Основная задача методической службы на любом уровне - повышение профессионализма учителей и специалистов, а также содействие обмену методическим опытом. Для реализации НТТ на школьном уровне в первую очередь оптимально используются возможности учебного плана: преподавание материальной и информационной технологии, включение в образовательный процесс лего-конструирования и робототехники; проектной и исследовательской деятельности, организация спецкурсов, элективов, предметов по выбору, факультативов и так далее.

В практике работ школ все большее место занимают научные общества учащихся, способствующие вовлечению школьников в исследовательскую деятельность. Важное условие успешной реализации НТТМ - интеграция основного и дополнительного образования.

Еще одна особенность развития НТТМ в школах нашего округа - реализация на базе образовательных учреждений интереснейших проектов. Один из них - проект «Кластерное серебро», который осуществляется в Центре образования №1637. Школьники под руководством ученых Московского центра нанотехнологий участвуют в научной работе по изучению бактерицидных свойств коллоидных растворов кластерного серебра, проводят эксперименты, анализируют полученные результаты, в школе №399 создан исследовательский центр «Кассиопея», где школьники под руководством научных руководителей ведущего предприятия космической отрасли России ОАО НПП «Геофизика - Космос» разрабатывают научно-технические проекты.

Все это определяет основные направления методического сопровождения НТТМ в образовательных учреждениях и прежде всего - создание внутришкольной системы повышения квалификации, в том числе через обучение школьной команды учителей. Такая практика успешно реализуется в нескольких школах нашего округа, например, только на базе Центра образования №1452 в прошлом учебном году 25 педагогов обучались по вопросам проектно-исследовательской деятельности под руководством Александра Леонтовича.

Не менее важное направление методического сопровождения НТТМ в школе - оказание конкретной персональной помощи учителям в вопросах программного обеспечения, методики проведения занятий с учащимися, организации научных обществ с привлечением представителей науки, обеспечение психолого-педагогической поддержки.

Методическое сопровождение НТТМ на окружном уровне определяется особенностями развития окружной системы образования, включающей научно-исследовательскую деятельность и техническое творчество. В 2007 году окружной методический центр совместно с муниципальным фондом поддержки малого предпринимательства создали Ассоциацию старшеклассников-предпринимателей, участие в деятельности которой позволяет школьникам и педагогам реально увидеть проблемы и перспективы развития предприятий округа, способствует формированию умений анализировать, прогнозировать и осуществлять бизнес-планирование. Наши школьники - частые гости на предприятиях округа. Второй год в рамках деятельности ассоциации проводится «Экономический форум», издан Каталог лучших предпринимательских проектов школьников. В 2007-2008 учебном году был проведен конкурс «Я и моя семья - предприниматели», в рамках которого учащиеся вместе с родителями и под руководством учителей, методистов разрабатывали предпринимательские проекты по открытию собственных предприятий и созданию семейного бизнеса.

Еще одна составляющая системы развития НТТМ - создание учебно-производственного центра для учащейся молодежи Восточного округа на базе ОАО «МЭЛ» (завод электролифтового оборудования). Цель деятельности центра - воспитание у школьников интереса к науке и технике, познавательно-поисковой деятельности, исследованию и изобретательству. В настоящее время методисты ОМЦ занимаются экспертизой и разработкой образовательных программ по различным направлениям деятельности центра.

Вовлечению школьников в НТТ способствует взаимодействие округа с МГТУ имени Н.Э.Баумана и открытие в связи с этим городской экспериментальной площадки по теме «Комплексный подход к профильному инженерно-техническому образованию в государственных образовательных учреждениях». В состав этой площадки вошли 20 школ. Основные направления и формы сотрудничества - организация научно-исследовательской работы школьников под руководством преподавателей университета, участие в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах, посещение научных выставок, экскурсии в музей МГТУ имени Н.Э.Баумана, День науки для учащихся, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров. Только в прошедшем учебном году 152 педагогических работника округа, среди которых руководители школ, учителя физики, математики, информатики, обучались на базе университета.

Как известно, в развитии НТТМ значительную роль играет проектно-исследовательская деятельность школьников. Анализ учебных планов нашего округа показывает, что ПИД стала важной составляющей образовательного процесса и сегодня реализуется практически во всех школах. Однако проблема заключается в том, что большая часть учителей, применяющих проектно-исследовательскую деятельность, не знает, как надо вести исследование. Поэтому мы организовали обучение педагогов методологии проектной и исследовательской деятельности учащихся. На базе ОМЦ вот уже три года работают 36-часовые модульные курсы, задача которых - раскрыть основные принципы проектно-исследовательской деятельности школьников, представить методологические подходы к проектированию ее содержания и организации.

В межкурсовой период повышение мастерства педагогических работников по овладению методологией ПИД осуществляется через систему семинаров, «круглых столов», мастер-классов и других мероприятий. В округе определено 40 опорных школ, на базе которых оказывается практическая помощь учителям-предметникам, заместителям директоров и ответственным за это направление деятельности. Так, за последние три учебных года в проведенных мероприятиях приняли участие около 4000 педагогов.

Важной особенностью этой работы стал дифференцированный подход, который позволяет организовывать взаимодействие с различными категориями педагогов с учетом их запросов и уровня профессионализма. Основными формами работы с начинающими учителями и неспециалистами стали семинары, мастер-классы, консультирование. Для опытных же учителей наиболее востребованная форма - творческие лаборатории, в рамках которых обсуждаются вопросы, связанные с подходами к организации НТТ учащихся и особенностями работы над исследовательским проектом, организацией совместной деятельности учителя и ученика, а также ролью НТТМ в личностном развитии школьников. В настоящее время подготовлен к изданию окружной методический сборник по организации проектной и исследовательской деятельности школьников.

Особое внимание мы уделяем информационно-методическому сопровождению НТТМ. Это информирование педагогического и ученического сообщества об особенностях и перспективах развития НТТМ в образовательных учреждениях, округе, городе, а также трансляция передового педагогического опыта. Для этого используются возможности сайтов школ, учреждений допобразования, ОМЦ и окружного управления образования, окружные методические сборники. В ОМЦ создана медиатека передового педагогического опыта. Все это способствует созданию единого информационно-методического пространства.

Еще одно направление деятельности методических служб различных уровней - организационно-методическое, включающее проведение школьных, окружных, городских, научно-практических конференций, интеллектуальных конкурсов, фестивалей, выставок НТТ, подготовку и экспертизу положений, их обеспечивающих. В округе только за последние два года к уже проводимым НПК добавились еще две - «Целостный мир» и «Дети - творцы ХХI века», имеющие надпредметный характер, а банк интеллектуальных конкурсов пополнился конкурсами по робототехнике и физике.

Реализация и развитие НТТМ - процесс управляемый. Важное условие эффективной реализации методической поддержки НТТМ - выстроенная система взаимодействия ОМЦ со школами, учреждениями дополнительного образования округа и города, МИОО, вузами, другими организациями всех уровней.

При всех положительных моментах есть и некоторые проблемы реализации НТТМ.

Первый блок проблем связан с преподаванием материальной технологии. Среди учителей, особенно по техническому труду, много неспециалистов, не во всех школах ведется технический труд (в 32 ОУ - совместное обучение). Анализ учебных планов выявил тенденцию сокращения часов на материальные технологии уже в начальной школе, где вводится курс Бориса Неменского «ИЗО, художественный труд». В основной школе, особенно в школах повышенного уровня, идет замена материальных технологий на ИКТ. В школах используется морально устаревшее оснащение кабинетов технологии - лишь 35% ОУ оснащены современным оборудованием.

Второй блок проблем связан с дополнительным образованием. Это недостаточное программно-методическое обеспечение дополнительного образования. Педагоги допобразования составляют авторские программы, экспертиза которых осуществляется на уровне округа.