В этом году в составе экспертной группы городского Совета молодых педагогов Москвы я участвовала в экспертизе конкурсных документов. Дело для меня новое, а потому очень ответственное. Принимать участие в оценке деятельности лучших педагогов столицы!!!

Однако все страхи и сомнения были развеяны при нашем первом появлении в Московском центре качества образования, где проводилась экспертиза. Организация проведения конкурса была выстроена очень четко и продуманно.

Просмотренные мной работы характеризуют учителей как личностей, которые оказывают значительное влияние на воспитанность детей, что я оцениваю как положительный момент, так как в наше время сложно чем-то заинтересовать и увлечь детей, а еще сложнее удивить. Учителя устраивают походы, конкурсы, викторины, фестивали, тем самым сплачивая коллектив и выполняя одну из функций классного руководителя, используют такие нестандартные методы обучения, как урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-викторина, дидактические игры, способствуют включению в активную работу и пассивных детей, которые в игровых и занимательных заданиях спокойно решают проблемы, недоступные им в стандартной учебной деятельности. Педагоги стараются сформировать у учащихся активную жизненную позицию, научить их видеть социальные проблемы и по мере своих сил решать их, ведь нет ничего хуже, чем человек черствый, бездушный, не ощущающий чужой боли.

Многие учителя участвуют в «круглых столах» и семинарах для учителей, принимают участие в организации и проведении окружных олимпиад, работают экспертами по проверке работ ЕГЭ, имеют публикации, проводят мастер-классы, вкладывая в это всю душу и бескорыстно передавая свои знания и богатый педагогический опыт коллегам.

Большинство педагогов занимаются исследовательской и проектной деятельностью, неоднократно они становились лауреатами и победителями различных профессиональных конкурсов. Педагоги имеют психолого-педагогическую подготовку, которая обеспечивает возможность индивидуального подхода, создания в классе благоприятного микроклимата.

Многие учителя придают большое значение самостоятельной работе учащихся и способам ее организации. Современные методы обучения позволяют научить школьников самостоятельно вести поиск новых знаний, применять эти знания, стимулируют самостоятельность и инициативность.

Аналитические справки учителей показывают, что московские школы успешно работают над созданием образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования; созданием системы выявления и поддержки одаренных детей, прозрачной объективной системы оценки учебных достижений учащихся и так далее.

Особое значение в воспитании школьников принадлежит классному руководителю. Просматривая материалы, можно сказать о том, что большинство учителей участвуют в московских городских конкурсах педагогического мастерства, в том числе и классных руководителей - «Самый классный классный».

Отдельно надо сказать о разнообразии тех методов и технологий, которые используют учителя. Это информационно-коммуникационные технологии; развивающее обучение; дебаты; портфолио; модули; разноуровневое обучение; ролевые игры; технология обучения в сотрудничестве; театральная технология; здоровьесберегающие технологии; технология проведения учебных дискуссий; технология учебной деловой игры; технология рефлексивного обучения и воспитания; технология проблемного обучения и воспитания; технология диалогового обучения и воспитания; компьютерные технологии, в том числе интернет-технологии; технология проектного обучения; технология развития критического мышления.

Конечно, были работы, в которых не все так гладко. К минусам можно отнести отсутствие в работах таких показателей, как классное руководство; результативность деятельности учителя; диагностика; использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Учителя, у которых педагогический стаж всего 4, а то и 3 года, откровенно писали о том, что им еще не удалось принять участия в профессиональных конкурсах, но они понимают всю значимость и стремятся к этому.

Образование - для настоящей и будущей жизни и деятельности, а не для отметки. Стремление от приобретения чисто теоретических знаний к пониманию и умению применить на практике, - эта мысль отражена во многих конкурсных материалах учителей.

Талантливые, яркие, творческие, добрые, отзывчивые, активные педагоги, которые обладают высоким профессионализмом и высокими личностными качествами, образец для подражания, такие учителя достойны высокой награды. Учителя создают в работе с детьми атмосферу доброжелательности, творчества, вдохновения, заинтересованности, помогают им не только получать знания, но раскрывать и реализовывать их возможности и таланты. Если бы большинство учителей работали с такой самоотдачей и творческим подходом, то за «Нашу новую школу» можно было быть спокойным.

Елена БАЙКИНА, педагог-психолог ЦО №1428, заместитель председателя Совета молодых педагогов Южного округа