«У нас проходят выучку ребята от восьми до девятнадцати лет, - уточняет директор Московского городского детского морского центра имени Петра Великого Николай СУСОВ. - По школам Москвы у нас своих одиннадцать отделений». Центр был создан постановлением горисполкома Моссовета в 1957 году. Изначально это была система внешкольного образования, позже получила статус дополнительного образования. «Мы, кстати говоря, относимся к городским учреждениям, - уточняет директор центра. - То есть не замыкаемся на наш Северный округ, а подчиняемся непосредственно Департаменту образования города Москвы».

В свое время корабли детского морского центра ходили походами и в ГДР, и в Польшу, и в Болгарию, и ко многим другим нашим соседям. Надо сказать, что если не маршруты (уже и страны-то такой нет, Германской Демократической Республики), то флотилия функционирует и сегодня. Более двух десятков шлюпок для развития гребных навыков - самая прозаическая ее часть. Так, в строю учебное судно «Ленинград» - самый настоящий боевой корабль, который в этом году пойдет в очередной учебный поход по Волге. Есть в небольшой флотилии и настоящий раритет - прогулочное судно «Ласточка» с годом рождения 1937-й, которое снималось в фильме «Волга-Волга». «Когда в фильме тот гигант молотил своими колесами, «Ласточка» как раз проходила мимо него, - рассказывает Николай Сусов. - «Ласточка» до сих пор в строю у нас на Химкинском водохранилище». За пятьдесят с лишним лет истории центра его выучку прошли порядка сорока тысяч детей. В настоящее время во всех отделениях центра морское ремесло постигают около тысячи детей.

Соревнования по морскому многоборью проходят в детском центре в рамках одиннадцатого фестиваля «Юные таланты Московии». Под эгидой центра собираются учреждения морской направленности, а также все те, кто так или иначе занимается морским делом. Первый этап прошел в феврале и охватывал лишь отдельные виды морского многоборья. Зато в нем участвовали порядка 180 человек. Нынешнее мероприятие - это второй этап соревнований, в котором участвуют чуть больше тридцати человек, однако же охватывает он весь комплекс соревнований. Соответственно тут собрались лучшие из лучших ребят.

«Самое главное - это понять и передать информацию, - объясняет экзаменатор по световым сигналам, более известным как семафор. - Поэтому иногда начинают передавать слово, а принимающий уже на половине его понял и говорит: «Дальше». У старшей группы пятнадцать слов, а у младшей - десять, все остальное на равных: одни и те же слова, одна и та же скорость. Экзаменатор начинает писать пробное слово, чтобы определить удобную для всех скорость: «Какое слово я сейчас написал?» Молчание. «Флаг, - сам себе отвечает он. - Вы не можете распознать букву «ф»! Я же вам несколько раз писал «ти-ти-та-ки», то есть два коротких, один длинный и один короткий сигнал».

И сверка по скорости продолжилась.

«Первый вопрос: «весло», - бойко рапортует мальчик у схемы некого плавучего судна и показывает. - Вот оно! Весло нужно для того, чтобы грести». Вторым вопросом был «гак», который также успешно был показан. Оказалось, что гак нужен для соединения паруса со шлюпкой. Впрочем, экзаменатор уточнил, что по-морскому это называется «для кливера галса», но надо сказать, что отдельно взятый корреспондент «УГ-Москва» не слишком силен в морской терминологии и не имеет возможности сравнить, насколько далек был отважный мальчик от истины. Кстати говоря, этот отдельно взятый корреспондент в этом оказался не одинок:

- А что тебе больше всего не нравится? - переговариваются в коридоре дети явно из младшей группы. И после секундной паузы в один голос: «Больше всего я ненавижу терминологию». Нараспев дети начинают перечислять нечто, характеризующееся терминами «мачтовая» и «средняя». Повторяют перед экзаменом.

В конкурсе выявляются победители, лауреаты по комплексному многоборью. Тут важно помимо знания азбуки Морзе, семафора и терминологии уметь максимально быстро соорудить пять базовых морских узлов, метко стрелять, знать историю флота, быть в состоянии отжиматься и подтягиваться. Все вышеперечисленное позволяет выявить уровень качества теоретической подготовки. Третий этап уже практический: там уже важно не только знать, где, что и зачем на шлюпке находится, но и уметь грести. Победители третьего этапа - лучшие из лучших - летом отправятся в Новороссийск. Третий, заключительный, этап соревнований по морскому многоборью пройдет в летнее время в оборонно-спортивном лагере «Маяк», что на территории Химкинского водохранилища. «Приглашаются все желающие, - уточняет директор Николай Сусов. - Мы всегда стараемся вовлечь в наши мероприятия максимальное количество ребят». Выяснилось, кстати, что кнехт нужен для швартовки корабля.