Вот как сам Артем Маратович говорит о своей научной деятельности:

- Мои научные интересы лежат в области категорий «осмысленность» и «самоопределение». В одной из моих курсовых работ я рассматривал проблему эффективности учебной деятельности студентов через призму этих понятий.

Для начала расскажу небольшую притчу. Два мудреца отправились по свету посмотреть, как люди живут. В одном небольшом городе они встретили толпу людей, которые носили огромные камни, было видно, что им очень тяжело, руки были в кровяных мозолях, по лицу катился пот. Мудрецам стало интересно, что же делают эти люди.

- Что ты делаешь?- спросили они у одного человека.

- Я таскаю камни наверх.

- А ты что делаешь? - спросили они другого.

- Я зарабатываю детям на еду.

- Ну а ты что делаешь? - спросили они третьего.

- Я строю храм Божий!

Центральная идея моего исследования состоит в том, что человек, который строит храм, будет делать это быстрее, качественнее и с большим удовольствием. Если перевести эту притчу на язык психологии, то основное положение формулируется так: учение тогда эффективно, когда учащийся видит в нем личностно значимый смысл.

Это положение разрабатывается в русле культурно-деятельностной парадигмы в психологии. Исследовательская гипотеза формулируется следующим образом: «Существует связь между эффективностью учебной деятельности и характером ее осмысления студентами».

Теоретическим обоснованием гипотезы стали эксперименты А.А.Смирнова по исследованию памяти. В частности, Смирнов показал, что непроизвольно запоминаются в первую очередь феномены, имеющие отношение к основному руслу деятельности: «важнейшим условием, определившим собой запоминание в проведенных опытах, явилось основное русло деятельности испытуемых, основная линия их направленности и те мотивы, которыми они руководствовались в своей деятельности». Поскольку учение состоит из совокупности множества психических процессов, эффективность которых определяется мотивами человека, то можно обоснованно говорить о связи эффективности учения и его осмысления.

Цель моего исследования - проверка гипотезы о наличии связи между характером осмысления студентами учебной деятельности и академической успеваемостью. Предмет исследования - учебная деятельность студентов, объект - связь между индивидуальными различиями в осмысленности студентами учебной деятельности и ее эффективностью.

Для измерения уровня осмысленности я использовал тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.Леонтьева. Параметром, отражающим академическую успеваемость, служил рейтинг успеваемости. В исследовании принимали участие 85 студентов первого курса факультета ПК МГППУ.

В результате анализа полученных данных были выявлены две равные группы студентов: группа А с прямой корреляцией между осмысленностью жизни и академической успеваемостью и группа Б с обратной корреляцией между осмысленностью жизни и академической успеваемостью. Полученные в первой группе результаты указывают на подтверждение гипотезы. Показатели второй группы можно интерпретировать таким образом, что студенты обладают высоким уровнем осмысленности, но низкой успеваемостью и наоборот. В этом случае можно предположить, что первая подгруппа студентов (высокая осмысленность и низкая успеваемость) находят основные смыслы своей жизни вне учебы, таким образом, она имеет для них смысл пустой формальности. Например, у меня был одногруппник, который получал на втором курсе 2-3 тысячи долларов, занимаясь любимым программированием, и при этом учился весьма посредственно. Представители второй подгруппы (низкая осмысленность и высокая успеваемость), вероятнее всего, ориентируются на привычные установки. К этой группе могут принадлежать, например, школьные отличники, которые учатся хорошо, так как для них это привычный стиль жизни.

Перспективами исследования я считаю, во-первых, качественное исследование связи между характером осмысления учебной деятельности и ее эффективностью и, во-вторых, углубленное рассмотрение прочих факторов, влияющих на академическую успеваемость.

Практическая значимость исследования заключается в том, что исследование позволяет учителям осознанно повышать эффективность обучения за счет содействия осмыслению полученной информации.

Аналитически можно выделить три контекста осмысления знания:

1. Внутренняя осмысленность (согласованность частей знания).

2. Междисциплинарная осмысленность (соотнесенность с другим знанием).

3. Жизненная осмысленность (соотнесенность с жизненными проблемами).

Для наиболее эффективного освоения знания должен быть раскрыт его смысл в каждом из трех контекстов. Таким образом, новое знание должно быть внутренне выстроенным, соотнесенным с уже имеющимся знанием и необходимым для решения жизненных задач.