Юрий Лужков, мэр Москвы:

- Мы сегодня говорим о социальной поддержке учителя и в других направлениях. Когда речь идет о наполнении, то это задача задач. Нам нужно послать молодого специалиста, который оканчивает педагогический или приравненный к педагогическим вуз, работать в школе, чего не было многие-многие годы. Мы стремимся решать эту задачу, увеличивая на 40% базисную ставку, добавляя 15% для того, чтобы можно было купить проездной билет. Первый год у нас учитель, который пришел из высшей школы и стал учителем, получает по результатам года еще на обустройство 20 тысяч рублей. Я говорю о прозаических моментах, но это элементы нашей позиции для того, чтобы пригласить всех тех, кто готовится стать учителем, в наши школы. Это задача задач! Правда, когда я стал разбираться в этом вопросе, то увидел одну несуразность. Мы помогаем молодого специалиста, молодого учителя пригласить в школу, он отрабатывает три года, лишается высокого титула молодого специалиста и теряет в зарплате. Поправим это! Потому что не дело, что молодой учитель лишается дотации и получает зарплату меньше! Мы сделаем все, чтобы в наше народное образование Москвы шли молодые специалисты, которые окончили педагогические или приравненные к ним вузы!

Жанна ГУСАРОВА, учитель географии школы №1357, член совета молодых специалистов Юго-Восточного округа:

- Мы, молодые учителя Москвы, в рядах первомайской демонстрации для того, чтобы не только отметить День труда, порадоваться нашим общим достижениям, но и обратиться к Правительству России, Правительству Москвы, к руководителям профсоюзов по наиболее острым проблемам молодых специалистов.

Молодые московские педагоги благодарны Правительству Москвы за то, что экономический кризис в меньшей степени коснулся наших учреждений.

Мы понимаем, какого напряжения сил стоит все это в текущих экономических условиях, на фоне тревожной ситуации в промышленности, роста безработицы, увеличения миграции в наш город.

Но мы верим, что Москве по силам справиться с кризисом, не дать ему войти в каждую семью, в каждый дом.

Сегодня студентов и молодых специалистов системы образования волнует вопрос трудоустройства и в первую очередь - получение первого рабочего места по специальности. Только 20% выпускников вузов в России устраиваются на работу по специальности, в то время как в Европе - 60%.

Еще совсем недавно в московских школах имелось множество вакансий, и учителя с большим трудом тянули запредельную педагогическую нагрузку. Теперь вакансий почти нет, а нагрузка падает. И это создает конфликт интересов между начинающими учителями и их опытными коллегами.

Огромное число наших любимых и уважаемых старших коллег хотели бы уйти на заслуженный отдых, заняться воспитанием внуков, уделять больше внимания нам, молодым учителям. Но они не могут себе этого позволить, вернее, не может им этого позволить низкий уровень пенсий. Мы поддерживаем борьбу профсоюзов за увеличение размера пенсии до уровня не ниже 40% утраченного заработка. Повышение пенсий сейчас главное условие обновления школы и предоставления рабочих мест выпускникам.

Самую большую остроту для московского учительства приобретает жилищный вопрос. Сейчас в очереди на получение муниципального жилья стоят более 6 тысяч работников образования Москвы. Так хорошо стартовала программа «Молодой семье - доступное жилье», но уже не первый год она буксует. А что для нас может быть важнее, чем свой дом?

Именно решение этих вопросов сможет по-настоящему поднять социальный статус педагога. Качество работы учителя во многом зависит от того, как воспринимают его ученики и родители, какое место занимает профессия учителя в структуре общества. Мы - за уважительное отношение государства и общества к учительству. Мы обращаемся к российскому правительству с призывом пересмотреть существующее отношение к работникам образования. Не только московские учителя должны получать достойную зарплату, но и все учителя и преподаватели вузов страны.

Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев провозгласил 2010 год Годом учителя. Мы надеемся, что это станет хорошим поводом для принятия конкретных мер по решению сложных вопросов российского образования и социальных проблем учительства. Образование - не услуга и не товар, образование - общественное благо!

Как педагоги, мы не можем не думать и о проблемах наших учеников и воспитанников. Как помочь тем детям, в чьи семьи нагрянул кризис, чьи родители потеряли работу? Как удержать детей от улицы, от негативного воздействия массовой культуры? Как защитить их от последствий единого государственного экзамена?

Обращаясь к Правительству Москвы, мы просим защитить наших детей, сохраняя и развивая систему оздоровления, бесплатных спортивных, досуговых, культурных учреждений! Мы просим поддержать точку зрения московских учителей о недопустимости и вреде обязательного ЕГЭ.

Мы верим в будущее России и процветание ее столицы!

И если мы будем вместе работать на будущее, никакой кризис нас не возьмет!