Следует отметить, что работе по профессиональному самоопределению и социальной адаптации учащихся в округах придан новый импульс, чему немало способствовала городская целевая программа развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве на 2008-2010 годы «Рабочие кадры», рекомендации городского молодежного форума «Готов к труду и учебе». Все окружные управления образования разработали и реализуют планы профориентационной работы, которые предусматривают профориентационную диагностику и консультирование учащихся, совместную работу с учреждениями среднего профессионального образования округа, проведение ярмарок профессий, конкурсов, экскурсий на предприятия и научные учреждения.

В соответствии с целевой программой «Столичное образование-5» созданы ресурсные центры по профориентации и профильному обучению в Южном, Зеленоградском, Северо-Западном, Юго-Восточном, Восточном учебных округах. На базе 12 городских экспериментальных площадок осуществляется разработка новых подходов к содержанию и формам организации профориентационной работы и профильного обучения. Уже сегодня можно говорить о положительном опыте формирования структуры управления профориентационной работой в Южном, Западном, Юго-Западном, Северо-Западном учебных округах.

Сделано много, но следует признать, что на уровне образовательных учреждений работа по профориентации ведется еще фрагментарно и в основном начиная с 7-8-го класса, отсутствует комплексный подход к решению данной проблемы, не обеспечивается преемственность между ступенями обучения, не ведется пропедевтика профориентационной работы в начальной школе, практически «забыты» учащиеся 5-х и 6-х классов. В основном в общеобразовательных учреждениях действует традиционная система профориентации, элементы которой были актуальны в прошлом веке, но не результативны в современных условиях рыночной экономики.

Крайне слабо используются возможности предмета «Технология» в 5-8-х классах для освоения учащимися технологических знаний и технологической культуры, определения их жизненных и профессиональных планов и путей реализации данных планов, следует констатировать, что в каждом третьем общеобразовательном учреждении материальные технологии заменены информационными. Вместе с тем работа по профессиональному самоопределению учащихся - важнейшая составная часть трудового обучения, поэтому очень важно обеспечить преподавание этого предмета в полном объеме. Необходимо включить в программу предмета «Технология» содержание профориентационной направленности: в 5-6-х классах - на интегрированной основе, в 7-8-х классах - как самостоятельный модуль, в 9-х классах - в рамках элективных курсов предпрофильной подготовки. В начальной школе пропедевтика профориентационной работы может осуществляться в форме проектно-исследовательской деятельности.

В настоящее время помимо информирования о профессии очень важно вводить ребенка в целом в профессиональную сферу, которая будет задавать горизонты профессионального роста. Такой опыт уже существует: это детско-взрослое научно-образовательное производство, то есть образовательная модель, в которой молодой человек обучается деятельности, необходимой для новой перспективной разработки, осваивает необходимые для этого знания, вырабатывает у себя компетентности «взрослого» профессионала. Экспериментальная апробация модели ведется в форме Школы генеральных конструкторов в Северо-Западном, Северном, Юго-Восточном округах, в молодежной химической лаборатории лицея №1303 городского подчинения. Такой вид работ осуществляется также в учреждениях дополнительного образования, где выстраиваются своеобразные «макеты» профессиональных сообществ.

Образовательной технологией основного и дополнительного образования, позволяющей эффективно осуществлять профориентационную работу с учащимися на деятельностной основе, стала проектно-исследовательская деятельность учащихся. Эта технология прочно вошла в практику работы наших образовательных учреждений. В то же время появляются образцы организации этой деятельности на более высоком уровне. В качестве примера можно привести межшкольный, межпредметный и разновозрастный проект «Логистика и материальный поток», реализуемый в образовательных учреждениях Северного округа. Эта работа затрагивает важные аспекты современного производства. Результаты реализации проекта внедрены при реконструкции склада российско-германского предприятия «Meffert Farbwerke» («Мефферт Продакшн») крупнейшим производителем лакокрасочных материалов концерном «Dufa».

Важная составная часть профориентационной работы - научно-техническое творчество молодежи. Образовательные программы научно-технической направленности реализуются примерно в 70% общеобразовательных учреждениях, в 122 учреждениях дополнительного образования детей. Центральный учебный округ стал пилотным округом, успешно развивающим техническое творчество в системе дополнительного образования.

Все эти виды деятельности и формы организации позволяют перенести акценты с профориентации на планирование карьеры, которая может строиться начиная с рабочих профессий. Фактически можно обсуждать с учащимися «Карты профессионального роста» и «Карты развития», которые могут быть «встроены» в портфолио учащихся. Таким образом, работа с универсальными портфолио учащихся, начиная с 1-го класса и до окончания школы, может стать действенным механизмом управления работой по профессиональному самоопределению и социальной адаптации учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Эту работу должны направлять и координировать школьные психолого-педагогические и социальные консилиумы. Особенно это важно в основной школе, так как по ее окончании перед ребенком впервые встает проблема выбора. Подготовить выпускника 9-го класса к принятию осознанного решения, отвечающего как его интересам, так и его возможностям, - вот главная задача педагогов, психологов и социальных работников. Одно из важных мест в работе по профессиональному самоопределению учащихся отводится психологической службе. Речь идет о психологическом сопровождении ученика в процессе его профессионального самоопределения с 1-го по 11-й класс. Школьные психологи должны быть подготовлены к этой работе, не должны стоять в стороне от данной проблемы и учителя-предметники. Каждый учитель в рамках своего предмета должен помочь учащимся сориентироваться в мире профессий.

Профориентационная работа должна быть одной из главных составляющих воспитательной работы классных руководителей. Большинство наших выпускников выбирают не столько профессию, сколько образ жизни, круг общения, где профессия выступает в качестве одного из средств, позволяющих достигнуть желаемого образа жизни. Вместе с тем результаты социологических исследований показывают, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям и внутреннему убеждению. Поэтому задача классного руководителя не просто обеспечить информирование о профессиях, а в тесном контакте с учителями-предметниками, психологами помочь учащимся выявить способности к определенному виду деятельности, узнать, какие требования предъявляет та или иная профессия к человеку, и только после этого соотнести их со своими личностными особенностями.

Очень важна в этой связи и работа с родителями, которые оказывают существенное влияние на профессиональный выбор своих детей.

Для того чтобы педагогические коллективы общеобразовательных учреждений могли успешно решать поставленные перед ними задачи, нужно их подготовить к этой работе. Поэтому считаю необходимым на базе институтов системы Департамента образования организовать обучение по проблемам профессионального самоопределения и социальной адаптации учащихся и школьных психологов и всех категорий педагогических работников.

Конечно, работа по профориентации в общеобразовательных учреждениях должна осуществляться в тесном контакте с учреждениями профобразования. Многие колледжи обижаются на наши школы, которые не проявляют заинтересованности к совместной работе. Действительно, пока многих выпускников 9-х и 11-х классов не привлекает получение образования в профессиональном колледже, тем более что каждому выпускнику 9-х классов гарантировано получение среднего (полного) общего образования в общеобразовательном учреждении. Результаты социологического исследования, проведенного исследовательской группой ЦИРКОН по поручению Московского городского психолого-педагогического университета в декабре 2008 года, свидетельствуют, что 92% старшеклассников сориентированы на получение высшего образования и лишь 3% планируют продолжить обучение в системе среднего профессионального образования. Однако времена меняются, у выпускников колледжей больше шансов на рынке труда, так как там нужны мастера, а не теоретики, поэтому нам надо перестраивать систему совместной работы с учреждениями профобразования. Необходимо изучить опыт общеобразовательных учреждений по организации преподавания предмета «Технология» на базе колледжей. Есть также предложение организовать на базе колледжей занятия с учащимися общеобразовательных учреждений в рамках дополнительного образования. Было бы интересно учащимся 5-8-х классов ознакомиться с будущей профессией через кружковую работу на базе колледжей. Возможно, следует использовать учебно-материальную базу колледжей для организации научно-технического творчества обучающихся общеобразовательных учреждений. Южный округ выступает с предложением организовать параллельное обучение учащихся общеобразовательных школ в колледжах во второй половине дня. Таким образом, выпускники общеобразовательных учреждений смогут получить и профессию.

На старшей ступени образования профориентационная работа проводится в рамках предпрофильного и профильного обучения. В этом учебном году различные программы предпрофильного и профильного обучения реализуются в 78% общеобразовательных учреждений. При этом расширяется практика преподавания элективных курсов, знакомящих со спектром специальностей, которые можно получить с учетом профильной направленности обучения. Эта работа ведется с использованием учебных пособий серии «Предпрофильная и профильная подготовка школьников» издательства «Академия», такими учебными пособиями обеспечены школьные библиотеки. В то же время содержание элективных курсов должно знакомить учащихся с основами предпринимательской деятельности, правилами общения в трудовом коллективе, формировать навыки поиска работы. Нужны такие пособия, это можно считать заказом общеобразовательных учреждений.

Результативности профориентационной работы в условиях профильного обучения в немалой степени способствует практико-ориентированная деятельность учащихся. Поэтому одним из направлений деятельности окружных ресурсных центров должна стать организация профориентационной работы и профильной подготовки обучающихся с использованием кадрового потенциала и производственной базы организаций науки и промышленности. Это позволит сочетать теоретические и практические занятия по конкретному профилю.

Сейчас поступают предложения-просьбы от различных отраслевых ведомств по открытию специализированных классов по наиболее востребованным городским хозяйством профессиям. Считаю такой подход нецелесообразным, ведь важно ориентировать учащихся не на конкретную профессию, а на отрасль промышленности, что и осуществляется при профильном обучении. Знакомство же с конкретными профессиями данной отрасли нужно проводить в содержании элективных курсов.

Самое главное - мы должны, безусловно, работать на перспективу. Нужно ориентировать наших учащихся на профессии, которые будут востребованы через несколько лет. По данным экспертов, среди самых востребованных через 10 лет профессий будут инженеры, специалисты и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения, специалисты в области нанотехнологий, по электронике и биотехнологиям, маркетологи, специалисты, связанные с сервисом, логисты, экологи, медики, химики.

Президент Международной академии прогнозирования Игорь Бестужев-Лада считает, что в обозримом будущем появится множество новых профессий. Поэтому важно рассмотреть возможность разработки политехнического профиля обучения на основе введения в культуру инженерной мысли. Это не профиль в теперешнем понимании, так как в основе содержания, форм и методов организации обучения будет лежать принцип формирования нового мышления и способов деятельности, достаточно универсальных для всех в дальнейшем выбранных направлений образования и профессиональной подготовки.

Работа по профессиональному самоопределению и социальной адаптации учащихся должна стать неотъемлемой составной частью образовательной программы и программы развития образовательного учреждения. В каждом образовательном учреждении должны быть оборудованы кабинеты профориентации. Предлагаю воспользоваться предложением Западного округа и создать в школах виртуальные кабинеты профориентации - компьютерное место с программным обеспечением.

Подчеркну, что залогом успешного решения проблемы профориентации и профессионального самоопределения учащихся должно стать межведомственное взаимодействие системы образования с внешними партнерами. В большинстве округов профориентационная работа ведется при активной поддержке и участии префектур. С конкретными предложениями по организации профориентационной работы в Департамент образования обратились департаменты науки и промышленности, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, такие организации, как Мосводоканал, Мосэнерго, Мосэнергосбыт, Фонд малого предпринимательства, высшие учебные заведения. Институт деловой карьеры предлагает открыть совместную городскую экспериментальную площадку «Технология строительства карьеры».

Наша задача - создать целостную городскую систему профориентационной деятельности, скоординировав работу всех заинтересованных организаций и объединений.