Одним из основополагающих направлений модернизации образования в настоящее время стало совершенствование материально-технической базы учреждений образования, что дает возможность организовать работу учащихся как на уроках, так и во внеурочное время на современном оборудовании, с использованием компьютеров, цифровой техники. В связи с этим важной задачей для педагогов становится интеллектуальное насыщение этой деятельности, что заставляет многие учреждения все больше внимания уделять проектной и исследовательской работе школьников. В Южном округе в течение почти 10 лет координация и взаимодействие образовательных учреждений в этом направлении осуществляются в рамках программы «Дети-исследователи».

Больше внимания уделяется интеграции общего и дополнительного образования как внутри одного учреждения, так и при сетевом взаимодействии учреждений разного профиля. Оптимальным я считаю такую организацию образовательного процесса, при которой опыт и умения, полученные ребенком во внеурочное время, были бы востребованы при проведении уроков физики, химии, биологии, а теоретические знания, полученные в рамках базисного компонента, стали бы хорошей основой для выполнения творческих технических работ и исследовательских проектов. В этом случае техническое творчество учащихся выступает как элемент образовательной среды учреждения, который хорошо взаимодействует с целым комплексом задач, определяемых в рамках национального проекта в области образования.

Лицей №1553 «Лицей на Донской», будучи участником окружной программы «Дети-исследователи» и базовым учреждением сетевой экспериментальной площадки второго уровня «Разработка модели организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности учащихся», большое внимание уделяет самостоятельной творческой работе школьников.

Техническое творчество и исследовательская работа становятся фундаментом для индивидуализации образовательного процесса в лицее, позволяют наиболее полно раскрыть личностные особенности каждого ребенка, выявить скрытую одаренность и помочь ей превратиться в одаренность явную.

Опыт работы лицея показывает, что техническое творчество как неотъемлемая часть образовательной среды становится фундаментом для самоопределения личности, предпрофильной и профильной подготовки. Создание подобной образовательной среды способствует формированию у учащихся определенных компетенций, которые позволят будущему сотруднику в кратчайшие сроки адаптироваться на своем рабочем месте.

Работа в рамках геологических и биологических специализаций, занятия техническим творчеством при выполнении работ по физике и химии для многих выпускников и учащихся лицея стали первыми шагами на пути знакомства с будущей профессией, позволили проверить, насколько их представления о работе в той или иной области соответствуют действительности, помогли разобраться в себе, выявить свои сильные и слабые стороны, получить опыт, необходимый для принятия верного решения и выбора жизненного пути. Это особенно важно сейчас, когда от того, насколько успешным будет старт молодого человека в науке и производстве, напрямую зависят его карьерный рост и жизненная траектория в дальнейшем.

Созданная в лицее образовательная среда стимулирует ребенка к творческому поиску, а участие в конференциях и экспедициях, знакомство с работами сверстников во время защиты выполненных работ способствуют формированию широкого круга интересов, стимулируют желание попробовать свои силы в различных областях знаний.

Совместная работа Московского центра качества образования и лицея №1553 «Лицей на Донской» в рамках проекта «Строим школу будущего» позволила создать инструментарий для оценки изменения личностных параметров ребенка при занятиях техническим творчеством, проектной и исследовательской работой. Проведенные в лицее исследования показывают, что подобная деятельность не только позволяет значительно расширить у учащихся диапазон знаний, сформировать умение анализировать и сопоставлять, моделировать возможные пути развития ситуации, но и ведет к возрастанию познавательного интереса ребенка, умению работать с источниками информации, способствует профессиональной ориентации. Параллельно с этим изменяются и личностные характеристики ребенка, идет формирование адекватной самооценки, воспитывается стремление к кооперации при сохранении собственной позиции и умения доказательно отстаивать ее.

Занятия техническим творчеством, выполнение проектных и исследовательских работ в свою очередь требуют развития системы информатизации образовательной среды школы, мотивируют учащихся на изучение и использование в своей работе новых информационных технологий, цифровой техники. Сегодня рынок достаточно насыщен учебным оборудованием, которое адаптировано для образовательного процесса и может быть легко освоено учителями и учениками. Однако для выполнения некоторых задач, особенно старшими школьниками, целесообразно использовать оборудование, реально использующееся в научно-исследовательских институтах и вузах.

Все это стимулирует образовательные учреждения к выстраиванию партнерских отношений с другими образовательными и научными учреждениями, различными социальными институтами. При этом у школьников появляется реальная возможность для ознакомления с «будущими рабочими местами», что очень важно для последующего осознанного выбора жизненной траектории, непрерывности среднего и высшего образования.

Таким образом, техническое творчество учащихся можно рассматривать как один из основных элементов формирования образовательной среды, важную составляющую для построения «Школы будущего».