Прежде всего это организация пробы своих сил учащимися школ в различных направлениях профессиональной деятельности. Формы организации такого процесса могут быть различны: например, профессиональные пробы, осуществляемые в рамках курса «Технология» как в самих школах (МУКах), так и на базе колледжей города, при этом на базе колледжей может быть развернута широкая деятельность по привлечению школьников к формированию первичных профессиональных навыков и умений во внеучебное время (вторая половина дня, выходные дни).

Однако гораздо больший интерес в плане формирования профессиональной направленности личности представляет собой организация профессиональной подготовки школьников на базе колледжей.

Профессиональная подготовка учащихся общеобразовательных школ осуществляется в соответствии с письмом Минобрнауки России от 21.06.2006 г. №03-1508, определяющим Перечень профессий и специальностей, по которым осуществляется профессиональная подготовка в общеобразовательных учреждениях. При этом для профессиональной подготовки возможно использование вариативной части базисного учебного плана общеобразовательной школы в соответствии с приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 (до 5 часов в неделю в 9-м классе и до 12 часов в неделю в 10-м и 11-м классах, всего 986 часов за 9-й, 10-й и 11-й классы), а также использование часов, отведенных на образовательную область «Технология».

Я полагаю, что широкомасштабная организация этого процесса может стать основным фактором, формирующим интерес школьников к техническим, в том числе рабочим, профессиям. Использование современной техники, уже имеющейся в колледжах города, позволит изменить стереотип представлений учащихся школ и их родителей о технических профессиях, понять высокоинтеллектуальный уровень современного производства и определить сферу своих профессиональных интересов. При этом профессии для профессиональной подготовки школьников должны быть интересны для учащихся, включать обучение навыкам, полезным в повседневной жизни и быту, быть востребованными на рынке труда, не использовать вредные и опасные условия труда.

Целесообразно проводить профессиональную подготовку с выходом, в зависимости от сложности профессии, на уровень 2-го или 3-го разряда по ЕТКС с получением соответствующего удостоверения государственного образца. В случае нехватки времени может идти профессиональная подготовка без присвоения разряда. В этом случае после окончания профессиональной подготовки учащиеся получают справку с указанием объемов полученных профессиональных знаний и умений для дальнейшего прохождения обучения по сокращенным программам.

Для организации в целом сетевого взаимодействия в рамках реализации комплексной профессиональной ориентации учащихся школ города Москвы важна роль центров профессиональной ориентации, которые призваны стать главными организующими звеньями данного процесса. Очевидно, имеет смысл рассматривать сетевое взаимодействие с позиций функций, осуществляемых центрами профессиональной ориентации по отношению к учащимся средней и старшей школы.

В средней школе профессиональная ориентация может начинаться с информации о профессиях. Это можно сделать на экскурсиях на предприятия и организации города, а также путем ознакомления с профессиями и специальностями, которым обучают в колледжах, тут тоже можно провести экскурсии в эти учреждения, посещение дней открытых дверей колледжей. Есть также специально разработанные для учащихся профессиограммы тех профессий, которые получают студенты колледжа; с ними можно ознакомиться на типовом сайте колледжа, разработанном нашим институтом. Центры профессиональной ориентации могут стать непосредственными организаторами этого процесса. Отдельные виды профессиональных проб можно осуществлять на имитационном оборудовании, моделирующем производственные процессы.

Необходимо отметить высокое значение устанавливающихся взаимосвязей между предприятиями и коллежами города в процессе профессиональной ориентации молодежи. Например, Мосводоканал с 2001 года сотрудничает с политехническим колледжем №19, рекламируя свою продукцию для самых широких слоев населения, включая младших школьников. Другой пример: группа компаний «СУ-155», обладающая самой развитой базой промышленности строительных материалов и машиностроения в стране, сотрудничает с городскими строительными колледжами №№12, 26 и 30, ежегодно организуя в СМИ широкую рекламную кампанию по привлечению в данные колледжи абитуриентов. Центры профессиональной ориентации могли бы сыграть большую роль, организуя взаимодействие предприятий и колледжей города в рекламе и маркетинговом продвижении не только продукции предприятий, но самое важное - образовательных услуг колледжей. При этом, разумеется, необходима большая аналитическая работа, позволяющая разработать единые подходы к рекламе и повышению престижа профессий, осваиваемых в колледжах города. Такую работу призван выполнять наш институт в рамках общей научно-методической поддержки профессиональной ориентации школьников. Учитывая, что наиболее весомая профориентационная работа может быть реализована на базе колледжей города, мы предложили организовать городской центр профессиональной ориентации на базе нашего института.

Развитие интересов и склонностей учащихся к отдельным профессиям может быть реализовано в учреждениях дополнительного образования и при посещении технических, естественно-научных музеев, а также музеев колледжей. При этом роль центров профессиональной ориентации я вижу как организационную, с определенным учетом развития интересов и склонностей учащихся. Очевидно, что тут необходимо составлять специальное портфолио учащихся, отражающее картину развития профессиональных интересов и склонностей, включающее данные тестирования, пролонгированного на различные периоды обучения. Целесообразно иметь общегородской банк таких портфолио, позволяющих специалисту любого центра профессиональной ориентации знакомиться с ним при проведении профессиональной консультации. Например, во Франции прием на работу выпускника школы осуществляется на основании сертификата профориентации, выдаваемого центром профориентации, где перечисляются профессии, показанные и противопоказанные ему. Введение подобного сертификата в качестве эксперимента в Москве позволило бы значительно поднять роль осознанного выбора будущей профессии у учащихся школ.

Для осуществления целенаправленного развития профессиональных интересов и склонностей необходима комплексная система не только тестирования, но и объективной оценки профессиональных возможностей развивающейся личности с выходом на коррекцию адекватности представлений учащихся о содержании профессий и собственных профессиональных возможностей.

Такая работа в нашем институте проводилась в 2003-2004 годы. В рамках программы «Электронная Москва» в 280 школах города была установлена автоматизированная система «Профориентация учащихся», проведено обучение психологов общеобразовательных школ города Москвы. Продолжение работы в этом направлении позволило бы создать единый банк портфолио учащихся школ с объективной информацией о профессиональных интересах, склонностях и, самое главное, возможностях с целью рационального построения индивидуальной траектории дальнейшего профессионального образования и профессиональной карьеры выпускников школ города.