондовой биржи «ММВБ», группы компаний «Алор», Национальной ассоциации участников фондового рынка, банка «Уралсиб». В конкурсе приняли участие 15 команд трейдеров из образовательных учреждений Северного округа и 5 команд из школ, гимназий и лицеев СЗАО, СВАО, ЮВАО и ЮАО. Таким образом, фактически конкурс стал городским.

Конкурсанты получили практические навыки работы с торговым терминалом Alor-Trade, торговли на фондовой бирже «ММВБ», а также проверили свои способности адаптироваться к сложным условиям кризиса, поразившего мировые финансовые рынки.

В результате после конкурсных испытаний ребята, родители и педагоги стали по-другому смотреть на жизнь в целом. Такие конкурсы учат в первую очередь адекватности. Кругом только и слышишь: играть на бирже - это просто, а те, кто прошел наш конкурс, осознают: да не просто, а очень просто. Вот только выигрывать сложно.

Учащиеся Северного округа показывают высокие результаты участия в городских и всероссийских олимпиадах по экономике, предпринимательству и финансовой грамотности.

В 2008-2009 году в округе 15 победителей и призеров олимпиад городского уровня. Учащийся 11-го класса школы №1951 Александр Одинцов стал победителем заключительного этапа Всероссийской олимпиады по экономике.

Мы гордимся не только достижениями своих учеников, но и достижениями учителей. В декабре 2008 года состоялось подведение итогов открытого Конкурса методических разработок по финансовой грамотности, организованного Некоммерческим фондом «Центр инвестиционного просвещения», Московским институтом открытого образования и издательством «Вита-Пресс».

В конкурсе приняли участие учителя и методисты из Москвы, Пскова, Новосибирска, Владивостока, Томской, Мурманской и Самарской областей, Красноярского и Пермского краев, Калмыкии и Чувашии.

Победителем конкурса с вручением диплома и премии в размере 50 000 рублей стала О.Васильева, учитель экономики школы №739 Северного округа. Из 10 лауреатов и призеров конкурса четыре - учителя из Северного округа. Среди лауреатов конкурса, получивших дипломы и премии, - С.Ермакова, школа №238; Е.Дмитриева, школа №1125. Среди призеров конкурса - Н.Зайцева, школы №№1112 и 213.

Особое место в процессе создания экономической практико-ориентированной образовательной среды в школах Северного округа отводится работе с одаренными детьми. Учащиеся с большим интересом участвуют в проектно-исследовательской деятельности, связанной с экономикой, финансами и предпринимательством. Ежегодно они принимают участие в конкурсах различных уровней: от школьного до международного. На протяжении последних пяти лет в округе сложилась многоступенчатая система различных конкурсов. Проводятся как окружные этапы городских фестивалей, конкурсов, марафонов («Юные таланты Московии», жанр «Экономика» в виде сетевой компьютерной игры «Корпорация», жанр «Исследовательская деятельность», номинация «Экономика»; школьные, а затем окружные финансовые недели Открытого городского марафона «Личная финансовая безопасность»), так и свои оригинальные окружные конкурсы: конкурс проектно-исследовательских работ по экономике, финансам и предпринимательству «Это наша Россия, а мы ее будущее», Открытый конкурс трейдеров, конкурс «Звездный управляющий».

Начиная с 2007 года учащиеся округа становились победителями:

- III Всероссийского конкурса деловых, инновационно-технических идей и проектов «Сотворение и созидание Будущей России» в номинации «Проекты и идеи, направленные на развитие пищевой промышленности России»;

- Всероссийской олимпиады развития народного хозяйства;

- городского конкурса проектов;

- городской научно-практической конференции по экономике и предпринимательству;

- конкурсов в рамках городского дня предпринимателя;

- обладателями специального приза за лучший предпринимательский проект Всероссийского конкурса «Школьники в поддержку глобального предпринимательства» международной программы «SAGE».

Особо хочется отметить, что в мае 2009 года команда учащихся из школ №213 и №1125, гимназии №1583 с проектом, созданным в рамках межшкольного бизнес-инкубатора на базе школы №213, состоящим из трех частей, под общим названием «Логистика и материальный поток», стала победителем самого престижного и самого сложного XV юбилейного предпринимательского конкурса «Лучший предпринимательский проект учащейся и студенческой молодежи города Москвы».

Об уровне и значимости конкурса говорит и то, что в составе его жюри руководители департаментов и ведомств Москвы, представители высшего руководящего звена известных коммерческих структур и средств массовой информации, научная элита: руководитель Департамента образования О.Ларионова, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства, министр Правительства Москвы М.Вышегородцев, первый заместитель руководителя Департамента образования города Москвы М.Тихонов, начальник Управления науки и профессионального образования Департамента образования А.Потапов, секретарь Московского городского комитета Российского союза молодежи Н.Паринова, ректор Российского государственного технологического университета им. К.Э.Циолковского (МАТИ) А.Петров, директор Московского фонда подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности И.Столяров, директор Колледжа предпринимательства №11 И.Павлов.

В ХV конкурсе участвовали более 150 проектов, из которых к публичной защите было допущено 72, а в финал вышли всего 17 проектов. Для экспертной группы, в которую вошли специалисты в области предпринимательства, науки, экономики, юриспруденции, а также профессорско-преподавательский состав вузов и колледжей города Москвы, стало приятным сюрпризом, что несмотря на сложную экономическую обстановку молодые люди с энтузиазмом восприняли идею разработать и запустить собственный бизнес.

В пятнадцатый раз Департамент образования города Москвы совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы выбрал лучшие студенческие и школьные бизнес-проекты, которые получат инвестиционную поддержку и возможность воплотиться в жизнь.

По мнению жюри, команда из школ Северного округа (№№213, 1125, 1583) создала проект, который больше других соответствует основным критериям, которыми руководствовалось жюри, - новизна, оригинальность, социальная значимость и образовательная ценность. Кроме того, нашим ребятам удалось доказать коммерческую привлекательность проекта, его экономическую устойчивость, юридическую обеспеченность, рентабельность и, конечно, реализуемость на практике.

Как победители конкурса семь учащихся, создавших проект, и три научных руководителя награждены двухнедельной поездкой в город Анапу на Всероссийский бизнес-форум.

В Северном округе и в дальнейшем будет уделяться большое внимание формированию у обучающихся экономической, финансовой грамотности навыков предпринимательской деятельности и деловой активности. Педагоги и предприниматели высказывают мнение о том, что потенциальные возможности школьного образования и воспитания в решении этой проблемы еще не использованы.