В 90-е годы в связи с тем, что реальный сектор экономики не имел положительной динамики развития, спрос на специальности технической направленности снизился, вузы, спрофилированные на военно-технический комплекс, космическую промышленность и другие фундаментальные направления, потеряли свою привлекательность для выпускников школ. Поэтому в структуре научных обществ учащихся, в содержании проектов и исследовательских работ долгое время преобладали направления социально-гуманитарного характера. Между тем именно НОУ позволяют создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, предоставляют широкие возможности для самореализации личности одаренного ребенка. В контексте рассматриваемой проблемы необходимо понять, что такое само понятие НОУ, каковы его структура, цели и задачи.

Научное общество учащихся (НОУ) - добровольное творческое объединение учащихся, способных к научно-исследовательской и экспериментальной деятельности, заинтересованных в повышении своего интеллектуального уровня, стремящихся к углублению знаний как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний. Для осуществления деятельности НОУ образовательное учреждение разрабатывает свое Положение, в котором отражает организационную структуру, права и обязанности членов научных обществ. НОУ предполагает разные формы и виды работы, самыми востребованными на сегодняшний день остаются проекты, их доля в общем количестве созданных учащимися работ составляет 68%, к сожалению, на долю исследовательских работ приходится 23%. Немаловажная роль в работе НОУ отводится выбору темы, над которой учащийся будет работать. Опрос 870 членов обществ нескольких образовательных учреждений показал, что 37% из них выбирают темы интересующей их области знаний и лишь 14% связывают свои исследования с будущей профессией. Учитывая особенности нашего округа, социальный слой населения, организационно-педагогические системы, существующие в ЮВАО, важной педагогической задачей мы считаем выявление наиболее мотивированных детей и создание среды для реализации их способностей. Поэтому НОУ мы рассматриваем как образовательную среду, где может успешнее развиваться ребенок. Привлечение школьников к научно-исследовательской и проектной деятельности, инициирование развития этого направления - одна из основных задач, стоящих перед педагогами Юго-Восточного округа. Создавая подобные структуры, мы решаем образовательно-воспитательные задачи на трех уровнях:

- информационном - получение учащимися новых знаний;

- эмоциональном - через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;

- нравственно-психологическом - через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного сообщества детей и взрослых.

Созданная два года назад в НМЦ ЮВАО лаборатория по работе с одаренными детьми попыталась систематизировать работу по созданию научных обществ учащихся в ОУ округа. Проведенные «круглые столы», обучающие семинары, собеседования с руководителями НОУ позволили создать базу данных, сформировать портфолио НОУ, а также способствовали обмену опытом работы и оказания методической помощи образовательным учреждениям на начальном этапе их формирования.

В настоящее время в округе успешно работают 44 НОУ, их число ежегодно увеличивается. 34% имеют научно-техническую направленность, численность учащихся, вовлекаемых в работу НОУ, из года в год растет и сегодня составляет 36% от общей численности учащихся в округе. Важно отметить, как количественно распределяются учащиеся по направлениям деятельности: число школьников, отдающих предпочтение социально-гуманитарному направлению, почти не меняется, число занимающихся естественно-научными и физико-математическими проблемами неуклонно растет и сейчас составляет 40% от общего количества учащихся, вовлекаемых в НОУ и успешно участвующих в их работе.

Успех деятельности НОУ зависит от кадрового состава педагогов. Эту работу в ЮВАО осуществляют 264 учителя, из них 74% - педагоги с высшей и первой квалификационными категориями, 39 учителей награждены Премией Президента РФ, 32 учителя - лауреаты гранта мэра, 47% имеют отраслевые награды. На базе всех ОУ, где созданы НОУ, работают городские экспериментальные площадки. В некоторых школах в работе принимают участие преподаватели вузов, составляющие 25% от общего количества педагогов, осуществляющих эту деятельность. Необходимым условием развития научных обществ учащихся становится сетевое взаимодействие. В округе налажена работа профильных лагерей, проводятся деловые игры между членами обществ ОУ, выездные творческие турниры, осуществляется работа межсетевого взаимодействия научных обществ на базе ресурсных центров. В прошедшем учебном году на базе трех ОУ работали ресурсные центры научно-технической направленности (центры образования №№1420 и 1458, школа №641).

В области научно-технического творчества интересен опыт других образовательных учреждений. Так, например, на базе лицея №1547 действует лицейское научное общество, в работе которого удается сочетать возможности объемного 3d класса по ядерной энергетике с исследованиями, проводимыми учащимися в области науки и техники, на базе ЦО №1469 выстроена система работы с учащимися по робототехнике. Ежегодная экологическая конференция школьников включает множество мероприятий: защиту проектов, выставку творческих работ, экологические игры, природоохранные акции и так далее. В ходе подготовки проектов учащиеся освоили методы химического анализа состояния окружающей среды, с помощью тест-комплектов НПО «Кристмас+» - методы биоиндикации, измерение отдельных параметров среды - с помощью лаборатории «Архимед».

Среди достижений области научно-технического творчества в округе есть интересные и значимые для нас победы. Каждая победа для нас важна. Это победы на всероссийском этапе международных состязаний роботов - конкурсе творческих разработок учащихся в области учебного проектирования и конструирования автоматических систем. В 2006-2007 учебном году в ЮВАО впервые проходил окружной этап конкурса, в котором приняли участие 40 учащихся из 5 школ. В 2007 году на всероссийском этапе конкурса учащиеся школ №№1989, 1469, 1910 заняли первое, третье и четвертое места соответственно, а команда школы №1228 получила поощрительный приз в творческой номинации. На этом юные изобретатели Юго-Востока не остановились: по итогам этапа, который проходил в городе Тайпэй (Тайвань), учащиеся ЦО №1469 заняли призовые места. В 2008 году на всероссийском этапе конкурса команда ЦО №1469 в номинации «Творческая категория» заняла первое место, а в номинации «Бег» - второе место.

Реализовать свои творческие и интеллектуальные способности учащиеся округа могут посредством иных всевозможных конкурсов, например конкурса «Юные таланты Московии. Исследовательская деятельность». Важной особенностью этого конкурса можно назвать форму представления работ на его втором этапе - стендовую защиту. В этом году учащиеся округа показали высокий результат на городском этапе, 83% представленных работ заняли призовые места, причем все работы - победители и призеры окружного и городского этапов из ОУ, имеющих научные общества учащихся.

С 2000 года префектура ЮВАО совместно с управами районов, окружным управлением образования при поддержке Всероссийской общественной организации «Муниципальная академия» проводит интеллектуальный конкурс проектов для старшеклассников «Если бы я был главой управы». С 2005 года он получил статус городского. С 2000 года в этом конкурсе приняли участие более трех тысяч человек. В 2005 и 2006 годах двое учащихся - Инна Масленникова (школа №506) и Денис Власов (школа №461) - были признаны победителями городского этапа. В 2007 и 2008 годах Кирилл Иванов (школа №1357) и Ольга Лазарь заняли 2-е место в Москве. Победителем окружного этапа в 2009 году стал Иван Конкин (лицей №1547), проект которого был посвящен энергосберегающим технологиям, воздействующим на окружающую среду.

В своих творческих работах юные «главы управ» поднимают общественно значимые проблемы, в том числе в области научно-технического творчества, о чем свидетельствуют бизнес-планы, подготовленные конкурсантами. Так, например, работа Александра Лаврухина (ЦО №654) «Транспортная проблема в районе Текстильщики. Есть ли решение?», проект Полины Моревой (школа №1959) «Преобразование школьной библиотеки в информационный центр», проект Ольги Лазарь (школа №1907) «Повышение эффективности управления муниципальным образованием с помощью геоинформационной системы» и многие другие.

НОУ образовательных учреждений округа осуществляют тесное сотрудничество с вузами Москвы. Работа вузов с учащимися осуществляется через системную деятельность секций при кафедрах МГТУ имени Н.Э.Баумана, МФЮА, ГУУ, РГСУ, МЭИ, МАДИ, МИФИ, межшкольных факультативов, которых в округе насчитывается 54, через деятельность преподавателей непосредственно в школах по руководству семинарами и научными докладами школьников.

Для пропаганды научно-технического творчества НМЦ ЮВАО совместно с обществом «Знание» в течение учебного года организовал цикл лекций по нанотехнологиям, было прочитано 56 лекций в ОУ округа. Этой работой были охвачены более шести тысяч старшеклассников.

Важнейшим ежегодным мероприятием, которое пропагандирует достижения науки и техники, необходимо считать фестиваль науки под патронажем МГУ имени М.В.Ломоносова и ДО Москвы, на котором учащиеся образовательных учреждений с огромным интересом посещают выставки, мастер-классы, лаборатории, экспозиции, тренинги и так далее.