Ни один из видов детской деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть соответствующие объекты и средства, необходимые способы действия. Нельзя допустить депривации деятельности из-за нехватки необходимых развивающих предметных сред. В условиях предметного вакуума у ребенка исчезает стремление узнать новое, порождается апатия, а влечение занять себя может приобрести компенсаторное не в лучшем смысле этого слова направление, поэтому создание предметно-развивающей среды - важнейшее условие благоприятного развития ребенка. Значимость социальных условий, складывающихся в первые годы жизни, развивающее влияние окружающей среды заставили нас очень внимательно подходить к выбору своевременного интерьера и дизайна внутренних помещений, оборудования, мебели, игрушек, пособий для малышей.

При организации предметно-развивающей среды мы опираемся на такие принципы, как:

- принцип обеспечения охраны жизни и здоровья детей достигается надежностью и безопасностью материалов, использованных в оформлении помещения, выбором мебели, исключающим случаи падения с высоты, выпадение элементов конструкций, удары и ушибы в результате их неустойчивости, травмирование об острые углы, соответствие мебели эргонометрическим возрастным показателям;

- принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия определяется выбором цветовой гаммы оформления помещений, в интерьере использованы пастельные размытые тона, соответствующие природному ландшафту, сочетающиеся с напольными покрытиями, яркими гардинами, выполненными по индивидуальному проекту, наличием уголков уединения (домики, зона отдыха для родителей, педагогов и так далее);

- принцип дистанции достигается возможностью организации занятий на ковре, регулированной по высоте мебелью;

- принцип активности определяется доступностью игрового материала, ребенок может сам активно взаимодействовать с мамой и с детьми (покататься с горки, повеселиться в сухом бассейне, почитать книжку и так далее);

- принцип стабильности и динамичности возможен благодаря зонированию пространства, вариативности использования мебели и игрушек-трансформеров;

- принцип открытости обществу достигается использованием информационных стендов, возможностью организации методической работы со специалистами, просветительской работы с родителями, совместной работы с телевидением;

- принцип преемственности традиций включает использование народных, традиционных игрушек, костюмов, игр, забав, праздников, досуговых мероприятий; организовывая центр, мы учитывали опыт работы, создавали уникальный современный интерьер и удобный уголок развития для малышей и их родителей совместно с профессионалами-дизайнерами.

Пространство центра включает в себя 4 модуля:

- модуль игровых занятий;

- модуль для свободной деятельности детей;

- модуль методической поддержки;

- бытовой модуль.

Центр развивающих игр

Пространство разделено на несколько игровых полей: зону для групповых занятий на ковре, зону для формирования предметной и процессуальной игры, сенсорного развития, предметной деятельности по инициативе ребенка.

Центр художественного развития

Включает в себя зону для групповых занятий, зону для индивидуального творчества, игровой уголок, выставку творческих работ. В зоне для групповых занятий большое значение имеет организация пространства таким образом, чтобы каждый малыш был в зоне тактильной досягаемости педагога, в этом нам помогают столы в форме подковы, регулируемые по высоте ножки столов и стульев. Особое внимание следует уделить стульям, так как в раннем возрасте детям для достижения сосредоточения необходима некоторая фиксированность позы, поэтому мы используем стульчики с подлокотниками.

Центр двигательной активности

Включает в себя игровое пространство для высокой подвижности и зону для формирования основных движений: шведская стенка, дуги для лазания, кочки для развития тактильной чувствительности, модуль-трансформер «Луна» для развития двигательных навыков, мячи «прыгунки», а также для релаксации и парных упражнений с мамой используются удобные маты-апельсины.

Центр музыкального развития

Содержит зоны для музыкально-ритмических занятий, зоны для слушания музыки, театрально-игровую зону. На удобной стойке под подоконником располагаются атрибуты. Мы отдаем предпочтение народным инструментам-забавам: бубенцам, ложкам, дудочкам, трещоткам и так далее. Центр музыкального развития оборудован синтезатором, музыкальным центром, фонотекой для детей раннего возраста.

Центр психолого-педагогической поддержки

Включает в себя элементы сенсорной комнаты: «водную колонну», кресло «мягкая среда», которые удобно используются для проведения релаксации, артикуляции и ручного массажа. Кабинет оборудован дидактическим столиком для формирования предметных действий: досками для втыкания втулочек, прокатывания и бросания шариков, нанизывания колечек, дифференциации предметов по цвету, величине и форме. С помощью дидактического столика мы организуем игру малышей «рядом». Центр оборудован «уголком ряжения», это: сундучок с различными атрибутами костюмов (шапочками, масками, шляпками, галстуками, бусами и так далее) и зеркалом в полный рост ребенка. Этот уголок используется в работе по социализации ребенка, формированию положительного взаимодействия с близким взрослым и сверстником.

Модуль для свободной деятельности

Включает холл, где созданы условия для эмоционально-практического общения детей раннего возраста, батут, горки, игрушки, предполагающие взаимодействие нескольких детей: качалки, качели, карусели, крупногабаритные трансформирующиеся модули (мягкие, геометрические фигуры разного цвета), комплексы для игры с водой и песком. Дети на этапе адаптации к новым социальным условиям иногда нуждаются в некотором уединении, поэтому у нас есть домик из мягких модулей, в котором ребенок может отдохнуть от взрослого окружения, постоянной опеки, от других детей. Для этой же цели предусмотрены тумбы-трансформеры, выполненные по индивидуальному заказу, с одной стороны, они служат для отдыха родителей с детьми, с другой - это забавные норки-тоннели для малышей.

Модуль методической поддержки

Включает методический кабинет, приемную, типографию. Методический кабинет оборудован интерактивной доской, пультами для голосования. В кабинете проходят семинары для специалистов округа и города, педагогические часы для сотрудников ЦИПРа, лекции, тренинги для родителей.

Типография

Оборудована всем необходимым: многофункциональным устройством, ламинатором, брошюровальной машиной, линией для складывания буклетов, что позволяет педагогам выпускать свою печатную продукцию - сборники игр для специалистов и родителей, буклеты с информацией о работе ЦИПРа и многое другое.

В приемной родители могут получить информацию о работе ЦИПРа, просмотреть презентации, фильмы на большом плазменном экране. Также в холле есть удобная стенд-стенка с магнитными нишами, где мы организуем выставки детского творчества, информируем родителей о наших достижениях (тут помещены дипломы и награды), тут же представлена подборка методической литературы для родителей и литературы для чтения детям раннего возраста.

Бытовой модуль

Включает раздевалку. Учитывая, что наш центр посещают не только дети, но и родители, тут есть ящички для вещей, выполненные по индивидуальному заказу, они имеют отделение как для вещей ребенка, так и для вещей взрослого. Центр оборудован взрослым и двумя детскими туалетами, рядом с кабинетом художественного развития есть гигиеническая комната с маленькими раковинами. Здесь дети, подражая друг другу, учатся навыкам самообслуживания, привыкая к опрятности и личной гигиене. Также мы располагаем комнатой психологической разгрузки для педагогов, где сотрудники могут отдохнуть в перерывах между занятиями, в удобной непринужденной обстановке обсудить текущие рабочие вопросы.

За пять лет работы первого Центра игровой поддержки ребенка были разработаны режим, формы и принципы организации занятий, сложились традиции, определены критерии организации предметно-развивающей среды в условиях ЦИПРа с учетом специфики работы. В 2008 году мы стали ресурсным центром совместного проекта Департамента образования и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы». Надеемся, что наш опыт будет полезен всем.