Завершая учебный год, все окружные управления образования проводят итоговые совещания директоров, чтобы посмотреть, как жили наши учебные заведения, что удалось сделать, что не удалось сделать, чтобы сейчас уже увидеть проблемы и поставить задачи на следующий учебный год. Мне бы хотелось по трем схемам сказать.

В Москве продолжается активная реализация совместного проекта Москвы и ЮНЕСКО, в его рамках были созданы 14 ресурсных центров, которые реализуют свои направления. Вокруг них - целая сеть учреждений, которые отрабатывают те или иные направления деятельности с тем, чтобы затем внедрять это в систему московского образования.

Прошедший учебный год был направлен на то, чтобы продолжать отработку модели современной школы, это продолжение реализации проекта «Школа будущего». Известно, что на федеральном уровне ищут подходы к реализации проекта «Наша новая школа». Этой теме будет посвящен августовский педсовет, который пройдет по всей России. Москва в этом направлении наработала интересный опыт по разным направлениям, у нее есть то, что закладывается в основу новой школы. Важно сделать следующие шаги.

Мы планируем на августовском педсовете рассмотреть вопросы качества образования, работы школы, развития каждого образовательного учреждения Москвы. Как только каждое учреждение будет иметь программу, каждый учебный год будет проходить с приращением, и мы будем двигаться поступательными шагами вперед.

Надо сказать, что здесь выявились свои проблемы. В общем-то, цифры коррелируются с цифрами сдачи ЕГЭ в 11-м классе. 11-е классы в этом году впервые в России сдавали ЕГЭ в полном объеме. В целом показатели Москвы гораздо выше показателей в России, но есть еще вторая составляющая, которая нас тревожит - есть ребята, которые не смогли получить аттестат, за этим стоит большая социальная проблема.

В каждом округе такому ребенку мы можем предложить обучение в вечерней сменной школе по очно-заочной форме обучения, у него будет возможность получить начальное профессиональное образование и среднее профессиональное образование в колледжах.

Результаты ЕГЭ требуют сегодня длительного и глубокого анализа. Мы должны посмотреть, как учились те дети, что не справились с ЕГЭ, какие у них были оценки в году, из чего состоят их портфолио. Нельзя сказать, что плохо работает учитель. Есть пример: ребенок делал 30 ошибок, потом стал делать 15 ошибок. И то и другое - двойка. Но труд учителя был все же очень большим. Тут только цифрами оценить работу нельзя.

Понятно, что важны вопросы трудоустройства выпускников колледжей и высших учебных заведений. По выпускникам колледжей опасений нет, по каждому ситуация понятна: он идет либо в высшее учебное заведение, либо в армию, либо трудоустраивается. То, что касается городских педвузов, то и тут по каждому выпускнику у нас есть ясность. Эти ребята приходят на работу по профессии либо в наши учебные заведения, либо в социальную сферу.

Затем журналисты (в том числе и «УГ-Москва») задали руководителю Департамента образования свои вопросы.

- Какие нынче есть льготы для абитуриентов?

- Льготы при поступлении в вуз сегодня имеют только победители Всероссийской олимпиады школьников. В этом году москвичи выступили на олимпиаде еще лучше, чем в прошлом году. У нас в принципе все годы число ребят, которые были победителями, растет. В 2004 году - 103 победителя, в 2007 году - 167, в этом году - 219.

- В сводке о результатах сдачи ЕГЭ в Москве написано, что русский язык сдавали 56643, математику - 54070 детей. Если оба предмета обязательны, то за счет чего цифры разные?

- Там указаны все дети, которые должны были сдавать ЕГЭ по русскому языку и математике, а также включены выпускники 2009 года и выпускники прошлых лет, эти экзамены как экзамены по выбору им нужны только для поступления в вуз. Вот почему цифры по этим двум предметам разные.

- Исходя из данных сводки, получается, что 4300 человек не сдали ЕГЭ по разным предметам?

- Данные по разным ЕГЭ не надо брать. Мы берем только русский язык и математику, потому что все остальные предметы дети сдавали только для поступления в вуз. Дело в том, что у всех экзаменов разный статус.

Экзамены по русскому языку и математике были и выпускными, и вступительными. Многие дети сдают этот экзамен, и больше он никогда в жизни им не будет нужен. А все остальные экзамены - вступительные в вузы, у них задача - отобрать самых сильных, талантливых, интересных, здесь устанавливается другая планка.

Допустим, ребенок набрал 40 баллов, это для школы нормально, а в вуз он не сможет подать документы, потому что там другой уровень баллов. Поэтому не надо суммировать все экзамены.

- В Москве на ЕГЭ очень строго относились к тем, кто списывает, отнимали мобильные телефоны. Что же касается регионов, то там менее строго подходили к выпускникам, в маленьких городах вообще сдавали ЕГЭ всей школой вместе. Баллы и средний балл по регионам оказался выше, чем в Москве. Как в этой ситуации, когда поток региональщиков с такими шикарными баллами ринется в Москву, быть московским выпускникам: обижаться на то, что к ним слишком строго относились, или уважать своих педагогов за честность при соблюдении правил?

- Вопрос сложный. Москва всегда находится в особых условиях. Мы стараемся играть по тем правилам, которые заданы. Я думаю, что детям обижаться на то, что к ним относились строго, что они заработали те баллы, которые заработали, нет смысла. Ведь нужно не только поступить, но и затем учиться в вузе, куда поступил. Вузы пока тоже не могут сделать анализ того, повысился уровень абитуриентов или нет, помогает ли ЕГЭ повысить уровень будущих специалистов.

Знаю, к сожалению, что в регионах после первого курса идет очень значительный отсев студентов, потому что они поступили, но не могут там учиться. Мы еще несколько лет будем видеть эти перекосы, но думаю, что все это войдет в нужное русло, в конце концов человек, имеющий знания, обязательно пробьется. Кстати, он может на следующий год поступать с этими же баллами в вуз. У москвичей, я думаю, проблем не будет. Число бюджетных мест в наших вузах превышает число выпускников московских школ. Наши дети все-таки ближе к этим вузам, не все вузы имеют достаточное число мест в общежитии.

- Как выявить пробелы в работе учителя?

- Москва активно работает над системой оценки качества работы учителя. Мы берем - предмет и голую оценку. Учитель - еще и классный руководитель, он должен выстраивать психологические отношения с детьми, это тоже важно, это должно учитываться. Но, безусловно, есть система проведения тех же тестов. Они были и до ЕГЭ. Школа проходила аттестацию, когда брали выборочно классы, детям давали работы, чтобы проверить их знания и навыки, ведь тогда можно увидеть, в чем проблемы работы учителя. На курсах повышения квалификации и сам учитель тоже пишет контрольные работы.

Когда я работала в 11-м классе и проходила повышение квалификации, то тоже писала контрольные работы - промежуточные и итоговую. Это целая система оценки, но оценочные критерии есть.

- Сколько школ в Москве будет закрыто в связи с экономическим кризисом?

- Система московского образования в 2009 году по всем статьям: зарплата, питание, коммунальные услуги - профинансированы полным рублем. Зарплата учителей уже повышалась с 1 мая, и планируется еще повышение до конца календарного года. Все, что связано с нормативным финансированием, те показатели, которые утверждены, сокращены не были. Мы находимся еще в демографической яме, потому что если посмотрим на число тех, кто придет в первый класс, то увидим - первоклашек уже на 1000 больше. Если финансирование не уменьшают, то есть возможность все вопросы решить.

Во все годы накануне 1 сентября происходит реорганизация образовательных учреждений: где-то что-то открывается, закрывается. У нас было три случая, когда накануне 1 сентября ребенка не брали в ту школу, где он окончил 9-й класс. Директор был наказан, объективных ситуаций для этого не было. Если не набирается два десятых класса, то детям должны предложить перейти в школу в шаговой доступности. У нас не может быть класс 10 человек и не может быть 35. Это связано с чисто рабочими моментами.

- В этом году контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по математике не выдерживали никакой критики. Собираетесь ли вы поставить вопрос о том, что КИМы должны меняться в лучшую сторону?

- В прошедшем учебном году большая команда работала над КИМами по математике. Москва предлагала свой вариант тестов, понимая: от того, что мы предлагаем, какую систему координат зададим, такой ответ и получим. Поэтому над КИМами мы будем работать.

- Будут ли изменения в проведении августовских педсоветов?

- Не буду заранее раскрывать все секреты. Сегодня мы работаем над планами проведения педсоветов. Думаем, что удастся провести их нетрадиционно. На каком варианте остановимся, пока анонсировать не стану.

- В этом году в столице пройдет 20-й конкурс «Учитель года России». На конкурс приедут участники и делегации почти от всех регионов страны. Что особенное, присущее Москве, вы предложите им?

- Конкурс действительно будет проходить в Москве, но не Москва его проводит, а Российская Федерация. Мы только площадка. Тем не менее, безусловно, даже сейчас, в начале июля, когда приедут на сборы все участники российского конкурса, мы проводим этот обучающий семинар на базе своих лучших школ. Нам предоставят день в ходе Всероссийского конкурса, когда мы будем показывать наши лучшие учебные заведения, школы и дошкольные образовательные учреждения, которые участвовали в проекте «Мы строим школу будущего» или «Мы строим детский сад будущего». Я думаю, что Москва может выигрышно показывать работу школы в комплексе. Мы можем показать свои школы, в которых реализуются программы здоровья; школы, построенные по современному проекту, учителя которых прошли переподготовку.

В каждом регионе есть что-то интересное, в чем-то регионы могут уйти вперед, но в московском образовании помимо наработки отдельных элементов, которых, к счастью, все больше и больше, работа по развитию образования отличается комплексностью. Кроме того, для нас очень важна тема развития каждой школы, над этим мы работаем в последние годы.