Сегодня стало модным говорить о кризисе и ссылаться на него, оправдывая порой несостоятельность и бездействие чиновников всех рангов. Мы же, педагоги, ждем от них решения конкретных проблем, нерешение которых ставит под угрозу эффективность работы как каждого отдельного педагога, каждого образовательного учреждения, так и нормальное функционирование образовательной системы страны в целом.

Сегодня нас волнует многое.

Мы говорим о ключевой роли, принадлежащей учителю, о системе моральных и материальных мер стимулирования его труда через НСОТ. В нашем же регионе новая система оплаты труда никак этому не служит, скорее наоборот. Предполагалось, что учитель получит зарплату за каждого обучаемого им ученика при норме 25 человек в классе. А если в классе 29 человек, а не 25? Куда деть «лишних» четверых, если у нас только один класс в параллели? По положению о НСОТ учитель может обучать за зарплату только 25 детей! Если же при этом в другом классе не 25, а 22 ученика, то учитель получает зарплату за 22, то есть взаимной компенсации не происходит.

В нашей школе сейчас 444 ученика, но зарплату учителя получают за 424, так как в семи классах из восемнадцати наполняемость превышает нормативы и «лишних» неоплачиваемых детей - 20 человек. Таким образом, лозунг «деньги идут за учеником» при новой системе оплаты труда срабатывает в невыгодную для школы сторону.

В Положении о НСОТ почему-то не предусматривается доплата за квалификационную категорию следующим педагогическим работникам (хотя они прошли аттестацию и имеют эту категорию):

- педагогу-психологу,

- педагогу-организатору внеклассной работы с детьми,

- учителю-логопеду,

- воспитателю группы продленного дня,

- педагогу дополнительного образования,

- педагогу-организатору ОБЖ и некоторым другим.

Вот и приходится решением педколлектива расходовать на эти цели стимулирующую часть фонда оплаты труда, чтобы не обижать людей, поскольку чиновники, разрабатывая НСОТ, о них и не вспомнили.

Новая система оплаты труда практически не улучшила положение большинства педагогов, так как в нашей школе учащихся за последние 5-7 лет стало гораздо меньше. Школа находится в старом районе, нового жилья здесь не строится, а значит, нет притока молодых семей с детьми школьного возраста. Демографический спад - не вина, а беда наших педагогов, нагрузка которых становится все меньше. «Расценки» на труд учителей (особенно в начальных классах) очень низкие. Вот и получается, что зарплата учителя первой квалификационной категории при нагрузке 18 часов в неделю - 11886 рублей (при условии, что во всех классах по 25 человек и с учетом районного коэффициента). А в начальной школе зарплата и того меньше, ведь часть уроков ведут предметники, на долю же учителей начальных классов приходится по 14-15 часов в неделю и зарплата 7485 рублей с уральским коэффициентом.

Говорить об увлекательном и интересном содержании образования, о поддержке талантливых детей не приходится, если из школы постепенно «выхолащивают» всю систему дополнительного образования. Мы считаем, что дополнительное образование - неотъемлемая часть единого образовательного пространства и непрерывного образовательного процесса, это не какой-то «довесок», а необходимая сфера образовательной деятельности ребенка. При анкетировании родителей учащихся школы 95% из них отметили важность и необходимость дополнительного образования.

А у нас, по сути, уникальная система дополнительного образования ныне низведена на муниципальный уровень финансирования и обречена на жалкое существование. Доказано, что талантливый ребенок, который занимается дополнительным образованием, обходится стране гораздо дешевле, чем трудный подросток, попавший в исправительное учреждение. Да, дополнительное образование затратно, но это очень важная сфера духовного и нравственного становления будущего гражданина страны, которую потом ничем не восполнишь.

С сожалением приходится констатировать, что когда-то в нашем образовательном учреждении была своя туристическая база, свой экологический центр, 5 ставок педагогов дополнительного образования, школа имела свою хореографическую, хоровую, театральную студии. Но постепенно у нас отняли здание турбазы (его стало «невыгодно» содержать местным властям - выгоднее было передать его епархии), потом городу понадобилось здание экоцентра (его тоже у нас отняли). Школу практически лишили возможности иметь собственные полноценные студии, кружки и секции. Куда отправить детей, которые любят туризм, краеведение, музейное дело, танцы, театр, вокал? Три учреждения дополнительного образования города не смогут принять всю «выдавленную» таким образом из ряда школ массу детей, а платные кружки в заводском ДК не всем родителям доступны.

Погоня за сокращением расходов на образование (особенно в части содержания зданий, оплаты коммунальных услуг) приводит к бесконечному сокращению кадров.

Сначала приказом ОМС Управления образованием №317 от 01.10.2007 года на основании постановления областного правительства от 11.12.2006 г. №1039-ПП «О повышении эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области» из штатного расписания нашей школы с 1 января 2009 года были исключены всего 10,4 ставки:

- педагог дополнительного образования - 4 ставки,

- педагог-организатор - 1 ставка,

- аккомпаниатор - 1,5 ставки,

- заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе - 0,5 ставки,

- заместитель директора школы по профилактике правонарушений и ОБОП - 0,5 ставки,

- бухгалтер-кассир - 0,5 ставки,

- библиотекарь - 0,5 ставки,

- лаборант кабинета химии - 0,5 ставки,

- сторож - 0,1 ставки,

- уборщики служебных помещений - 0,3 ставки,

- гардеробщик - 1 ставка.

Этим же постановлением нам порекомендовали привести штаты педагогов и других работников к соотношению 70% к 30%, что мы пытались сделать с 1 января 2009 года (хотя правительством на это отводится 3 года - с 2009-го по 2011-й). При комплектовании штатов ОУ на 2009-2010 учебный год такое процентное соотношение педагогов и других работников в нашей школе вновь не устраивает власти. Теперь нам уже «порекомендовали» исключить из числа педагогов педагога-психолога, педагога-логопеда, педагога-организатора внеклассной работы с детьми, воспитателей ГПД, педагога-организатора ОБЖ, оставив в этой категории чистых учителей-предметников. Идет реальный курс на то, чтобы в школе работали только урокодатели! Это ли не уродливое понимание модернизации образования?! Как можно выбросить на улицу квалифицированных педагогов, оголив школу?!

Ухудшению социальной защищенности детей послужит и вытеснение из школы групп продленного дня, так как воспитатель вдруг перестал считаться учителем, а значит, он входит в число тех работников, которых следует сокращать. Чем же при отсутствии ГПД будут заняты дети, чьи родители до 17-18 часов, а то и дольше находятся на работе?

Наше образовательное учреждение неоднократно посещали делегации из города-побратима Клатовы Республики Чехия. Они восхищались системой занятости наших школьников в дополнительном образовании, организацией второй половины дня! Получается, что курс так называемой модернизации направлен на появление системы «урокодательства», а не на организацию полноценного образовательного процесса?

Педагоги радовались, что за последние годы значительно улучшилась учебно-материальная база нашего образовательного учреждения. В 2007 году мы получили миллион рублей как школа-победитель национального проекта «Образование», а значит, смогли приобрести компьютерную и другую современную технику, в том числе за счет областных субвенций. Но в связи с требованиями сократить штаты ОУ мы вынуждены будем уволить инженера по обслуживанию компьютерной техники и двух лаборантов компьютерных классов! Кто же в этой ситуации будет в новом учебном году ремонтировать и обслуживать многочисленную технику? Или она будет стоять мертвым грузом? О каком же новом содержании образования и подготовке выпускников к работе в высокотехнологичном мире можно в этом случае говорить?

В стране демографический кризис, число детей школьного возраста сокращается. Но ведь помещения в здании школы и сама площадь здания не стали меньше с уменьшением числа учеников! Почему же нас вынуждают сократить уборщиц, гардеробщиц, ставку электромонтера из-за пресловутого принципа 70% к 30%?! В связи с этим мы вновь вернемся к тому, что дети должны будут сами мыть полы учебных кабинетов с разрешения родителей. Да, мы должны приучать детей к труду, но не таким образом. А где же тогда строгость по соблюдению СанПиНов, которую обязаны проявлять надзорные органы? Мыть полы дети будут тогда, когда выучат уроки, вернутся после занятий в кружках, секциях, когда в кабинетах школы уже закончатся занятия, то есть вечером. Но в этом случае родители не могут гарантировать безопасность нахождения детей в городе в вечернее время: большинство улиц в нашем микрорайоне практически не освещены, а преступность мало сокращается.

Несмотря на все превратности нашего труда, из школ никуда не делись настоящие учителя, и на них держится пока российское образование. Будет держаться и в последующие годы, такая уж у учителя миссия. Так позвольте не только достойно выполнять эту миссию, но и получать за труд по заслугам, не разрушая уникальную, годами создаваемую систему образования. А она, поверьте, в нашем городе не так уж плоха. Пишем потому, что хотим быть услышанными!

Учителя школы №27 (24 подписи), родители учащихся (10 подписей)

Полевской, Свердловская область