Юрий Лужков, мэр Москвы:

- Московское учительство - самое большое в нашей стране, самое мощное по своему качественному потенциалу. Я уже не говорю о потенциале, который определяется громадным числам наших учителей и преподавателей, которые, пожалуй, если провести конкурс в мире, могут поспорить и за первое место во вселенной.

Конкурс «Учитель года Москвы» и победа в нем очень важны для того, чтобы каждый учитель стремился к самосовершенствованию, к тому, чтобы свою самую важную работу - работу по воспитанию нашего подрастающего поколения - сделать более видной, более точечной, более грамотной, более полной для того, чтобы мы получили нового человека, человека знающего, человека, который будет любить свою Родину, свой город, который будет патриотом в полном смысле этого слова.

Учительство и образование сегодня переживают сложные времена. Все меняется: и направление совершенствования, и содержание образования, и многое другое. Причем все меняется в сторону реализации каких-то новаций. Не все из которых воспринимаются учительством (во всяком случае, старшим поколением учителей) однозначно. Часть из этих новшеств носит какой-то странный характер насаждения чего-то непонятного, а иногда и тревожащего всех нас. Слава богу, мы прошли ГИФО. Но мы высказали разное отношение к ЕГЭ, и до сих пор в обществе нет точной позиции, и прежде всего позиции в поддержке этой темы, которая приходит и якобы должна улучшить нашу традиционную могучую систему народного образования. Не у всех это вызывает поддержку и понимание. Особенно - понимание! Поэтому мы говорим государству, государственной власти: «Будьте осторожны!» Ибо когда наше учительство, когда наша высшая школа, когда лидеры нашей вузовской и научной системы говорят об осторожности, а общество не хочет воспринимать это новшество, которое взято из-за рубежа, когда я с удивлением вижу на пакетах, которые дают детям на ЕГЭ, надписи не на русском, а на английском языке, то возникает вопрос: «Почему мы должны следовать каким-то непонятным рабским образом всем тем новациям, которые, может быть, приемлемы за рубежом, но не приемлемы для нас?». Почему мы должны пренебрегать той могучей, складывавшейся десятилетиями и столетиями русской системой образования?

Я говорю об этом не для того, чтобы отвергать новое, улучшающее наше образование. Я говорю об этом для того, чтобы мы всегда в наших новациях видели логику, чтобы в них был разум, чтобы всегда естественным, а не навязывающим что-то образом заставляли тех, кто хочет понять, но не может, потому что внутренне протестует против принятия каких-то новых систем.

Я говорю об этом в первую очередь потому, что нам, московскому образованию, приходится работать в меняющихся условиях. В этих условиях тревожно для нас то, что вокруг происходит, то, что дети видят на экранах телевизоров, что они могут читать, то, что по-другому может организовать наш воспитательный, образовательный процесс. В этой ситуации наша задача - сохранить самое главное. Это желание образовывать нового человека, талант, в самых сложных условиях все-таки передать этому молодому человеку знания и любовь ко всему, что нужно любить, что нужно беречь.

У московского учительства это все получается. Могу сказать, что это и будет получаться, потому что учительство Москвы - самая серьезная школа опыта, традиций, которой нашим высоким властям, нашему министру образования и науки РФ и Министерству образования и науки РФ нельзя пренебрегать.

Что же касается Правительства Москвы, то наша задача простая. Очень простая! Это придать надлежащее, достойное уважение статусу учителя Москвы и педагога Москвы! Мы проходили разные периоды, всех тех, с кем Правительство Москвы еще в 90-е годы начало взаимодействовать, не могу назвать, но Леонида Мильграма назову, ибо он своей позицией, своими убеждением, убежденностью и способностью убеждать позвал нас в длинную и трудную дорогу, по которой мы пошли, оказывая все большее и большее внимание нашему учительству. Сегодня мы говорим об условиях и стараемся создавать новые школы, расширять потенциал московского образования, отказались от второй смены в школах. По-разному у нас все получается, не так здорово, как того хотелось бы, но мы привели в порядок школы, которые имеют приличный возраст. А самое главное - мы стараемся социально поддерживать наше учительство. Наше учительство имеет большой потенциал, и этот потенциал - в наших ветеранах. Мы должны также сделать так, чтобы вся система была в нормальном состоянии, мы должны относиться к ветеранам с большим вниманием, это люди, которые отдали свою жизнь и свои знания делу образования.

Когда мы говорим, что учитель сегодня (а мы в 90-е годы даже не могли себе представить такое) получает в среднем больше, чем средняя зарплата по Москве, - это наше общее достижение и победа, так как учитель и должен иметь социальную поддержку большую, чем среднестатистический житель города. Мы еще говорили, что с 1 мая учителям правительство города и Московская городская Дума увеличат уровень социальной поддержки, уровень зарплаты учительства. Независимо от всех ситуаций, которые могут происходить, мы свои обещания выполняем. С 1 мая 2009 года зарплата учителя выросла на 8%, с 1 сентября 2009 года вырастет еще на 8%, для того чтобы никаких сложностей учитель не испытывал.