В первых числах февраля сотрудники крайкома профсоюза образования случайно узнали, что в министерствах регионального правительства разрабатывается законопроект о введении НСОТ. Впрочем, разработчики не удосужились отразить в названии документа его суть, и можно было лишь догадываться о том, что же представляет на самом деле новая инициатива.

Профсоюзам пришлось получать информацию из третьих рук, несмотря на то, что буквально накануне, в январе, было подписано краевое трехстороннее соглашение, согласно которому «правительство разрабатывает нормативно-правовую базу для введения в 2009 году отраслевых систем оплаты труда в организациях, финансируемых из бюджета Забайкальского края, с участием профсоюзов».

Краевые комитеты профсоюзов бюджетной сферы проанализировали законопроект и пришли к выводу, что в таком варианте его принимать нельзя. По их мнению, столь серьезный закон, кардинально меняющий систему оплаты труда всех бюджетников, не может приниматься так скоропалительно. Согласно законопроекту все бюджетные учреждения края должны были перейти на НСОТ с 1 июля этого года. Кстати, сам документ представлял собой пять листов, из которых половина была посвящена перечислению нормативно-правовых актов, теряющих силу с момента вступления этого закона в действие.

К счастью, Совет Законодательного собрания региона проект отклонил и отправил на доработку его инициатору - Министерству трудовых ресурсов и демографической политики Забайкальского края.

В то же время краевой Минтруд, не успев протолкнуть свое детище, уже 26 февраля провел семинар для глав муниципалитетов и бухгалтеров по новой системе оплаты труда.

А совет Ассоциации профсоюзов непроизводственных отраслей подготовил обращение к председателям комитетов краевого парламента и в средства массовой информации. В нем говорилось, что «данный законопроект должен определять государственную политику в сфере оплаты труда и предусматривать единый порядок формирования систем оплаты труда на уровне субъекта РФ, поэтому минимальные размеры окладов и ставок заработной платы должны утверждаться правительством края, а не руководителем учреждения. А вот определение порядка осуществления стимулирующих выплат должно было отнесено к компетенции учреждения, а не устанавливаться правительством края, как это записано в законопроекте. Кроме того, должен быть единый подход к установлению окладов (должностных окладов) и ставок общеотраслевых профессий служащих и рабочих, что не нашло отражения в законопроекте. Особого внимания заслуживает п.2. ст.7, в котором речь идет о том, что заработная плата работника не должна быть меньше минимального размера оплаты труда».

Профсоюзы также обратили внимание законодателей на то, что при отсутствии необходимой нормативно-правовой базы невозможно обеспечить переход всех бюджетных учреждений края на новую систему уже летом 2009 года.

Вокруг законопроекта разгорелась борьба, в которую включились и СМИ. Представители краевого комитета профсоюза образования участвовали во всех заседаниях трехсторонней комиссии, правительства и Законодательного собрания края, на которых рассматривался данный документ. Минтруд не желал идти на конструктивный диалог и все замечания и предложения профсоюзов не принимал во внимание.

Но исполнительная власть, как бы ни старалась, не могла игнорировать замечания законодательной. Так, на заседании одного из комитетов краевого парламента инициаторы законопроекта внесли предложение о его рассмотрении сразу в двух чтениях. На что получили ответ: регламент нарушать ради этого закона никто не будет. А журналисты сделали вывод - закон непопулярен, поэтому власть и торопится его ввести.

18 марта Законодательное собрание рассмотрело и приняло закон в первом чтении. Но настойчивость профсоюзов и общественное мнение, разбуженное СМИ, сделали свое дело - депутаты уделили больше внимания законопроекту, и в итоге он был отправлен еще раз в профильные комитеты парламента для обсуждения.

В заседании Совета Законодательного собрания, состоявшемся 30 марта, принимали участие руководители всех министерств социальной сферы и два заместителя председателя краевого правительства. Разговор получился крайне тяжелым. «Бесплатный» закон, как вначале утверждали его разработчики, «весит» на самом деле 2,9 миллиарда рублей. И это при условии, что в силе осталась бы норма о доплате до уровня МРОТ низкооплачиваемым категориям бюджетников. Отраслевые министерства назвали свои цифры. Неразбериха с цифрами депутатов не оставила равнодушными, спикер весьма резко заметил, что «действия Минтруда вызывают недоверие к документу». А руководитель министерства заявил: «Все бюджетные учреждения окажутся в тяжелом положении, и это совершенно ясно. Федеральный бюджет при переходе на НСОТ дал своим работникам прибавку, мы этого сделать не можем. Однако работу по этому закону начинать надо, пусть даже с издержками». И... поблагодарил депутатов за их внимание к закону, поскольку «трудное прохождение документа сыграло свою роль и помогло увидеть недостатки, которые в нем были». Хотя об этих недостатках профсоюзы многократно говорили на всех совещаниях, где обсуждался законопроект. Но мнение общественности власть имущие слушать не хотели...

Складывалось впечатление, что единственной задачей власти было принятие законопроекта, каким бы он ни являлся. А то, что в результате его реализации получится, никого не интересовало. Что это? Желание отчитаться перед центром о быстрейшем исполнении рекомендаций о введении НСОТ или нечто другое?

В середине апреля законопроект вновь рассматривался депутатами в первом чтении. К сожалению, не все изменения, на которых настаивали профсоюзы, вошли в документ. Но главное - срок внедрения НСОТ отодвинулся. Согласно новой редакции закон вступает в силу с первого июля, но до первого января 2010 года будет действовать переходный режим, в течение которого станет возможным существование двух систем оплаты труда - ЕТС и НСОТ. При этом работники разных отраслей будут получать зарплату по различным методикам. Какими будут эти методики, пока неизвестно. Ясно одно - существующего фонда оплаты труда хватает только на установление базового оклада в размере... 1601 рубль, в то время как в школах, участвующих в эксперименте с сентября 2008 года, он составляет 2300.

Надежды возлагаются на бюджет следующего года, в котором можно было бы предусмотреть увеличение финансирования этих отраслей. Но любимая во все времена отговорка власти «Денег нет и не будет» подкреплена в настоящее время железным аргументом - кризис, дескать, какие могут быть деньги? Следовательно, надежды на повышение зарплаты в условиях НСОТ и кризиса можно оставить уже сейчас, чтобы потом не было мучительно больно...

Чита

P.S. Переход на новую систему оплаты труда влечет реструктуризацию образовательной сети. Кроме того, Законодательное собрание края рассматривает документ, который касается определения размера субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов и непосредственно нормативно-подушевого финансирования образовательных учреждений. Как показывает опыт других регионов, переход на подобное обеспечение идет весьма болезненно. Вряд ли он будет иным в Забайкальском крае.