Мы все прекрасно понимаем, что бы ни делали чиновники всех рангов, что бы ни делали ученые-педагоги, если все наши замечательные мысли, идеи, разработки не дойдут до конкретной школы, не будут приняты этой школой, то, естественно, все наши благие намерения ничего не дадут нашему населению и прежде всего нашим детям.

На сегодняшний день мы, к сожалению, вынуждены констатировать, что далеко не каждая школа в Москве отвечает всем запросам москвичей. Об этом говорит прием в первый класс. В некоторые школы не то что очередь стоит, но есть большой спрос. Разговаривая с разными родителями, мы пытаемся выяснить, почему они хотят отдать ребенка именно в эту школу, а не в ту, что находится рядом с домом, какой, на их взгляд, должна быть школа для их ребенка. Той, что учит так, что ребята, получив аттестат, могут поступить в высшие учебные заведения, или комфортной по своей социально-психологической среде? Или школой, в которой есть условия для развития личности ребенка? Или в Москве должны быть школы, в которых должно быть и первое, и второе, и третье, в которых действительно каждая семья независимо от того, какой у нее ребенок, может найти ответы на все свои вопросы?

Самое главное, что, считая главной задачей системы образования развитие ребенка, мы должны понять, как может развиваться сама школа. С одной стороны, естественно, что ко всем школам предъявляются общие требования, естественно, что всем школам ставятся общие задачи, но тем не менее мы прекрасно понимаем, что каждая школа индивидуальна. Позиций, почему это происходит, безусловно, очень много.

Нас сегодня беспокоит (мне кажется, в этом плане в столице еще не создана единая система) то, как распространяется опыт лучших школ, лучших директоров. Кто из наших именитых директоров школ взял под свое крыло и помог начинающему, молодому директору создать модель своей школы с учетом опыта работы других? Кто из опытных директоров создал на базе своего образовательного учреждения свою школу педагогического и управленческого мастерства для начинающих директоров и педагогов микрорайона, округа и даже города? Не могу сказать, что директора ОУ не принимают участия в этой работе: некоторые из них - лекторы в МИОО, они принимают участие в «круглых столах», конференциях, семинарах, но многие чаще бывают в регионах России, чем встречаются и работают с директорами московских школ.

Думаю, что один из главных вопросов, возникающих тогда, когда читаешь письма родителей, когда встречаешься с родителями, когда бываешь в школах на различных мероприятиях, такой: как в каждой московской школе создать атмосферу и условия для развития личности ребенка? Компонентов для этого очень много, это прежде всего содержание образования, внедрение новых образовательных стандартов, но для создания в школе атмосферы, способствующей развитию всех особенностей ребенка, конечно, на первый план выходит личность учителя и руководителя школы. В канун нового учебного года хочу сказать директорам, что, к сожалению, каждая проверка выявляет, что администрация школ имеет нагрузку от 16 до 18 часов. У меня возникает вопрос: как и когда в таких условиях руководитель школы думает о развитии своего ОУ? Когда мы делаем замечания на этот счет, руководители ОУ пытаются нас убедить, что все нормально. Я сама работала завучем школы, и когда, не дай бог, на замене у меня было 8 часов, приходилось трудно, так как есть вещи, которыми завуч может заниматься только во время учебного процесса. Поэтому этот, казалось бы, частный вопрос ставит перед нами проблему, так как когда мы начинаем смотреть, что происходит в такой школе, как она работает, находим много изъянов в том, что несовершенна или вообще отсутствует достойная единая система воспитательной работы.

Считаю, что наша конференция «Современная школа» - первый разговор о том, какой должна быть московская школа, в каких направлениях она должна развиваться, что мы должны сделать для того, чтобы каждая школа была конкурентоспособна. Убеждена, что такой разговор должен быть продолжен в каждом округе, в каждой школе, в каждом педагогическом коллективе, чтобы на августовских мероприятиях мы смогли дополнить конкретными мыслями и конкретными предложениями тезисы и выводы городской конференции «Современная школа».