Елена Зажигина, заместитель директора по НИР педагогического колледжа №15:

- На протяжении последнего десятилетия проблема формирования учебной мотивации была широко освещена в работах психолого-педагогического цикла. Однако, как это нередко случается, теория по ряду объективных причин не применяется педагогами на практике. Именно поэтому все вновь и вновь издаются книги, проводятся исследования по этому вопросу.

Как только студент поступает в учебное заведение, у него либо отсутствует учебная мотивация, либо присутствует игровая или рентная мотивация. Бесспорен тот факт, что идеальна ситуация, когда студент разделяет ответственность за результат своего обучения. Однако в большинстве случаев это совсем не так. В большинстве случаев мотивация к обучению у студентов педагогического колледжа, к сожалению, отсутствует. В этом случае формирование учебной мотивации студента происходит на негативном фоне. Нужно четко понимать, что немотивированный студент испытывает страх, тревогу, любопытство, скрытый гнев и другие отрицательные чувства. Фон этот обусловлен еще и тем, что поводом для занятий служит проблема несоответствия реального уровня знаний требованиям стандарта. В таких условиях нежелание заниматься совершенно естественно.

После анализа ситуации с точки зрения психологической теории становится очевидно, что эта ситуация - источник стресса для преподавателя, так как он вынужден «адаптировать» студента к обучению против его воли. Ученик подсознательно и осознанно сопротивляется воздействию, а преподаватель находится в ситуации «экзаменуемого», он вынужден доказывать свой профессионализм, так как подвергается обвинениям в неспособности обучать студентов. Кроме того, система российского образования на протяжении длительного времени пропагандировала обязанность учителя подвергать воспитательному воздействию неуспевающих учеников, «перевоспитывать» их, именно поэтому в систему ценностей учителя и вошла потребность подвергать воспитательному воздействию неуспевающих. Однако подвергать такому активному воздействию человека, который подсознательно сопротивляется, подсознательно не готов к такому воздействию, просто-напросто неэффективно. Нежелание студента учиться следует принимать как любую другую установку личности. С точки зрения психологии целесообразным представляется принятие студента таким, каков он есть, с его установками, пусть даже и негативными. Необходимо при этом показать, что учитель не заинтересован работать на благо студента без его заинтересованности.

Фактически педагог находится в ситуации, когда ему необходимо изменить установки большинства студентов вопреки их воле. Отказаться работать с немотивированными студентами он не может. Студент, в свою очередь, находится в ситуации внутреннего конфликта. С одной стороны, он подсознательно хочет избавиться от проблем, с другой стороны, не хочет учиться. Внешне это проявляется в прогулах занятий, опозданиях, невыполнении заданий. Таким образом, первоочередной целью педагога становится изменение установок студента. Однако необходимо понимать, что это не всегда возможно, были, есть и будут студенты, которые останутся немотивированными, несмотря на все усилия, предпринимаемые педагогом, и этот факт необходимо спокойно принимать.

Изменение установок происходит медленно и зависит от множества факторов. Педагог должен в короткий срок попытаться создать модель будущего, в котором студент испытывает потребность, это личностно значимо для него, и он должен ее принять. Произойдет это только в том случае, если у студента сформируется мотивация развития. Для этого педагогу необходимо выявить возможные потребности студента, тем или иным образом связанные с обучением. Спланировать деятельность педагога нужно так, чтобы студент хоть маленького успеха в обучении, но добился. Так мы выходим на проблему планирования. На этом этапе представляется целесообразным включить в него различные формы научно-исследовательской деятельности. Научно-исследовательская деятельность - поисковая деятельность научного характера, направленная на объяснение процессов и явлений, установление их связей и отношений. Именно она позволяет зародить интерес к предмету в души учащихся. Многочисленные исследования подтверждают этот факт. Это отмечают в своих работах И.Аляева, В.Балашов, Н.Бордовская, Г.Дмитриева, Т.Климова, А.Момот, А.Обухов, Н.Овчинникова, Н.Розов, В.Розин, Л.Романкова, Г.Рузавина, М.Чепикова и другие, а также зарубежные исследователи X.Гуммель, Р.Дейв, П.Ленгранд, Л.Церих, которые занимались рассмотрением научно-исследовательской деятельности студентов. В рамках научно-исследовательской деятельности студенты развивают творческое мышление, приобретают практические навыки работы с техническими средствами обучения, вырабатывают умение анализировать полученные результаты. Кроме того, она развивает у студентов способности к самостоятельным обоснованным суждениям и выводам; способность использовать научные знания в быстро изменяющихся ситуациях, соответствовать требованиям педагогической деятельности, научно обосновывать результаты собственного труда. Наконец, она позволяет сформировать мотивацию развития, с небольшой оговоркой на то, что предмет научно-исследовательской работы должен быть интересен самому студенту. В педагогическом колледже хорошо зарекомендовали себя такие формы научно-исследовательской работы, как доклад, конспект, отзыв, аннотация, реферат, курсовая и выпускная квалификационные работы.

Немаловажно и создание ситуации успеха. Опыт показывает, что большую роль в этом играет грамотно организованная презентация работ студентов с использованием информационных технологий. Создание презентации, а для более успешных студентов - сайта по выбранной ими теме и связанной с темой специальности, позволяет сформировать у студента интерес к предмету, дает возможность проявить творчество. Постепенный переход от простых форм научно-исследовательской работы к более сложным позволяет студенту гармонично развиваться и совершенствовать свои умения и навыки.

Как показывает опыт, организация всех этих форм научно-исследовательской работы позволяет сформировать у студентов мотивацию развития и потребность в обучении. Таким образом, основными этапами работы преподавателя педагогического колледжа могут стать:

- принятие студента со всеми его установками;

- связь актуальных потребностей студента с целью преподавателя;

- корректировка преподавателем своей программы таким образом, чтобы студент добился хотя бы маленького успеха в овладении учебными предметами;

- включение в планирование форм научно-исследовательской деятельности;

- проведение презентаций с использованием информационных технологий.

Читайте Распутина

и будьте нравственнее

К. Устинкина, студентка ПК №15:

- Принято считать, что человек в современном российском обществе испытывает кризис духовных ценностей. Но как обрести богатый внутренний мир? Где найти опору? А самое главное - где искать идеал? Как помочь подрастающему поколению?

Ответы на многие вопросы нам помогают найти книги, среди которых и произведения Валентина Распутина. Это наш современник, его проза, на мой взгляд, по-взрослому учит детей любить свою Родину, почтительно относится к старикам, духовно быть сопричастным к тем местам, на которых живешь. Ведь без памяти нет ни народа, ни нации, ни Человека. Распутин убеждает каждого своего юного читателя в мысли, что не должно быть «чужих», равнодушных, так как равнодушные умеют только ломать и портить и не умеют заботиться о будущем.

В процессе исследования раскрытия нравственных аспектов воспитания активной гражданской позиции старшеклассников посредством ознакомления с прозой Валентина Распутина я обратила внимание на то, что у нынешних старших школьников низкий уровень отношения к жизненным ценностям, этики поведения, милосердия, сострадания к близким. Для решения этой проблемы я разработала цикл внеклассных занятий, которые позволили бы учителю расширить представление учеников о духовном мире человека, определить их нравственные убеждения, их взаимоотношения с окружающим миром: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом» (В.Распутин «Прощание с Матерой»). Такие произведения В.Распутина, как «Прощание с Матерой», «Последний срок», «Изба», на мой взгляд, очищают нас, вдохновляют и, главное, побуждают взглянуть на себя строже, пристальней, совершить путешествие вглубь души.

Это еще раз доказывает, что глубокие актуальные произведения Валентина Распутина необходимы в современном мире. Необходимо обращение к ним не только на уроках литературы, но и во внеклассной, внешкольной работе. Книги писателя - зеркало, в котором отражается наша жизнь и мы, такие, какие есть.

Кто и зачем может стать

для подростка наставником?

Н.Еронин, студент ПК №15:

- На протяжении веков прослеживается значительная роль наставника для подростков, да и детей вообще. Скажем, в царских семьях всегда существовали наставники для наследников престола: Аристотель был наставником Александра Македонского, Василий Жуковский - наставником Александра II. Таких примеров масса, у всех выдающихся людей, будь то поэт или император, на жизненном пути встречался человек, который наставлял и способствовал их жизненной реализации.

А кто может быть наставником для современных подростков?

Ученые говорят о том, что:

- наставник может служить положительным примером взрослого человека (к примеру, родители);

- наставник может быть мастером в определенной сфере занятости человека (спорт, искусство и др.);

- наставник может быть старшим товарищем, братом или сестрой, которые помогают преодолеть трудности, делясь своим жизненным опытом в этих еще свежих в памяти ситуациях;

- в качестве наставника может выступать какая-либо выдающаяся личность, к которой человек испытывает определенную симпатию.

Зная биографию знаменитого человека, испытывая интерес к его личности, стараясь подражать ему, можно учиться на его ошибках, брать с него пример в определенных жизненных ситуациях. Трудно недооценить роль наставника для подростка, поскольку он выступает проводником в дальнейшую взрослую жизнь.

Конечно, сразу напрашивается вопрос, кто чаще всего оказывается наставником для подростка. В своей выпускной квалификационной работе, целью которой было рассмотрение роли наставника в формировании личности подростка, мне удалось определить, кто это. Данные, полученные в результате анкетирования подростков, позволили мне сделать вывод, что в роли наставника выступают чаще всего родители подростка.

Насколько родители справятся с ролью проводника во взрослую жизнь, настолько успешно подросток адаптируется в ней. Было бы нелишне для подростка иметь наставника и вне семьи, потому что кризис подросткового возраста очень часто сопровождается внутрисемейными конфликтами, решение которых требует от родителей больших сил. Актуальна задача поиска реального наставника вне семьи. В этот период необходима дополнительная помощь общества, и нам, будущим выпускникам по специальности «педагог-организатор», необходимо решить эту проблему. Ведь когда-то такую поддержку оказывали родственники или мастера-ремесленники, бравшие подростков в ученики и подмастерья. Сегодня именно мы вместе с семьей должны помочь подростку выбрать наставника для реализации его жизненных планов.

Воображение

на то и воображение, чтобы восполнять действительность

С.Сарычева, студентка ПК №15:

- Каждый из нас в детстве мечтал оказаться в каком-то своем мире, где обязательно были бы рыцари и драконы, колдуны и добрые феи, опасности и море приключений. Но время дает о себе знать, появляются новые мечты, посвященные тихой и спокойной жизни. В чем же причина этих перемен? Почему стремления человека с возрастом меняются? На мой взгляд, все дело в психических особенностях каждого возрастного периода человека.

Подростковый возраст - время поиска своего места среди людей, время, когда отрок хочет не просто примерить на себя роль взрослого, а испытать нечто большее. Им овладевает жажда приключений и острых ощущений, стремление действовать. Окружающая предметно-социальная реальность не позволяет ребенку почувствовать себя деятелем, способным изменить этот мир. Другое дело - сфера воображения. Подросток владеет воображением, которое приносит ему удовлетворение. В своих фантазиях он властвует над временем, свободен от причинно-следственных связей, сам строит сюжетные линии, выбирая место и героев предстоящих событий.

Не найдя удовлетворения в своем внутреннем мире или, наоборот, желая еще более сильных впечатлений, отрок погружается в чтение приключенческой и фантастической литературы, просмотр кинофильмов, где ставит себя на место того или иного героя. Современная литература способна предложить подростку довольно широкий выбор жанров и направлений, где каждый может найти что-то свое. Есть книги, которые одинаково привлекают внимание как мальчишек, так и девчонок. Это детские детективы (А.Линдгрен, Е.Вильмонт, Е.Некрасов, А.Устинова), приключенческие произведения (А.Беляев, Ж.Верн, Дж.Лондон и др.), а также мир фэнтези

(Д.Емец, Н.Перумов, Дж.Роулинг, Дж.Толкиен). Роль взрослого заключается в том, чтобы направить развитие личности подростка в нужное русло. В этом может помочь отбор достойных внимания произведений, совместное чтение и последующее обсуждение прочитанного. Подросток должен уметь выбирать из современной литературы то, что действительно стоит читать. Для этого важно дать понять ему, что каким бы замечательным ни был воображаемый мир, человек должен жить и действовать в окружающей его действительности, проживать реальную жизнь.