Современное оборудование зданий, аудиторий, общежитий университета средствами обнаружения возгораний, пожаротушения, спасения людей системами управления и контроля пожарной автоматики, средствами видеонаблюдения, автоматизированного контроля пропуска позволило участникам семинара на практике убедиться в первоочередной необходимости создания безопасных условий для всех участников образовательного процесса, выхода на новый качественный уровень в обеспечении защиты здоровья, жизни обучающихся и воспитанников. Как отметил проректор МЭСИ по безопасности и работе со студентами В.Тюрин, комплекс мероприятий, проведенных за последние 2-3 года в университете, сыграл положительную роль в создании безопасных условий для учебного процесса и проживания студентов, внес большой вклад в дело воспитания студентов, повышения ответственности администрации и сотрудников учреждения за состояние комплексной безопасности, внес коррективы в нормативно-правовой аспект взаимодействия с городскими структурами в обеспечении антитеррористических, антивандальных, противопожарных, санитарно-гигиенических и других требований. В результате за последний год значительно снизилось количество правонарушений в стенах МЭСИ, повысилась активность администрации в поиске путей объединения участников образовательного процесса в целях повышения культуры безопасного поведения, создания безопасных условий жизни, здоровья и обучения студентов, развития социального партнерства через различные формы государственно-общественного управления.

Практика подтверждает, что для реализации существующих целевых программ создания безопасных условий для деятельности образовательных учреждений, обеспечения их защищенности необходима и активность руководителя, администрации ОУ.

Инженерно-техническая оснащенность сама по себе не выполнит всего комплекса мер, необходимых для обеспечения безопасности в учреждении. Требуется стройная система плановой работы по обучению и подготовке администрации и сотрудников к повседневной работе, адекватным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Значительная роль в повышении безопасности принадлежит службе обеспечения безопасности, укомплектованию ее профессиональными кадрами, правильно организованной профилактической работе с участием в ней представителей правоохранительных органов, качественной организации специальных занятий и комплексных тренировок со всеми категориями педагогических работников и обучающихся.

Широкий круг вопросов по совершенствованию комплексной безопасности образовательных учреждений системы Департамента образования затронул в своем выступлении советник руководителя МДО Александр Селиков. Он рассказал о тех предложениях, которые обсуждала комиссия Московской городской Думы по безопасности, рассматривая проект Концепции национальной образовательной политики в этой области. Было отмечено, что Правительство Москвы и Департамент образования за последние годы сформировали систему обеспечения комплексной безопасности государственных ОУ, скоординировали работу всех структур обеспечения безопасности города по выявлению причин, приводящих к чрезвычайным ситуациям, своевременному их устранению и оперативным действиям всех служб по локализации и ликвидации последствий этих ситуаций. Уже имеющиеся образовательные программы предусматривают процесс непрерывного совершенствования знаний, умений и навыков в области безопасности, призванного формировать мировоззрение, профессиональную компетентность, культуру безопасности. Преподавание и обучение по вопросам безопасности осуществляются с учетом системных связей между дисциплинами, предметами и практической востребованностью.

МГТУ имени Н.Э.Баумана предлагает концепцию, которая может сыграть положительную роль в совершенствовании деятельности государственных органов, образовательных организаций и других социальных институтов в сфере образования, воспитания, формирования культуры безопасности личности и общества. Правильно организованная реализация разработанных программ способна обеспечить приобретение всеми участниками образовательного процесса необходимых компетенций в области безопасности создания и поддержания благоприятных условий для безопасной жизнедеятельности, сохранения их здоровья и работоспособности.

В выступлениях участников семинара была положительно отмечена работа Департамента образования и окружных управлений образования по материально-техническому оборудованию образовательных учреждений, организации физической охраны, разработке и выпуску методических пособий, инструкций, рекомендаций, других документов в помощь педагогическим коллективам по противодействию терроризму, профилактике экстремизма, правонарушений и ведению работы по противодействию вовлечению несовершеннолетних и молодых людей в деятельность по употреблению и распространению наркотиков.

Участники семинара поделились наработанным опытом, рассказали о способах и формах работы по обеспечению безопасности непосредственно в образовательном учреждении и совместной работе с городскими структурами на межведомственном уровне, были отмечены высокий организационный и содержательный уровень обсуждения вопросов на семинаре, творческая и доброжелательная обстановка, материально-техническая база МЭСИ, на которой проходил семинар.

При подведении итогов семинара руководитель подразделения Департамента образования Михаил Гаврилов отметил, что в последние годы московские образовательные учреждения стали более безопасными и комфортными для пребывания и учебы в них. В 2007-2008 годах во всех ОУ были проведены работы по обустройству современных автоматизированных противопожарных систем, оснащению кнопками экстренного вызова городских оперативных служб, ограждению территорий, инженерно-техническому укреплению зданий. С 1 сентября 2008 года организована профессиональная физическая охрана подразделениями милиции и частными охранными предприятиями за бюджетные финансовые средства, выделяемые городом. Около 500 ОУ имеют комплексные технические системы безопасности, контролирующие в автоматическом и полуавтоматическом режимах доступ в здания, позиционирование объектов, видеонаблюдение, пожарную охрану, чистоту и температуру воздуха, обеспечение энерго-теплоснабжением и оперативное оповещение по различным ситуациям.

В рамках соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с Управлением ФСБ РФ по городу Москве и Московской области, с Главным управлением внутренних дел по городу Москве в течение 2008-2009 учебного года прошли занятия и юридические консультации по вопросам комплексной безопасности образовательных учреждений с приглашением сотрудников УВД по городу Москве, Управления ФСБ РФ по городу Москве и Московской области. С января 2009 года проводятся встречи с педагогическими коллективами и обучающимися образовательных учреждений по тематике военно-патриотического воспитания, недопущения проявлений экстремизма в молодежной среде, что положительно сказывается на показателях - снижении числа правонарушений обучающихся и воспитанников.

Задача всей системы образования в области обеспечения безопасности в конечном итоге заключается в том, чтобы даже самый маленький участник образовательного и воспитательного процесса чувствовал себя полностью защищенным, был адаптирован к этой обстановке, мог хорошо освоить знания и навыки, знать, как вести себя в той или иной ситуации.

Несмотря на возникшие трудности финансово-экономического характера, остается неизменной позиция Департамента образования по инициированию вопросов законодательного обеспечения, по выработке единых направлений деятельности по реализации мероприятий обеспечения комплексной безопасности в подведомственных образовательных учреждениях, совершенствованию их инженерно-технического оснащения современными системами охраны и безопасности.

Необходимо повышать потенциал самих образовательных учреждений в обеспечении безопасности, конкретизировать работу со специальными службами, обеспечивающими безопасность города, активнее привлекать общественные советы, родительскую общественность к оказанию помощи детям в приобретении знаний, умений, навыков по личной и коллективной безопасности. Значительную роль должен играть контроль за работой администрации ОУ в реализации предлагаемых мер и проведении плановых мероприятий по обеспечению на практике имеющихся алгоритмов действий для своевременного реагирования на проявление угроз.

Прошедший семинар подтвердил необходимость продолжения таких встреч для определения единых подходов, обмена опытом по решению проблем и повышению качества безопасности образовательной деятельности, профессиональной подготовки ответственных за безопасность в системе образования.