Решая задачу по обеспечению доступности дошкольного образования, одним из приоритетных направлений работы методической службы является совершенствование системы методического обеспечения образовательными программами. Наиболее востребована из предлагаемых на сегодня программа «Истоки», по которой работают 62,5% учреждений округа.

Одно из важнейших направлений деятельности педагогов с детьми-дошкольниками, которые не посещают ДОУ в Зеленограде, - организация новых форм дошкольного образования. Для решения этой проблемы методическая служба оказывает своевременное организационно-методическое сопровождение в работе лекотек, служб ранней помощи, групп кратковременного пребывания, центров игровой поддержки. С каждым годом увеличивается количество семейных детских садов, которые на сегодня также нуждаются в методической помощи.

В решении проблем, развитии инклюзивного, интегративного и специального образования совместно с педагогами-дошкольниками методическая служба разрабатывает образовательные маршруты для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов по адаптации и интеграции детей с особыми потребностями развития в среду более здоровых детей. Модель инклюзивного образования реализуется на базе дошкольных учреждений. Такой опыт в дальнейшем получит свое распространение среди других детских садов округа, работающих с детьми, имеющими разные нарушения в развитии.

Особое внимание методическая служба Зеленограда уделяет развитию физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. С этой целью проводятся фестивали, олимпиады, спортивные соревнования, мастер-классы по использованию современного оборудования. В 2009 году прошла Неделя методического сопровождения для старших воспитателей под девизом «Здоровый малыш», в рамках которой был представлен лучший опыт дошкольных учреждений по использованию здоровьесберегающих технологий.

Опыт работы «Музея мяча», который открыт на базе детского сада №1126, транслировался для педагогов Москвы. Такой вид адаптивной физической культуры и формы занятий с детьми в дальнейшем будет внедряться в практику работы других дошкольных учреждений.

Для решения такой важной проблемы, как методическое обеспечение качества дошкольного образования, выбраны эффективные формы работы с педагогами, позволяющие повысить результативность деятельности каждого дошкольного учреждения. Например, ежегодно методисты готовят материалы к аналитическому сборнику, в котором размещаются рейтинговые показатели каждого учреждения по заболеваемости детей, дням пребывания детей в ДОУ, аттестации педагогов, участию учреждений в различных конкурсах, выполнению программы и другим моментам. Это эффективная наглядная форма, с помощью которой и методисты, и каждый руководитель, и каждый старший воспитатель видят работу своего дошкольного учреждения на фоне других.

Из года в год повышается интерес к конкурсам, растут качественные показатели (важно не только участвовать, но и побеждать), растет профессионализм педагогов. За последние три года пять воспитателей из участников стали старшими воспитателями. Победитель конкурса в номинации «Заботливая няня» поступила в педагогический университет. С первого до последнего шага методическая служба сопровождает и проживает вместе с участниками конкурсные испытания, а после окончания анализирует успехи и промахи.

Развитие дошкольного образования и повышение его качества находится в прямой зависимости от повышения эффективного кадрового обеспечения. Результат методической работы с кадрами: все старшие воспитатели и руководители имеют высшее образование. Но 20% из них - начинающие. Поэтому для них определены наставники, разработаны индивидуальные маршруты оказания помощи, закреплены детские сады с высоким рейтингом. Ежегодно работает «Школа молодого специалиста». Как новое начинание на базе округа - проведение курсов для воспитателей садов-новостроек, их главный ориентир - создание современной развивающей среды в дошкольном учреждении и организации. Новым начинанием будет день руководителя по теме «Путеводитель по миру детства».

Начинающим руководителям, старшим воспитателям необходима помощь по взаимодействию с семьей. Методисты округа продумали эффективные формы работы в этом направлении. В списке новых форм сотрудничества с семьей интересен совместный проект «Мой детсадовский дворик» под названием «Планета Детства», в котором принимали участие педагоги, родители и дети. Традиционный субботник в этом учреждении превратился в настоящий праздник труда, который способствует внутрисемейным связям и общению с ребенком. Перед методистами стоит дальнейшая задача - шире открывать возможности для совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

Реализация проектов «Детский сад будущего» «Ребенок в многонациональном мегаполисе» и «Равные шансы для всех. Инклюзивное и интегративное образование» позволила спроектировать и реализовать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.

Важнейшим направлением работы методической службы в рамках реализации проектов стала поддержка инноваций и педагогического опыта дошкольных учреждений и создание действующей модели дошкольного образовательного учреждения принципиально нового типа, обеспечивающего оптимальный маршрут развития каждого ребенка.

Участвуя в совместном пилотном проекте Департамента образования и ЮНЕСКО в области образования и воспитания детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы», методическая служба расширяет сетевое взаимодействие в масштабе Москвы. Определены направления работы каждого дошкольного учреждения, на августовских секциях будет представлен опыт работы детских садов, входящих в сетевое взаимодействие ресурсных центров.

Таким образом, за прошедшие пять лет значительно повысился уровень качественного образования в округе, возросло доверие родителей к государственной системе дошкольного образования, как следствие: нет дошкольных учреждений с низким рейтингом у населения.